Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:45, контрольная работа
В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также – ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайность или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 История идеи гуманизма…………….......................................6
1.1 Зарождение идей гуманизма в Древнем Египте и в Италии……
1.2 Развитие идей гуманизма в России…………………………………
Глава 2 Реализация идей гуманизма в современном дошкольном образовании…………………………………………………………… 11
2.1. Идеи и принципы гуманизма……………………………………13
2.2. Гуманизация воспитания и образования……………………… 15
Глава 3 Анализ реализации идей гуманизации в образовании……...20
Заключение………………………………………………………...........22
Библиографический список……………………………………………25
В-четвертых, сведение числа организованных занятий до разумного минимума, не подавляющего во времени и остальные формы активности детей; замена фронтальных занятий подгрупповыми.
В-пятых, учет индивидуальных особенностей детей при осуществлении различных бытовых и гигиенических процессов, недопустимость жесткой фронтальной их организации, насилия над ребенком в угоду формальным предписаниям.
Таким образом, отмечаем, что гуманизация образования не может рассматриваться как некий универсальный метод или технология обучения, она представляет собой ценностную ориентацию, связанную с перестройкой личностных установок учителя, а именно: личностно-ориентированная педагогика содержит в себе индивидуализацию и дифференциацию и учит умению прогнозировать, контролировать свою жизнь. Способности строить идеал в процессе образования и стремиться к нему отводится место рядом с генетическим потенциалом личности.
Глава 3. Анализ реализации идей гуманизации в образовании
Меняющаяся социальная и политическая среда сказывает влияние на все институты жизни и прежде всего на образование и культуру.
Сегодня наблюдается противоречие между сложившимися за долгие годы стереотипами мышления и деятельности и новыми условиями жизни общества. Меняются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения в образовательных потребностях.
Анализируя современное состояние организации педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю.
В 1936 году после резкой критики со стороны партии работы дошкольных учреждений, обвиненных в переоценке роли среды в воспитании детей, была поставлена задача сделать педагога центральной фигурой в дошкольном учреждении. Именно эта линия, обернувшаяся ограничением инициативы и самостоятельности ребенка, зафиксированная в «Программе воспитания в детском саду» (1962 г.), получила основное развитие в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, 1985 г.), в которой жестко и формально регламентированной оказалась деятельность не только ребенка, но уже и педагога. Стержнем процесса стала обучения (а не развития), а детский сад по принципиальной ориентации в своей работе приблизился к школе, что в корне противоречило природе и задачам дошкольного возраста. Положение отчасти смягчали психологи, под влиянием которых идеология развития и охраны психического здоровья постепенно овладевала сознанием воспитателей.
В 1989 году была создана «Концепция дошкольного воспитания» (под ред. В. Давыдова, В. Петровского), которая определила ключевые позиции обновления детского сада. Реализация этой концепции потребовала создания правовой базы. В 1991 г. было принято «Временное положение о дошкольных учреждениях», определявшее в качестве основных функций дошкольного учреждения охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка. Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании» определили правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности.
Появление «Концепции дошкольного воспитания» положило начало интенсивному обсуждению вопросов теоретического и прикладного характера, связанных с обновлением содержания дошкольного образования, апробацией в широкой практике работы новых педагогических технологий, овладением педагогами новыми методами и формами работы. Развитие инновационных процессов в отечественном дошкольном образовании отражалось в нормативно-правовых и программно-методических документах. Участвовали и участвуют в этой работе специалисты всех уровней управления образованием, методической службы, науки и практики, создавая единое образовательное пространство.
В методических рекомендациях , подготовленных Н. А. Михайленко и Н. А. Коротковой (1993) анализировалось состояние дошкольного воспитания в период начавшихся изменений. Было отмечено, что система отношений воспитателя с детьми продолжает носить формальный характер, т.е. работа строится все по той же учебно-дисциплинарной модели воспитания, распространяющейся не только на учебные занятия с детьми, но и на всю повседневную жизнь ребенка. В воспитательной работе продолжается акцент на фронтальные занятия, которые делают невозможной педагогику сотрудничества, ставят воспитателя в позицию оценивающего. При этом налаживание доверительных отношений с ребенком затруднено [13,27].
Несмотря на трудности переходного периода, изменения, происходящие в сфере, сохраняют лучшие традиции российской системы дошкольного образования и имеют, несомненно, положительные черты. На это указывалось в аналитических материалах начальника Управления дошкольного образования Минобразования России Р. Б. Стеркиной:
- соблюдается принцип комплексности - педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, ознакомление с окружающим миров, развитие речи, художественно-эстетическое и др.), предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей;
- использование некоторых парциальных программ сочетается с работой по другим направлениям педагогического процесса;
- происходит развитие новых, нетрадиционных направлений содержания работы дошкольного образовательного учреждения, таких, как обучение хореографии и ритмике, иностранному языку, делается большой акцент на создания условий самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения;
- интеграция разных видов деятельности, комплексность содержания способствует раскрепощению образовательного процесса в детском саду;
- предпринимаются попытки эмоционального насыщения атмосферы в процессе обучения, что позволяет успешно преодолевать учебно-дисциплинарные приемы и методы в работе педагога;
- происходит владение новыми педагогическими технологиями с учетом личностно-ориентированного взаимодействия – перевод на новый стиль общения игры с ребенком;
- зарождаются новые формы и содержание сотрудничества педагогов с родителями, что способствует преодолению формализма в преемственности в обучении и воспитании ребенка в условиях детского сада и семьи;
- использование новых моделей устройства помещения и его оборудования обеспечивает потребность ребенка к совместной деятельности со сверстниками, и вместе с тем создаются условия для индивидуальных занятий, что важно для осуществления реального действенного индивидуального подхода к детям.
Таким образом, обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей характеризуют общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъектности. Переход о единообразия типов дошкольных учреждений к созданию гибкой многофункциональной системы, включающей новые виды государственных и негосударственных учреждений, позволяет реагировать на разнообразные образовательные потребности населения и удовлетворять их, обеспечивая широкие образовательные услуги.
Заключение
На сегодняшнем этапе развития образования общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования. Гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое признает своей главной и незыблемой ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития.
Педагогический процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность ребенка, основывается на конструктивной работе воспитанника и воспитателя, в процессе которой взрослый старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.
Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъектности. Создание условий для поисковой и творческой деятельности детей, интеграция различных видов деятельности и их эмоциональная насыщенность способствуют переходу на новый стиль общения и игры с ребенком, развитию личностного взаимодействия педагога со своими воспитанниками.
Таким образом, идеи гуманизации образования - это идеи воспитания целостной личности, свободной и ответственной, во всем богатстве ее индивидуального своеобразия, способной к взаимопониманию, взаимоуважению, сотрудничеству. Ребенок в гуманистически ориентированной педагогике выступает не пассивным объектом педагогического воздействия, а активным субъектом учения, в процессе которого он реализует свои творческие силы и способности. Развитие способности к самопознанию, к общекультурному и профессиональному росту, к непрерывному образованию и самообразованию становится внутренним условием жизни в изменяющемся мире, предполагающим постоянную социальную и профессиональную мобильность, высокую интеллектуальную зрелость, демократизм и гражданственность.
Библиографический список
1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [текст] / Ш. А. Амонашвили. – М.: 2000 - 464с.
2. Безрукова М. П. Гуманистические принципы и правила их осуществления [текст] / М. П. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 342с.
3. Брагина Л. М."Социально - этические взгляды итальянских гума-
нистов" (II половина XV века) Издательство МГУ, 1983 г.
4. Дубровина И. В. Психологическая служба в современном образовании [текст] / И. В. Дубровина. – Рабочая книга. - С-Пб: Питер, 2009.- 400с.
5. Ефремов Н. Н. Психологическое айкидо для детей и родителей [текст] / Н. Н. Ефремов. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. .- 320с.
6. Идеи гуманизации дошкольного воспитания в трудах А. В. Запорожца [текст] / Культура и образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Смоленск: СГГИ, 1997. С.- 119-122.
7. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство "Наука", М., 1976 г.
8. Козлова С. А., Куликова Т. А.Дошкольная педагогика [текст] / С. А. Козлова, Куликова Т. А.- 10-е изд., стер.- М: «Академия»,2009г.
9. Комарова Н. Ф., Новоселова С. П. Детский сад как открытая система [текст]/ Н. Ф. Комарова. – М.: НМЦ«Дидактика»,1994. – 99с.
11. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания [текст] // Дошкольное воспитание. - 1992.№5-6. С.17-27
13. Стеркина Р.Б., Князева О. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений [текст] /Дошкольное воспитание.-1992. №1.-С.16-19.