Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:56, реферат
Альбер Камю – один из крупнейших представителей западной философии ХХ века. Среди всего многообразия философских вопросов, затронутых в творчестве А.Камю, для данного реферата были выбраны проблемы абсурда и бунта.
Противоречивость мира и бытия, смысл жизни, отношение
к свободе, неоднозначная оценка места и роли человека в мире
и в обществе, - эти вопросы всегда были открытыми и привлекали мыслителей во все времена.
1. Основные идеи экзистенциализма 4
2. Краткая биография Альбера Камю 6
3. Понятие абсурда, его философское осмысление 7
3.1.Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы 7
3.2. Влияние “абсурда” на человеческое бытие 9
4. Бунт и образ бунтующего человека 12
4.1. Понятие бунта, ценность и значение бунта в судьбе человека и человечества 12
4.2. Оценка различных категорий бунта 13
Заключение 16
Список литературы 17
Подлинная революция ставит целью всеобщее единство и окончательное завершение истории. Происходившие же до сих пор революции приводили лишь к замене одного политического строя другим. Даже начинавшаяся как экономическая, любая революция в итоге становилась политической. И в этом также заключается отличие революции от бунта.
Кроме того, цели революции и бунта совершенно различны. Революция предполагает низведение человека до уровня истории, точнее, материала для истории. Бунт же утверждает человека и человеческую природу, не подвластную миру силы. Бунт исходит из отрицания во имя утверждения. Революция исходит из абсолютного отрицания и обрекает себя на всевозможные виды рабства и террора ради цели, достижимой лишь в конце времен.
Таким образом, делает очень важный вывод Камю, бунт созидателен, революция нигилистична. Бунт предполагает, что вместо того, чтобы убивать и умирать во имя созидания такого бытия, каковым человечество не является, человечество должно жить ради созидания того, чем оно является.
Бунт в искусстве. Искусство, творчество заключают в себе бунт, проявляющийся в одновременном отрицании и утверждении. Творчество отрицает мир за то, чего ему недостает, но отрицает во имя того, чем мир хотя бы иногда является.
Бунт в искусстве, по мнению Камю, это созидатель вселенной. Творец считает, что мир несовершенен, и стремится переписать, переделать его, придать ему недостающий стиль. Искусство спорит с действительностью, говорит Камю, но не избегает ее.
Искусство приобщает
человека к истокам бунта в
той мере,
в какой оно наделяет формой ценности,
неуловимые во всем многообразии бытия,
но зримые для творца, который, улавливая
их, отделяет их от истории.
Заканчивая исследование
понятия бунта, Камю сопоставил бунт и понятие убийства – аналогично
ранее сделанному им сопоставлению абсурда
и самоубийства. Ценность бунта заключается
в том, что он, положив предел угнетению,
создает общее для всех людей достоинство.
Бунт несет в себе созидательное начало.
Его значение – в общности людей, единстве
их природы, общении, всем, что способствует
их схожести и содружеству. Таким образом,
бунт и убийство логически противоречат
друг другу. Совершив убийство, бунтовщик
раскалывает мир, разрушая
те самые общность и единство людей. Таким
образом, появляется новая формула, вмещающая
в себя ценность и значение бунта:
“я бунтую, следовательно, мы будем существовать”.
Заключение
В данном реферате были рассмотрены проблемы и понятия абсурда и бунта – одни из основных в творчестве А.Камю.
Подводя итог исследованию
этих двух понятий, можно прийти к
выводу, что Камю придал им позитивный,
созидательный, жизнеутверждающий
смысл. Действительно, чувство абсурда
пробуждает сознание человека, и он
возвышается над своей судьбой,
обретает в определенной степени смысл бытия.
Сознание, в свою очередь, является первоисточником
бунта – стремления
к преображению. Бунт индивида, развиваясь,
переходит в ценность для множества людей,
определяя их общность и объединяя их
как созидательную силу. “Я бунтую, следовательно,
мы существуем и будем существовать”,
- таков принцип бунтующего человека.
Рассмотренная в творчестве Камю проблематика остается актуальной и по сей день. В современном противоречивом мире с его катаклизмами, на пороге третьего тысячелетия, эти вопросы являются одним из центральных предметов исследования философской мысли.
Экзистенциализм Камю основан на отчаянии, которое вызвано не мыслью о мерзости жизни и человека, а мыслью о величии личности, неспособной найти связь с равнодушным, но прекрасным миром.
Альбер Камю в своих романах сделал попытку найти ответ на проблему человеческой свободы в мире, в котором привычные моральные императивы пришли в негодность или утрачены. «Пограничная ситуация», пробуждающая к подлинной жизни его героев, не всегда является следствием их собственной смертельной болезни. Камю показал, что существуют вещи и положения, вызывающие в душе человека могучий стихийный протест, возникающий из отказа быть равнодушным очевидцем чужого несчастья.
Список литературы