Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:32, реферат
Иногда кажется, что предмет философии настолько неисчерпаем, что не хватит жизней всех существующих на земле, чтобы объять ее бескрайние просторы. Может так оно и есть. Философия зародилась и существует с человеком мыслящим. Соответственно, по мере появления новых людей будет появляться и новая философия: новые концепции жизни, новые учения.
ИМРЕ ЛАКАТОС
Реферат по философии
на тему: «И. Лакатос»
Реферат
студентки II курса
203 группы
дневного отделения
Морозовой Юлии
Научный руководитель
Радул Д.Н.
Москва 2005
Введение
Иногда кажется,
что предмет философии
Одним из
философов прошлого века, чьи
воззрения представляют
Личность Имре Лакатоса
Имре Лакатос родился в Венгрии, в городе Дебрецене в еврейской семье. . Во время Второй мировой войны был участником антифашистского Сопротивления. В это же время из-за начавшихся преследований евреев (его мать и бабушка погибли в Освенциме) был вынужден сменить фамилию на Молнар (по-венгерски — Мельник), затем на Лакатос (эту же фамилию носил премьер-министр Геза Лакатос, выступивший против уничтожения венгерских евреев). Существует и другая точка зрения, по которой «пролетарскую» фамилию Лакатос (Слесарь) он принял, устроившись на работу в правительство Венгерской народной республики.
После войны учился в аспирантуре Московского университета под руководством С. А. Яновской., Во времена культа личности Ракоши в 1950—1953 гг. за диссидентские был незаконно репрессирован как «ревизионист» и находился два года в заключении. После венгерских событий 1956 г. эмигрировал, работал в Лондонской школе экономики и политических наук, где стал наиболее ярким среди последователей Поппера. Лакатоса называли "рыцарем рациональности", поскольку он отстаивал принципы критического рационализма и полагал, что большинство процессов в науке допускает рациональное объяснение. Лакатос писал небольшие, но очень емкие по содержанию работы.
С 1958 г. постоянно
жил в Великобритании, с 1969 г. —
профессор Лондонской школы экономики
и политических наук. Умер в 1974 г. в
возрасте 51 года от кровоизлияния в
мозг.
Он один
из наиболее глубоких и
Три типа фальсификационизма
Наука, по
мнению Лакатоса, есть и должна быть соревнованием
исследовательских программ, соперничающих
между собой. Именно эта идея характеризует
так называемый утонченный методологический
фальсификационизм, развиваемый Лакатосом
в русле концепции К. Поппера[2]. Лакатос
пытается смягчить наиболее острые углы
философии науки Поппера. Он выделяет
три стадии в развитии взглядов Поппера:
фальсификационизм догматический, наивный
фальсификационизм, методологический
фальсификационизм. Последний период
начинается в 50-е годы и связан с разработкой
нормативной концепции роста и развития
знаний на основе всестороннего критицизма.
Первый видит науку как процесс, размеченный
прочными конструкциями и непогрешимыми
фальсификациями. Все же Поппер показал
ошибочность такой позиции, ибо эмпирическая
база науки неустойчива и неопределенна,
а потому и речи не может быть о фиксированных
протокольных предложениях и не пересматриваемых
в принципе опровержениях. То, что наши
опровержения также могут быть ошибочными,
подтверждают как логика, так и история
науки.
Методологический
фальсификационизм исправляет
Стремясь
каким-то образом смягчить
Программы научных
исследований
И. Лакатос
основное внимание уделяет не теориям,
как таковым, а ведет речь об исследовательских
программах. Научно-исследовательская
программа является структурно-динамической
единицей его модели науки. Чтобы понять,
что такое программа научного поиска,
вспомним о механицизме Декарта или Ньютона,
об эволюционной теории Дарвина. Последовательная
смена теорий, вытекающих из одного ядра,
происходит в рамках программы с неопровержимой
методологией, показывающей свою ценность,
плодотворность и прогрессивность в сравнении
с другой программой. Одолеваемая детскими
болезнями, теория для своего развития,
становления и укрепления нуждается во
времени.
Таким образом,
история науки предстает, по
Лакатосу, как история конкуренции
исследовательских программ. Такой
подход выдвигает на первый план взаимосвязь
между различными эпистемологиями и историографией
науки, а также момент эволюции научного
поиска.
"Некоторые
философы, - пишет И. Лакатос, - столь
озабочены решением своих
Как считает
И. Лакатос, всякая методологическая
концепция должна функционировать как
историографическая. Наиболее глубокая
ее оценка может быть дана через критику
той рациональной реконструкции истории
науки, которую она предлагает.
В этом
отличие позиции Лакатоса от
теорий Куна и Поппера. Лакатос упрекает
Поппера в неисторичности (“История науки
и ее рациональные реконструкции”), в
его принципе фальсифицируемости он видит
логическую двусмысленность, искажающую
историю и приспосабливающую последнюю
к своей теории рациональности.
С другой
стороны, пишет Лакатос в
И. Лакатос
развивает свою, довольно близкую
к куновской, концепцию
Сущность
научной революции заключается в том,
что сравнивать с эмпирией нужно не одну
изолированную теорию, но серию сменяющихся
теорий, связанных между собой едиными
основополагающими принципами. Такую
последовательность теорий он и назвал
научно - исследовательской программой.
Поэтому фундаментальной единицей оценки
процесса развитая науки является не теория,
а исследовательская программа.
Эта программа
имеет следующую структуру.
Таким образом,
по ядру можно судить о
В программу
входит негативная эвристика,
которую составляет
Позитивная
эвристика представляет собой
стратегию выбора
Фальсификации,
т.е. теоретической критике и
эмпирическому опровержению, подвергаются
лишь гипотезы "защитного пояса".
По общему соглашению подвергать фальсификации
жесткое ядро запрещается.
По характеристике
Лакатоса, исследовательские программы
являются величайшими научными
достижениями и их можно
Именно поэтому
развитие иной
И. Лакатос
подчеркивает большую
Т.е. в
отличие от гипотез Поппера,
поражаемых критикой или