Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:12, реферат
ДЬЮИ, ДЖОН (Dewey, John) (1859–1952), американский философ, психолог и педагог, один из ведущих представителей прагматизма, оказавший сильное влияние на педагогическую мысль США. Родился близ Берлингтона (шт. Вермонт) 20 октября 1859
Инструментализм Джона Дьюи
ДЬЮИ, ДЖОН (Dewey, John) (1859–1952), американский философ, психолог и педагог, один из ведущих представителей прагматизма, оказавший сильное влияние на педагогическую мысль США. Родился близ Берлингтона (шт. Вермонт) 20 октября 1859. До сих пор мы мало знаем о его предках, однако известно, что первый Дьюи, поселившийся в Америке, имел троих сыновей, среди потомков одного из них был Джон Дьюи, другого – губернатор Томас Дьюи, а третьего – адмирал Джордж Дьюи, получивший известность благодаря сражению в Манильской бухте в ходе испано-американской войны 1898. Три поколения рода Дьюи были фермерами, его отец занимался торговлей. Дьюи получил образование в средней школе Берлингтона, окончил университет Вермонта, затем два года преподавал в школе в штате Пенсильвания, в течение года был учителем сельской школы в родном штате. В 1882 поступил в университет Джонса Хопкинса в Балтиморе. Здесь он испытал влияние Джорджа Сильвестра Морриса, приглашенного профессора из Мичиганского университета, представителя американского неогегельянства. В 1884 получил степень доктора философии в университете Джонса Хопкинса, представив диссертацию, которая была посвящена одному из аспектов психологической теории Канта.
Его профессиональная жизнь пришлась на жизнь трёх поколений, а голос его отчетливо звучал в хоре дискуссий по вопросам культуры, которые велись как в США, так и за рубежом с 1890-х годов и до самой его смерти — он скончался в 1952 г. в возрасте 93 лет. За свою продолжительную карьеру он разработал философию, проповедовавшую единство теории и практики, единство, примером которого служит его собственная интеллектуальная и политическая деятельность. Его мышление строилось на нравственном убеждении, что «демократия есть свобода», и он посвятил свою жизнь построению его философского обоснования, активно боролся за его реализацию. Ни в одной другой области приверженность Дьюи демократии и идее интеграции теории и практики не проявлялись с такой очевидностью, как в его деятельности педагога-реформатора.
Приступив к обязанностям сотрудника Чикагского университета осенью 1894г., Дьюи писал своей жене Эллис: «Иногда я подумываю расстаться с преподаванием философии как таковой и начать обучать ей средствами педагогики». Хотя он никогда не переставал преподавать философию, его философские взгляды достигали более широкого круга читателей через его книги, предназначенные как для педагогов (например, «Школа и общество» (1899), «Как мы думаем» (1910), «Демократия и образование» (1916), и «Опыт и образование» (1938)), так и для его коллег-философов. По его собственным словам, в работе «Демократия и образование» ему удалось кратко изложить свою «философскую доктрину». Не случайно многие великие философы, как и он сам, проявляли живейший интерес к проблемам образования, так как существовала «теснейшая и жизненно важная взаимосвязь между философией и образованием». Если философия есть мудрость, видения «лучшего образа жизни», то осознанно направляемый процесс образования является для философа практикой. «Философия, претендующая на нечто большее, должна быть признана убеждением, что ее теория опыта есть всего лишь гипотеза, которая реализуется как таковая, только когда опыт, по существу, смоделирован в соответствии с ней. Понимание этого требует от человека определенного умонастроения, чтобы он хотел и стремился приобрести такой опыт». Моделирование подобных настроений может осуществляться посредством ряда факторов, но в современных обществах самым важным из них является школа, именно в этом качестве представляющая собой важную сферу деятельности, где философия конкретизируется в «живую реальность».
Попытки Дьюи сделать свою философию практически значимой в контексте школы вызывали полемику, и по сей день он остается в центре дискуссий о недостатках американской системы образования: для приверженцев консервативного подхода, «назад к основам», он по-прежнему представляется неисправимым злодеем, а для реформаторов-педоцентристов — духовным отцом. Однако оба лагеря в этих дебатах, как правило, отличает неправильное прочтение Дьюи, переоценка его влияния и минимизация демократических идеалов, составляющих суть его педагогики.
Осенью того же года Дьюи приступил к преподаванию философии в Мичиганском университете и оставался там (если не считать краткого периода преподавания в университете Миннесоты в 1888–1889) до 1894, когда ему предложили должность профессора и декана факультета философии, психологии и педагогики Чикагского университета. Именно в Чикаго Дьюи переключился с отвлеченных традиционных проблем метафизики и эпистемологии на более практические и специальные проблемы философии, психологии и педагогики. К 1903 т.н. Чикагская школа инструментализма переживала период расцвета, а педагогические эксперименты, начатые в основанных Дьюи в 1896 «школах-лабораториях», стали оказывать заметное влияние на педагогическую теорию и практику в США. С 1904 Дьюи преподавал в Колумбийском университете и оставался там вплоть до своей отставки в 1930, впоследствии занимал пост почетного профессора университета. В этот период он написал множество работ: по логике, теории познания, психологии, педагогике, социальной философии, искусствоведению, религии. Как известного философа и педагога его приглашали в Китай, Японию, Турцию, Мексику, СССР. Дьюи занимал активную социальную позицию и принимал участие в многочисленных комитетах и движениях либеральной ориентации. Умер Дьюи в Нью-Йорке 1 июня 1952.
Первые сочинения Дьюи вышли в свет, когда он работал в университете Джонса Хопкинса. Это две статьи в «Журнале спекулятивной философии» («Journal of Speculative Philosophy»), который издавался в Сент-Луисе (шт. Миссури) под редакцией У.Т.Харриса и посвящен изучению и распространению гегелевских идей. Дьюи никогда не был ортодоксальным гегельянцем, однако считал Гегеля выдающимся мыслителем. После знакомства с гегелевскими сочинениями собственные работы показались ему просто «интеллектуальными упражнениями». Отход Дьюи от гегельянства начался, когда он осознал, что система Гегеля носит формальный, «в высшей степени искусственный» характер. Однако он продолжал считать, что «в Гегеле больше мыслительного содержания и способности проникновения в сущность вещей, чем в любом другом систематическом философе», включая Платона.
Дьюи никогда не переставал заниматься темой демократии. В 1888 Мичиганский университет выпустил в свет его работу Этика демократии (The Ethics of Democracy). В 1946 во «Введении» к книге Проблемы человека (Problems of Men) он прямо говорит о своей вере в демократический образ жизни, находит новые смыслы в понятии демократии и новые способы убеждения читателей в необходимости научного изучения человека в социальной среде, подобного изучению природы естественными науками. Демократия для него не «порубленный на кусочки суверенитет», но партнерство в сверхиндивидуальной деятельности и воле. Это не просто – и не прежде всего – форма правления, а разумная, реалистическая кооперация с целью формирования полноценных личностей. Неудивительно, что, как он сам признавал, его философия была наиболее полным образом представлена в работе Демократия и образование (Democracy and Education, 1916). Демократию и «образование в интересах демократии» Дьюи считал важнейшими проблемами, в исследовании которых находят естественное применение и «другие вопросы – космологические, моральные, логические». Он называл Эмерсона «философом демократии», однако эта характеристика в большей степени подходит ему самому, как и его слова о том, что Эмерсон был «пророком и глашатаем любой системы, которую демократия в будущем построит и воплотит в жизнь».
Третьим виднейшим теоретиком прагматизма был американский мыслитель Джон Дьюи (1859-1952), философ (его вариант прагматизма обрел собственное имя - инструментализм), социолог и психолог, правовед и педагог. Его педагогическая концепция получила распространение не только в Америке, но также в послеоктябрьской России и в Китае. Программа инструментализма была провозглашена им даже несколько раньше выхода в свет книги Джеймса "Прагматизм" - и в той же форме: в 1903 г. вышли в свет "Лекции по логической теории". В них логика трактовалась Дьюи как универсальный метод решения жизненных задач.
Наиболее полно эта концепция представлена в его "Очерках по экспериментальной логике" (1916). Здесь он весьма негативно оценил быстро распространившееся с легкой руки Джеймса представление о прагматизме как идеологии практицизма. Он называет легендой мнение о том, что прагматизм рассматривает познание как простое средство достижения практических целей или удовлетворения практических потребностей. Да и само слово "практический", считает Дьюи, означает лишь правило, которое состоит в требовании искать окончательные значения и последние оправдания всякой мысли, всякого рефлексивного рассуждения в его следствиях. Прагматизм ничего не говорит о природе этих следствий, которые могут быть эстетическими или этическими, политическими или религиозными - какими угодно. Дьюи подчеркивает, что познание не занимается трансцендентным; познавательная активность нацелена на "урегулирование ситуации", в какой бы сфере деятельности она ни возникала: "Мы не знаем ни источника, ни природы, ни средства лечения малярии, пока не можем воспроизвести или вылечить малярию; ценность и касательно воспроизведения, и касательно устранения зависит от характеристик малярии в отношении с другими вещами. И дело так же обстоит применительно к математическому знанию или к знанию из областей политики или искусства. Относящиеся к ним объекты не познаны, если они не сделаны в ходе процесса экспериментального мышления. Их полезность, когда они сделаны, есть все го, что относительно них, каковы бы они ни были, опыт способен в последующем определить от бесконечности до нуля".
Для "экспериментальной логики" Дьюи весьма важным является понятие исследования. Исследование - это сам целостный опыт, рассматриваемый под специфическим углом зрения. Человеческая жизнь складывается из множества ситуаций. Любой конкретный объект, любой процесс - непременно органическая часть ситуации. Изолированный объект просто невозможен, хотя бы потому, что его изоляция от других - это результат активной процедуры нейтрализации тех связей, в контексте которых он существует изначально. Частный объект, прямо или косвенно, никогда не интересует человека "сам по себе": он становится предметом познания, будучи включен в связь с познающим субъектом и в контексте познавательной ситуации, которая предстает как проблематическая.
Познание поэтому начинается со вступления в неопределенную ситуацию. Она порождает сомнения и вопросы, поэтому ее можно назвать проблематической. Правда, проблематизадия - это уже не сама ситуация, а ее антиципация, т. е. начало ее освоения. Первый шаг решения - вычленение в неопределенной ситуации остальных элементов. Так, звук сирены во время киносеанса создает для человека беспокоящую его неопределенную ситуацию. Первое, что делает человек в такой ситуации, - он оглядывает зал, обращая внимание на расположение кресел, запасных и основных выходов, особенно на нестабильный элемент ситуации - поведение людей. Осознание этих моментов позволяет ему сформулировать проблему: какой путь спасения наиболее адекватен ситуации. Все наблюдаемые моменты превращаются сознанием в компоненты проблемы, анализ которых способен привести к практически ценному решению. В образовании проблем по поводу неопределенных ситуаций и в их решении как раз и состоит назначение мышления. В ходе операций мышления с факторами, составляющими проблему, рождаются идеи. Чем больше элементов проблемы освещены, тем более ясными могут стать понятия, касающиеся решения проблемы: ясные идеи превращаются в программу практического действия.
Конечно, самые светлые идеи - это только предвосхищение того, что может произойти; они обозначают возможности. Но они функциональны, поскольку способны стать средствами преодоления проблематической ситуации, и операциональны, так как превращаются в планы действий и в программы получения новых фактов.
Таковы базовые, принципиальные
положения прагматизма в целом
- не только инструментализма Дьюи - о познании
и его назначении. Отсюда следуют достаточно
радикальные перемены в смыслах традиционных
философских понятий. В их числе "реальность"
и "истина", представляющие собою
главные структурные элементы традиционной
философии.
Инструментальная
версия прагматизма
Дьюи:
Деятельность Джона
Дьюи (1859 - 1952) была связана прежде всего
с Чикагским университетом. Он известен
не только как философ и психолог ,но и
как реформатор школьного образования,
а также общественный деятель. Его педагогические
идеи получили практическое воплощение
в США и в некоторых других странах, включая
СССР (в 20-е годы).
В начале своей карьеры
Дьюи увлекался гегелевской логикой, в
особенности учением о понятии. Это не
мешало ему одновременно заниматься экспериментальной
психологией. В книге "Психология"
(1886) он подчеркивал, что объектом психологического
исследования является целостный человек
и его практическая деятельность. При
этом Дьюи критиковал тех психологов,
которые искусственно изолировали различные
стороны психической жизни или же давали
ей сугубо физиологическое объяснение
(например, с помощью понятия рефлекторной
дуги). Одна из наиболее известных работ
Дьюи "Влияние Дарвина на философию"
(1910). Как и Пирс, Дьюи был сторонником эволюционного
подхода, подчеркивая, что приспособление
к среде, осуществляемое различными средствами,
является основной задачей людей. Правда,
в отличие от Пирса, он не стремился к созданию
метафизической теории эволюционного
процесса.
Важную роль для
выработки основ "философии образования"
сыграла книга Дьюи "Демократия
и образование" (1916), которая и в наши
дни не потеряла своей актуальности для
американского общества. Вероятно, главной
философской работой его является "Реконструкция
в философии" (1920), которую Дьюи несколько
раз переиздавал при жизни. Вопросам эстетики
была посвящена книга "Искусство как
опыт" (1934). Дьюи придавал эстетическому
опыту большое значение, подчеркивая,
что искусство должно стать частью человеческой
жизни, и критикуя теории "чистого искусства".
Логико-методологическая концепция американского
философа (которой он дает натуралистическое
обоснование) в наиболее целостном виде
представлена в "Логике: теории исследования"
(1938), а его аксиологическая концепция
в книге "Теория оценки" (1939). В последней
работе он определял этику как дисциплину,
изучающую переход от оценки чего-либо
к суждению о ценности оцениваемого.
Свой "инструментализм"
Дьюи рассматривал как логическую версию
прагматизма. В ее основе лежит бихевиористская
теория мышления. Она предполагает анализ
познания с помощью описания физических
действий людей, всего их поведения. Интеллект
выступает главным орудием приспособления
и выживания. Он отнюдь не призван адекватно
отражать действительность, а направлен
на ее преобразование в соответствие с
нашими потребностями. Интеллект указывает
для будущей практики наиболее эффективные
отношения к окружению, связывает цели
и средства. Дьюи отвергал детерминистский
подход, считая, что инструментальное
мышление способно вносить любые изменения
в ход событий.