Идеология зарождающейся буржуазии Никколо Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:41, реферат

Описание

В эпоху Возрождения, которая относится ко времени господства феодального строя, классы будущего капиталистического общества — буржуазия и пролетариат — далеко еще не сформировались и были со всех сторон окружены феодальной стихией, даже в наиболее развитых городах Италии. Ранняя буржуазия, только складывавшаяся из наиболее экономически передовых элементов средневекового бюргерства, по своему составу и месту в окружающей общественной среде значительно отличалась от победившей буржуазии более позднего времени.

Содержание

Введение …………………………………………………..............................
Глава первая
Мифология и религия…………………..…………………………………….....
1.1 Человек и мироздание едины (мифология)…………………………..
1.2 Сверхъестественное и естественное (рождение религии) …..…….

Глава вторая
Философские учения Древней Индии и Древнего Китая…………………...
2.1 Преодоление желаний (буддизм) ……….………………………...
2.2 Порядок – залог процветания (конфуцианство) ……………….....
2.3 Всеобщая предопределенность (даосизм) ……….……..………...

Заключение …………………………………………………...……….......
Список использованной литературы …………………….....….....

Работа состоит из  1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 44.84 Кб (Скачать документ)

                                          МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Камская государственная  инженерно-экономическая академия»

(ИНЭКА)

 

Кафедра «Философия»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

на тему: «Идеология зарождающейся буржуазии Никколо Макиавелли».

 

 

Выполнил: студент гр.4ХХХ-с

                    Дюков В.Н.

Проверил: к.филос.н., доцент

                   Садриев А. Ш.

 

 

 

 

 

 

 

г. Набережные Челны

2012 г.

Оглавление

 

Введение …………………………………………………..............................

3

   

Глава первая

Мифология и религия…………………..…………………………………….....

5

 

1.1 Человек и мироздание едины (мифология)…………………………..

5

 

1.2 Сверхъестественное и естественное (рождение религии) …..…….

11

     

Глава вторая

Философские учения Древней  Индии и Древнего Китая…………………...

15

 

2.1 Преодоление желаний (буддизм) ……….………………………...

15

 

2.2 Порядок – залог процветания (конфуцианство) ……………….....

20

 

2.3 Всеобщая предопределенность (даосизм) ……….……..………...

25

     

Заключение …………………………………………………...……….......

29

   

Список  использованной литературы …………………….....….....

30


 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение.

Со второй половины XIV в. в  культурной жизни средневековой  Западной Европы происходит важный перелом, связанный с возникновением новой  реннебуржуазной идеологии и культуры. Поскольку ранние капиталистические отношения, в частности мануфактурное производство с широким применением наемного труда, прежде всего зародились и стали развиваться в Италии, в этой стране впервые начала формироваться и раннебуржуазная культура, получившая название «Возрождение». Полного расцвета она достигла в конце XV и XVI в. В период XIV—XV вв. можно говорить лишь о раннем итальянском Возрождении.

В эпоху Возрождения, которая  относится ко времени господства феодального строя, классы будущего капиталистического общества — буржуазия  и пролетариат — далеко еще  не сформировались и были со всех сторон окружены феодальной стихией, даже в  наиболее развитых городах Италии. Ранняя буржуазия, только складывавшаяся из наиболее экономически передовых элементов средневекового бюргерства, по своему составу и месту в окружающей общественной среде значительно отличалась от победившей буржуазии более позднего времени. Это и определило специфику ранней буржуазной культуры по сравнению с культурой развитого буржуазного общества.

 

 

 

 

 

 

 

Предпосылки зарождения раннебуржуазной идеологии и культуры.

Характерной чертой ранней буржуазии в Италии XIV—XV вв. были широта и многообразие ее экономической  базы. Ее представители занимались торговлей и банковскими операциями, имели мануфактуры и, кроме того, были, как правило, земельными собственниками, владельцами имений в округе. Сферой наибольшего накопление капитала были торговля, связывавшая Италию со всеми  известными в то время странами, и ростовщичество (банковское дело), приносившее итальянским городам  огромные доходы. Они поступали как  от операций в самой Италии, так  и от ссуд королям, князьям, прелатам многих западноевропейских стран, от финансовых сделок с папской курией. Поэтому  богатая верхушка — купцы, банкиры, промышленники, располагавшие огрв иными по тому времени средствами, — включала в свой состав самые разнообразные элементы общества. В XIV в. в результате длительной борьбы пополанов с феодальными силами в предшествующий период в ведущих городах-государствах Северной и Средней Италии политическая власть уже перешла в руки этой верхушки торгово-промышленных и банковских кругов. Но в среде самой этой верхушки шла борьба за влияние и власть между отдельными группами и партиями, возглавляемыми богатейшими фамилиями. Все это проходило на фоне ожесточенной борьбы городских низов, нередко выливавшейся в восстания. Переворот следовал за переворотом, и стоявшие у власти богачи нередко превращались в изгнанников.

Неустойчивость проявлялась  и в экономической сфере. Крупные  торговые обороты, ростовщические операции собирали в руках купцов и банкиров огромные по тогдашним меркам состояния. Но нередко за этим следовало разорение  в результате неудач с торговыми  экспедициями, захвата торговых судов  пиратами, политических осложнений, отказа могущественных должников от уплаты долгов.

Неуверенность в завтрашнем дне, вообще характерная для этой переходной эпохи, активизировала предприимчивость и энергию этих людей и в  то же время вызывала жажду ко всем «благам жизни», доступным в то время, желание пользоваться настоящей минутой. Богачи соперничали друг с другом в роскоши. Это было время красивых дворцов, роскошной домашней обстановки, дорогих и изысканных костюмов. Народ эксплуатировали, презирали и старались держать в узде, но в то же время его боялись, стремились отвлечь от борьбы за свои права, устраивая пышные празднества.

Роскошь городских богачей, тиранов, пап предъявляла все  растущий спрос на архитекторов, художников, скульпторов, ювелиров, музыкантов, певцов и поэтов, которые своими произведениями должны были услаждать жизнь «избранных». В то же время правители итальянских  государств нуждались в секретарях, искусных дипломатах для ведения  сложных политических дел как в пределах Италии, так и вне ее, в юристах, публицистах и писателях, которые защищали бы их интересы, оправдывали захваты, прославляли их правление, чернили врагов. Нарождающаяся буржуазия нуждалась в деловых людях, которые могли бы вести ее торговые и кредитные дела за границей, в искусных счетоводах, которые могли бы учитывать огромные и разнообразные доходы, в большом штате служащих торговых, промышленных и банковских предприятий. Городам требовались врачи, нотариусы, учителя. Так вместе с буржуазией зарождается многочисленная обслуживающая ее интеллигенция, принимавшая самое активное участие в создании новой культуры Возрождения. В основе своей эта культура была культурой зарождавшейся буржуазии, эксплуатировавшей и презиравшей народные массы. Однако одним из глубинных ее источников были традиции народной культуры, отражавшие влияние разных, в том числе трудящихся, слоев населения (городских ремесленников и крестьянства).

Понятие «Возрождение»

Термин «Возрождение» (часто  употребляемый во французской форме  — «Ренессанс») не получил в буржуазной науке устойчивого значения. Одни буржуазные историки — Ж. Мишле, Я. Буркгардт, М. С. Корелин — видели в культуре этой эпохи возрождение интереса к человеческой личности, «открытие мира и человека» в противоположность богословскому и аскетическому мировоззрению средневековья, другие же — возрождение культуры античной древности, надолго забытой после падения античного мира (Фойгт). Многие буржуазные историки конца XIX и особенно XX в. подчеркивали и сейчас подчеркивают тесную преемственную связь культуры Возрождения со средневековьем, стараясь найти ее религиозные и мистические корни. Но все эти определения дают лишь поверхностное и одностороннее описание некоторых внешних сторон культуры Возрождения, не объясняя ее социальной сущности, искажая и затемняя ее историческое значение.

Советская наука видит  в культуре Возрождения раннебуржуазную культуру, возникшую на почве зарождения в недрах феодальной формации нового, капиталистического способа производства. Это, однако, не означает, что культуру Возрождения надо оценивать как детище одной лишь буржуазии. В ее создании принимали участие и представители бюргерства, еще не превратившегося в буржуазию, тесно связанные с прогрессивными традициями более ранней городской, а отчасти и широкой народной культуры; и представители дворянства, по заказу которых в ту пору нередко создавались произведения литературы и искусства; и упомянутая выше городская «интеллигенция», пополнявшаяся выходцами из того же бюргерства, а иногда и из простого народа (особенно художники и скульпторы). Не меняя общего раннебуржуазного характера культуры Возрождения, все эти разнородные социальные элементы накладывали на нее свой отпечаток, придавали ей иногда противоречивый характер, но вместе с тем делали ее широкой, далекой от узкоклассовой ограниченности буржуазной культуры капиталистического общества. При оценке исторического значения Возрождения надо учитывать и то, что в эту эпоху буржуазия была еще передовым общественным классом. Поэтому в своей борьбе с феодальным мировоззрением ее идеологи выступали в качестве представителей «всего остального общества... не какого-либо отдельного класса, а всего страждущего человечества». Поэтому же ее представители «были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными».

Макиавелли.

 Одним из идеологов зарождающейся буржуазии был Никколо Макиавелли (1469-1527). Макиавелли Никколо ди Бернардо – итальянский политический мыслитель, общественный деятель и писатель, родился во Флоренции 3 мая 1465 года. Происходил из обедневшей дворянской семьи нотариуса. Фамилия Макиавелли образовалась из прозвища, которое переводится как "вредный гвоздь". Это прозвище означало, что все носители могут постоять за себя.

 Родители Макиавелли  были образованными людьми. Его  отец – Бернардо Макиавелли  поддерживал дружеские связи  с известными книгопродавцами.  В их числе был и Джунта, потомок которого позднее стал  первым издателем книг Никколо. Сохранились сведения о том, что мать Никколо писала поэмы. Семья была большая. Заработка Бернардо едва хватало на покрытие самых непосредственных нужд семьи. Это дало повод Никколо писать.

 О событиях детства,  юности и ранней молодости  Никколо известно мало. Судя по всему, он не получил систематического образования. Никколо не посещал университета, а учился дома. Латынь, которая в ту пору входила в моду, он стал постигать с семи лет. Вскоре он приохотился к чтению древних писателей и историков, а также великих творцов новой итальянской культуры – среди них Данте, Петрарка, Боккаччо. Благодаря усилиям родителей и влиянию культурной среды, а также его собственной настойчивости он был подготовлен к деловой карьере.

 Судьба разделила все  бренное существование Никколо Макиавелли на земле на три части: первая (1469-1498гг.) – формирование личности и характера; вторая (1499-1512гг.) – практическая деятельность на посту флорентийского секретаря; третья (1512-1527гг.) – творчество. В двадцать девять лет он вступил на политическое поприще, в сорок три года он его лишился, и лишился навсегда. Более четырнадцати лет Макиавелли накапливал практический опыт, и почти столько же времени у него ушло на то, изложить накопленное в политико-философских, исторических и литературно-художественных произведениях.

 Макиавелли – один  из самых трудных для понимания  и истолкования мыслителей.

 Он первый мыслитель  эпохи Возрождения, который сумел  определенно постичь смысл основных  тенденций этой эпохи, смысл  ее политических требований и  устремлений.

 Личность и творчество  Макиавелли привлекали к себе  внимание Маркса и Энгельса, которые  были хорошо знакомы с его  основными сочинениями и основными  идеями. Они видели в нем идеолога  восходящей буржуазии, последовательного  и бескомпромиссного противника  феодального строя, католической  церкви, военного писателя и теоретика.  Но прежде всего Макиавелли  вызывал интерес своими политическими  и историческими произведениями, в которых достаточно определенно  выражались требования нового  класса и новой эпохи: "Государь", "История Флоренции", "Рассуждения  о первой декаде Тита Ливия"  и "О военном искусстве".

 Самое знаменитое произведение  Макиавелли – "Государь". Это  произведение создано в самом  начале восьмилетней ссылки Макиавелли, в июне-декабре 1513 года.

 У Макиавелли зарождаются  мысли: осмыслить как можно  более глубоко и всесторонне  человеческую историю, историю  человеческого общества в его  деяниях и свершениях и учрежденных  правах, свободах и обязанностях, словом осмыслить историю, как  осуществление и осознание становления  и прогресса свободы. Для реализации  своего замысла Макиавелли почти  одновременно пишет такие произведения  как "Государь" и "Рассуждения  о первой декаде Тита Ливия". (1513-1515гг.) Первое посвящено построению  такого государства и общества, а также формированию такого  государя, которые оказались бы  способными вывести итальянский народ из состояния тяжелейшего социально-экономического и политического кризиса, раздробленности, отсталости.

 В "Государе" Макиавелли  рисует модель абсолютного монарха,  который с помощью всех средств  – жестокости и обмана, демагогии  и справедливости, хитрости и  прямодушия – обеспечивает сохранение, укрепление и расширение своей  власти.

 Проблеме взаимоотношения  нового государя с народом  и знатью Макиавелли уделяет  много внимания, поскольку считает  достижение определенного равновесия  классовых сил одной из важнейших  задач. Макиавелли справедливо  полагает, что государи становятся  великими, когда преодолевают трудности  и оказанное им сопротивление.  Он выстраивает внушительную  программу, выполняя которую государь  может добиться того, чтобы его  почитали.

 Политический реализм  Макиавелли связывает свободу  с истиной, с правдой. Макиавелли  настаивает на том, чтобы государь  больше всего избегал льстецов, которыми полны дворцы, и окружал  себя людьми, которые способны  ему всегда говорить только  правду, какой бы горькой она  не была.

 Если правила, предлагаемые  Макиавелли, соблюдаются государями, то власть, нового государя делается  крепче и обеспеченнее.

 Что касается "Рассуждений  о первой декаде Тита Ливия", то в этом произведении, как  бы напротив, из рассмотрения прошлого выводятся и извлекается для настоящего, а главным образом – для будущего все, что было полезного в государственном и общественном устройстве, в законах, обычаях, установлениях и вообще в жизни древних народов. Аналитическое рассмотрение государственного устройства прошлого является одновременно хорошей основой для формирования и выработки наиболее действительных и эффективных форм государственного и общественного устройства, законодательства, различного рода учреждений и институтов, призванных реализовывать, развивать и защищать права, свободы, достоинство граждан, осуществлять контроль за исполнением законов, соблюдением норм, правил и установленных порядков в общественной и государственной жизни.

Информация о работе Идеология зарождающейся буржуазии Никколо Макиавелли