Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:56, реферат
Альбер Камю – один из крупнейших представителей западной философии ХХ века. Среди всего многообразия философских вопросов, затронутых в творчестве А.Камю, для данного реферата были выбраны проблемы абсурда и бунта.
Противоречивость мира и бытия, смысл жизни, отношение
к свободе, неоднозначная оценка места и роли человека в мире
и в обществе, - эти вопросы всегда были открытыми и привлекали мыслителей во все времена.
1. Основные идеи экзистенциализма 4
2. Краткая биография Альбера Камю 6
3. Понятие абсурда, его философское осмысление 7
3.1.Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы 7
3.2. Влияние “абсурда” на человеческое бытие 9
4. Бунт и образ бунтующего человека 12
4.1. Понятие бунта, ценность и значение бунта в судьбе человека и человечества 12
4.2. Оценка различных категорий бунта 13
Заключение 16
Список литературы 17
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
РЕФЕРАТ
по дисциплине философии
Проверил:
Челябинск 2010
Содержание
Введение
Альбер Камю – один из крупнейших представителей западной философии ХХ века. Среди всего многообразия философских вопросов, затронутых в творчестве А.Камю, для данного реферата были выбраны проблемы абсурда и бунта.
Противоречивость мира и бытия,
смысл жизни, отношение
к свободе, неоднозначная оценка места
и роли человека в мире
и в обществе, - эти вопросы всегда были
открытыми и привлекали мыслителей во
все времена. Но особенно актуальными
они стали именно в ХХ веке, который войдет
в историю как эпоха бурного развития
техники и появления техногенной среды
обитания, эпоха драматичных политических
преобразований и глобальных войн, эпоха
становления и краха, невиданных до этого
тоталитарных режимов.
Рассматривая понятия абсурда и бунта, Камю анализировал идеи современных ему философских школ, и некоторыми своими мыслями и выводами полемизировал с ними. Камю выдвинул собственную точку зрения на эти проблемы, и тем интереснее для современного читателя его творчество.
Молодому Камю принадлежит спорный тезис: «Хочешь быть философом — пиши роман». Он хотел превратить художественное творчество в полигон для философских экспериментов. В их основе первоначально лежит понятие абсурда.
Несмотря на то, что хронология жизни и творчества Альбера Камю не является целью данной работы, считаю всё же необходимым упомянуть некоторые важные, на мой взгляд, факты биографии писателя, потому что они являются своеобразным комментарием к его творчеству.
Цель данной работы – проследить, как решалась экзистенциальная проблематика Альбером Камю.
Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — философское течение, рассматривающее индивида, его «я», переживаемый личный опыт, и уникальность всего этого как базис для понимания природы существования человека. Эта философия, в основном, отражает веру в свободу и принимает последствия действий индивида, в тоже время, признавая ответственность, сопровождающую его выбор. Экзистенциалисты отдают предпочтение субъективизму, и рассматривают людей в качестве субъектов в безразличной и часто неоднозначной вселенной.
Появился экзистенциализм в период между двумя мировыми войнами (1918 - 1939), охватившими большую часть Старого и Нового Света. Это было время осмысления пережитых потерь и разочарований, время предчувствия новых, еще более страшных потрясений, время кардинальных переоценок прежних идеалов и формирования новых. Если атмосфера начала ХХ века еще оставляла место для изысканных чувств, проникнутых светлой печалью, за которыми кроется надежда на лучшее, то война 1914-1918 годов показала человечеству реальность конца цивилизации. Словно из глубин первобытного сознания наружу вырвались самые темные стороны человеческой натуры: жестокость, стремление к превосходству, уничтожению. Были отброшены христианские ценности, культивировавшиеся на протяжении многих тысячелетий. В Германии, Италии и Испании зарождались и стремительно шли к власти фашистские режимы, опирающиеся на низменные и животные инстинкты людей. Одиночество, индивидуализм, утрата чувства сопричастности происходящему, неприкаянность - вот главные черты менталитета той эпохи. Именно в это время формируется экзистенциализм - одно из самых иррациональных и пессимистичных философских течений, в котором, как в зеркале, отразилось общее мироощущение людей той эпохи. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. Центральным понятием учения является экзистенция — человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.
Преимущественным объектом
философского осмысления в экзистенциализме
выступает бытие
Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Для религиозного экзистенциализма главный момент выбора "за" или "против" Бога. "За" - значит, путь веры, любви, смирения. В результате человека ждет бесконечное блаженство. "Против" - означает отречение от Бога, чреватое божественной карой. В секулярной разновидности экзистенциализма главный момент выбора связан с формой самореализации личности. Это самореализация определяется фактом случайности человеческого бытия, его заброшенностью в этот мир. Заброшенность означает, что человек никем не создан, не сотворен. Он появляется в мире по воле случая, и ему не на что опереться.
2. Краткая биография Альбера Камю
Родился 7 ноября 1913 в алжирской деревне Мондови, в 24 км к югу от г. Бон (ныне Аннаба), в семье сельскохозяйственного рабочего. Отец, по происхождению эльзасец, погиб в Первую мировую войну. Мать, испанка, перебралась с двумя сыновьями в г. Алжир, где Камю прожил до 1939. В 1930, оканчивая лицей, он заболел туберкулезом, от последствий которого страдал всю жизнь. Так, из-за туберкулёза рухнули надежды на продолжение учебы в Эколь Нормаль - высшей школе, готовящей университетских преподавателей философии, развалился первый брак.
Религиозного воспитания Камю не получил, веры у него не было ни в юности, ни в зрелости. Идеалы евангельского христианства он рассматривал через труды своего «земляка» - святого Августина, а также современных философов - Кьеркегора, Шестова, Ясперса. На всю жизнь у него сохранилось уважение к древним и средневековым ересям - к гностикам, манихеям, катарам - и неприятие католицизма ни как народной религии, ни как богословской доктрины. Ницшеанского презрения к христианству Камю никогда не разделял; выходцу из бедноты были чужды и гневные филиппики Ницше против «подлой черни». Но провидение для него означало род фатализма; первородный грех, загробное воздаяние, спасение Камю считал мифами, примиряющими человека с земной несправедливостью.
Огромное место в жизни Камю занимал театр. Камю был талантливым актером, постановщиком, драматургом. В конце 30-х годов с театральной труппой «Экип» он объезжает весь Алжир, играет в небольших, неприспособленных залах, почти без декорации роли в классических и современных пьесах. Главная его роль в то время - роль Ивана в собственной постановке «Братьев Карамазовых». «Я играл его, быть может, плохо, но мне казалось, что понимаю я его в совершенстве», - вспоминал Камю о ролях Ивана в «Театре труда» и «Экип».
Озабоченность социальными проблемами привела его в коммунистическую партию, однако через год он вышел из нее.
В начале 1938 г. Камю начинает осваивать и еще один вид деятельности - журналистику, где он также сумел достичь много.
В 1942 г. Камю возвращается во Францию, вступает в подпольную группу «Комба», образовавшуюся в результате слияния двух групп Сопротивления с собственными печатными органами.
Оставив в 1947 работу в «Комба», писал
для прессы публицистические статьи,
собранные впоследствии в трех книгах
под общим названием «
Камю много размышляет о смерти, в дневнике признаётся в том, что боится её, ищет возможности к ней подготовиться. Близко знавшие Камю полагали, что тема самоубийства приходит в «Миф о Сизифе» из личных переживаний.
3. Понятие абсурда, его философское осмысление
В самом начале своего
эссе об абсурде А.Камю подчеркивает,
что, пожалуй, основным философским
вопросом является вопрос
о смысле жизни. Это, в общем-то, и определяет
основные проблемы, рассмотренные автором
в его работе: абсурдность бытия, чувство
абсурда и его влияние на отношение к жизни
и вопрос самоубийства, надежда и свобода.
3.1.Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы
Начиная эссе с попытки понять причины, способные заставить человека добровольно уйти из жизни, Камю подходит к понятию чувства абсурда. Это чувство, по мнению автора, возникает, прежде всего, на основе противоречия между человеком и окружающим его миром, или, словами Камю, “между актером и декорациями”.
Если мир поддается объяснению, даже и не слишком убедительному, он понятен и приемлем для человека. Но как только человек осознает всю иллюзорность этого объяснения, он начинает ощущать себя чужим во вселенной. Перед человеком встает вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?
Из этого противоречия и возникает чувство абсурда. Камю кратко описывает факторы, присущие этому чувству.
Абсурд проникает в сознание
человека неожиданно, когда он
в какой-то момент вдруг чувствует опустошенность,
усталость
от повседневного бытия. Вдруг он перестает
понимать смысл и цель этой повседневности.
Цепочка привычных поступков разрывается,
и именно в этот момент, по мнению автора,
сознание человека, застывшее до этого
в машинальной жизни, начинает приходить
в движение.
Еще один фактор абсурда – время. Человек, живущий будущим, вдруг осознает, что как раз время – его враг. Как говорит Камю, возникает своего рода бунт плоти, направленный против воздействия времени.
Следующей ступенью является ощущение человеком своей чужеродности в окружающем мире. Мир, по всей сути, имеет бесчеловечное начало. Плотность и чуждость мира выражают абсурдность бытия.
Кроме того, и в самом человеке скрыто нечто бесчеловечное – поведение, жесты, действия других людей вызывают растерянность, показывая, чем человек как физическое существо является на самом деле. В этом тоже проявляется абсурд.
Смертность человека и неизбежность смерти придают чувству абсурда дополнительное содержание.
Камю особо останавливается на проблеме интеллекта, разума и познания мира. Познаваемость мира для человека заключается в сведении его к человеческим понятиям. Однако существует неизменное противоречие между тем, что человек, как ему кажется, знает и тем, что он знает на самом деле.
Познание мира с помощью образов (литература, живопись и т.п.) предполагает отсутствие точного знания. В то же время освоение мира и с помощью науки невозможно, поскольку она способна лишь опознать и перечислить отдельные явления. При этом Камю отмечает, что мир как таковой не абсурден, он неразумен. Абсурдность же заключается в столкновении этой непознанности мира с отчаянной жаждой ясности, зов которой раздается в душе человека. Абсурд рождается из столкновения человеческого запроса быть счастливым и постигнуть разумность мира, с одной стороны, и безмолвного неразумия мира, с другой.