Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:45, контрольная работа
В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также – ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайность или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 История идеи гуманизма…………….......................................6
1.1 Зарождение идей гуманизма в Древнем Египте и в Италии……
1.2 Развитие идей гуманизма в России…………………………………
Глава 2 Реализация идей гуманизма в современном дошкольном образовании…………………………………………………………… 11
2.1. Идеи и принципы гуманизма……………………………………13
2.2. Гуманизация воспитания и образования……………………… 15
Глава 3 Анализ реализации идей гуманизации в образовании……...20
Заключение………………………………………………………...........22
Библиографический список……………………………………………25
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАПАДНО – СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ И ПРАВА
Контрольная работа по дисциплине «Философия и развитие образования»
Тема: «Идеи гуманизма в образовании»
Выполнила: Хворова О. В., группа МП - 5
Преподаватель: Митрофанов В. В.
Нижневартовск, 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1 История идеи гуманизма……………................
1.1 Зарождение идей гуманизма в Древнем Египте и в Италии……
1.2 Развитие идей гуманизма в России…………………………………
Глава 2 Реализация идей гуманизма в современном дошкольном образовании…………………………………………………
2.1. Идеи и принципы гуманизма……………………………………13
2.2. Гуманизация воспитания и образования……………………… 15
Глава 3 Анализ реализации идей гуманизации в образовании……...20
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………25
Введение
В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также – ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайность или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.
Известная нам традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило, - некоторой монокультуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, принимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленной человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.
Конечно, в таком образовании – обучении человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует, как персона, личность; он здесь всего лишь объект обучения. Как известно, вполне адекватным этим принципиальным установкам и традиционные формы образовательной деятельности: занятие, вопрос, ответ. В этой связи оно авторитарно и тоталитарно, как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и все остальное в образовательных системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих образов мысли и чувства, своей жизни в этом мире.
Сложившаяся ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества.
В настоящее время мы можем наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности.
Этот процесс, конечно, не мог не затронуть и такую определяющую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом становится многополярным и поликультурным, а ведущими тенденциями современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность.
Идеи гуманизма, рожденные эпохой Просвещения, получили дальнейшее развитие в трудах выдающихся русских философов, социологов, теологов конца ХIХ века. Они создали теории, по своему значению далеко выходившие за пределы России и ставшие предпосылками развития философско-гуманистических учений следующего столетия. Определив сове отношение к человеку, к жизни, они создали самобытное понимание личностно-гуманистической проблематики.
Идеи гуманизации воспитания и обучения детей, обсуждение которых в настоящее время находит широкое отражение в дошкольной педагогике, пронизывают труды Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, А. В. Запорожца и др.
Идеи гуманистического воспитания были предметом научных исследований Г. С. Батищева, Е. В. Бондаревской, Б. П. Битинаса, В. Ф. Володько, К. В. Гавриловец, Б. С. Гершунского, Е. В. Петрушковой и др.
Представление о гуманизации в современной теории образования разрабатываются В. В. Краевским, В. В. Давыдовым, Ш. А. Амонашвили, В. А. Сластениным, Ю. В. Сенько и другие и различаются, в основном, по отношению к интеллектуальному развитию человека. Гуманизация образования, становление современной гуманистической педагогики основывается на исследованиях гуманистической психологии, ее личностной ценностной ориентации.
В педагогической теории гуманизацию связывают с эволюцией философских воззрений, ставящих человека в центр внимания [1,24].
Цель данной работы – рассмотреть реализацию принципов гуманизации в образовании.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1. изучить историю идеи гуманизма;
2. раскрыть содержание идеи гуманизма в образовании;
3. проанализировать понятия гуманизма и определить основные положения гуманистической педагогики;
4. осуществить анализ гуманизации содержания образования.
Глава 1. История идеи гуманизма
1.1. Зарождение идей гуманизма в Древнем Египте и в Италии
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.
Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.
Как черта мировой культуры, гуманизм проявился еще в древнем мире. Уже от эпохи Древнего царства в Египте (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: "Я спасал несчастного от более сильного... Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего..." Большое количество подобных текстов свидетельствует о существовании сильной гуманистической струи, пронизывающей культуру Древнего Египта.
Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. В древнеегипетской культуре все погружено в атмосферу религиозности, но вместе с тем все одновременно имеет мощные корни в глубинах чистой человечности.
Проявления гуманизма заметны на протяжении всей истории. Зародилось гуманистическое мировоззрение - о единстве, целостности и уязвимости человеческого общества, нуждающегося во взаимодействии и взаимной поддержке, в добровольном отказе от социального неравенства, от паразитизма сильных на угнетенных. В качестве примера достаточно обратиться к Нагорной проповеди Христа. Но еще задолго до христианства и позже него идеи гуманизма неоднократно ясно и глубоко осознавались самыми мудрыми представителями человечества (Платон, Конфуций, Ганди и др.). Со временем человечество признало их. В основе христианской, мусульманской и буддистской этики лежат принципы гуманизма.
Как направление в культуре, гуманизм возник в XIV веке в Италии и распространился в Западной Европе с XV века. Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaitre - возрождаться) стало одной из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающей почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя - абсолютная монархия, формировались новые общественные группы- буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Идейной основой культуры Возрождения стал гуманизм.
Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на формальной логике (диалектике), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. Вначале он проявился в форме защиты светских ценностей против притеснений со стороны аскетичной средневековой церкви. В некоторых итальянских университетах вернулись к полузабытому и отвергнутому в средневековье античному культурному и научному наследию. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины). Латинское понятие «humanitas» тогда означало стремление к развитию человеческого достоинства вопреки длительному принижению значения всего, что связано с человеческой жизнью. Идеал видели в гармонии между просвещенностью и активностью.
Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Восстановление античного наследия не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Зарождение ренессансной литературы во второй половине XIV в. связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи достоинства личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни.
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не всегда четкое - некоего духовного и культурного единства, благотворность которого сказывается и в современный наш век.
В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени.
В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию. Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.
Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок - такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.