Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:12, реферат
ДЬЮИ, ДЖОН (Dewey, John) (1859–1952), американский философ, психолог и педагог, один из ведущих представителей прагматизма, оказавший сильное влияние на педагогическую мысль США. Родился близ Берлингтона (шт. Вермонт) 20 октября 1859
Более того, интеллект
имеет дело не с противостоящей ему
объективной действительностью, а
с опытом. Это одна из главных категорий
прагматизма Дьюи, в которой, по его мнению,
исчезает дуализм материального и идеального.
Понятия и идеи суть инструменты по преобразованию
опыта. Но понятийное мышление не начнет
функционировать, пока люди не окажутся
в проблематической ситуации, в которой
организм испытывает чувство неопределенности,
запутанности, затрудненности действий.
Для преодоления подобной ситуации интеллект
проводит "исследование", предполагающее
следующие логические шаги: во-первых,
фиксируется возникновение самой проблематической
ситуации. Человек испытывает то, что Пирс
называл "сомнением". Во-вторых, устанавливаются
относящиеся к делу данные, проблема идентифицируется
и определяются ее пределы. В-третьих,
осуществляется поиск возможного решения,
формируется гипотеза. В-четвертых, осуществляется
проверка гипотезы, ее критическая оценка.
Дьюи, разъясняя термин "прагматический",
говорил, что он означает правило отнесения
мыслей к своим последствиям как решающей
проверке и критерию значимости. При этом
последствия могут быть самыми различными.
В-пятых, завершение исследования есть
достижение полноты опыта, достижение
знания как успешной практики. Этот последний
этап формирует то, что Пирс называл "верованием".
Правильная оценка
ситуации, которая выражается в некотором
суждении и приводит к успешному
завершению исследования, позволяет, согласно
Дьюи, считать это суждение "истинным".
Истины должны "работать". Дьюи говорил,
что наречие "истинно", отвечающее
на вопрос "как?", для него более важно,
нежели прилагательное "истинный"
или существительное "истина". Полезность
истины не произвол, ибо истина в прагматистском
истолковании предполагает общественные
и объективные условия. При этом все наши
истины, а также понятия, теории и системы
суть гипотезы, которые развиваются в
процессе применения.
Но в целом понятию
истины американский философ предпочитает
понятие ценности. Наш опыт, подчеркивал
он, буквально пронизан ценностями,
которые мы выбираем. Инструментальная
теория и призвана указывать, где
следует и где не следует искать
ценности. Научные истины и технические
достижения должны быть соединены с
человеческими ценностями. Прогресс
всегда так или иначе связан с усилиями
людей по переоценке существующих ценностей.
Дьюи считал одним из
главных недостатков современной культуры
наличие в ней целой "сети" дуализмов,
среди которых, в частности, он называл
дуализм теории и практики, опыта и разума,
чувств и мышления, морального и физического,
а также связанный с последним дуализм
объекта науки и супранатурального объекта
морали. Наука, по его мнению, должна гуманизироваться,
включить в себя человеческие ценности
и отношения. "Реконструкция в философии"
способствует разработке интеллектуального
инструментария для решения этой задачи.
Наука и разум не являются чем-то дополняющим
опыт, ибо разум, как его определяет Дьюи,
есть "экспериментальный интеллект",
способный к самокоррекции. В свой зрелый
период американский философ подвергал
критике учение немецкого классического
идеализма о разуме, игнорировавшем этот
аспект. Он считал, что философия вслед
за современной наукой должна стать операциональной
и экспериментальной. "Первая функция
философии, - писал Дьюи, - рационализация
возможностей опыта, особенно коллективного
человеческого опыта" [1]. Логика, которая
не может быть сугубо формальной, должна
прояснять и систематизировать те процедуры,
которые позволят осуществить "реконструкцию"
более экономно и эффективно. Вообще Дьюи
трактовал логику как эмпирико-нормативную
дисциплину, имеющую основание в опыте
мышления многих поколений людей и выполняющую
регулятивную функцию. Логику в таком
психологистском смысле следует применять
и в области морали и политики.
1 Dewey J. Reconstruction in Philosophy.
Boston. 1957. P. 122.
Осознание естественной
наукой человеческих ценностей, полагал
Дьюи, приведет к преодолению дуализмов
и в конечном итоге конфликта позиций
гуманизма и натурализма. "Исследование",
в прагматистском истолковании этого
термина, станет столь же характерным
для морали, как и для науки. А проблема
зла перестанет быть чисто метафизической
или теологической; она трансформируется
в практическую проблему удаления недостатков
из жизни. Моральный прогресс нашего опыта
неотделим от прогресса образования. Образование
Дьюи понимал в максимально широком смысле,
как "сердцевину человеческой социальности".
Непрекращающееся образование - важнейший
элемент демократии, как ее представлял
себе американский философ. Он надеялся,
что в будущем возродится религиозный
дух, который будет гармонировать с научными
убеждениями людей и их социальной активностью.
Практической реализацией
идей "реконструкции" явился "Гуманистический
манифест", опубликованный в 1933 г. и
подписанный 34 видными деятелями
американской культуры, включая многих
философов. Он состоит из 15 тезисов,
призванных обосновать нетеологическое
понимание морально-