Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:35, курсовая работа
Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всём видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует социальному и хозяйственно – политическому укладу средних веков, основывавшемуся на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала ощущаться потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго ждать. Само собой, новые воззрения развивались не на пустом месте, они сохранили очень тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения, или если использовать французское выражение, эпохе Ренессанса (приблизительно XIV-XVI вв.). В эпоху возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству таких выдающихся философов, как Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно, Николо Макиавелли и др.
Введение................................................................................................стр. 3
2.Гуманистическая направленность и социально – философское содержание философии Возрождения................................................................ ..стр. 4
3. Натурфилософия эпохи Возрождения.................................................стр. 8
4. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?.........................................................................................................стр. 12
5. Заключение...........................................................................................стр. 15
6. Список литературы............................................................................. стр. 16
СОДЕРЖАНИЕ
2.Гуманистическая
направленность и социально – философское
содержание философии Возрождения...................
3.
Натурфилософия эпохи Возрождения...................
4.
С возрождением каких идей античной философии
связана эпоха Ренессанса?...................
5.
Заключение....................
6.
Список литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Средневековая философия
В странах Западной Европы
огромный прогресс культуры в
эпоху Возрождения приходится
на последние столетия
Теперь рассмотрим подробнее
эпоху Возрождения и узнаем, каковы
же основные принципиальные установки
возрожденческой философии?
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
НАПРАВЛЕННОСТЬ И
СОЦИАЛЬНО – ФИЛОСОФСКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФИИ
ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественно – научному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нём человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.
Эпоха становления капитализма рождала титанов мысли, чувства, характера и дела. Выдающиеся люди этого периода – цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные задачи - опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека.
XIV-XVI вв. – время, когда всё в круговороте страстей, общечеловеческих побуждений и расчётов. В разных ситуациях люди выпутываются умом и личной смекалкой. Выше всего ценится умелость. Идеал удачи царит над всем. Поклонение обычаю заменяется культом удачи. У Боккаччо, Сакетти, Джованни мораль всех новелл: скрытый грех наполовину прощён. Отсюда вытекает: достигать цели, не раздумывая над средствами, и скрывать пути, чтобы достичь цели наверняка.
В эпоху Возрождения
Свои творения человек
Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения.
Антропоцентризм, да ещё в таком артистическом виде, в каком он существовал в эпохе Ренессанса, конечно же не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. Термин «гуманизм» происходит от латинского humanitas (человечность), употреблявшегося ещё в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном. Для него humanitas – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.
Гуманизм имел длительную
Согласно итальянским
Схоластической религии
Многие гуманисты отстаивают
идеалы умеренного утилитаризма
Таким образом, гуманизм
Однако было бы неправильным
идеализировать такого рода
Особое место в философии
Самым крупным и оригинальным
из них был итальянский
Размежевания и натурального хозяйства. Такая позиция приводила мыслителя к идее естественного исторического развития, в рамках которого интересы целого (государства) и отдельных его частей (граждан) не всегда совпадают, поэтому за государством сохраняется право подавления человеческого эгоизма во имя всеобщего блага и порядка. Такое подавление требует от политиков не только применения грубой силы, но и изворотливости ума, хитрости и даже вероломства в борьбе за власть и её упрочение. Поэтому ведение государственных дел – трудная и сложная задача, требующая особой подготовки политических деятелей. Такая подготовка должна включать в себя знание как истории, так и общих законов общественной жизни, представляющей собой поле непримиримой борьбы между классами, группами и сословиями. В конечном итоге эта борьба должна уравновешиваться идеями гуманности и справедливого распределения ценностей, в противном случае общество может просто погибнуть. Для достижения этой цели допускаются все средства, в т. ч. и известный политический аморализм, ибо становление централизованного государства далеко не безболезненный процесс, устраивающий всех членов общества, поэтому высказывается мысль о том, что общественный прогресс не обходится без жертв.
Философская мысль эпохи
Одним из таких мыслителей был Томас Мор, английский гуманист, государственный деятель и святой католической церкви. Однако бессмертную славу Томасу Мору принесла его «Утопия» - произведение, описывающее жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Свете.
Слово «утопия» в буквальном переводе с греческого (ou – нет, topos - место) означает «место, которого нет». «Утопия» Томаса Мора начинается с острой критики существовавших в Англии общественных порядков. Источник всех социальных бедствий он видит в наличии частной собственности.
Рисуя безотрадную картину
Спустя столетие утопические
идеи получили развитие в
В отличие от Мора Кампанелла не только мечтал о совершенном обществе, но и стремился к радикальному переустройству социальных порядков. Заговор против испанского владычества предполагал последующее учреждение такого общественного строя.
Однако различие между Мором и Кампанеллой в этом важном пункте ещё не даёт основания для противопоставления этих мыслителей. Сходство между ними значительно. И тот и другой не придавали значения условиям и путям осуществления идеала, сосредоточивая своё внимание на детальном конструировании будущего царства добра и справедливости.