Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:58, реферат
В связи с изменением государственной политики в сфере культуры сегодня можно утверждать, что культуру предстоит поднять на новый уровень в иерархии государственных политических ценностей. Культура русская, основанная на исторических традициях и на позитивном развитии, должна стать основой всего социально развития. Именно такая задача ставится в программных политических документах нашего государства.
конечно же ощущает сию абсолютную ценность жизни не только в себе одном. Больше того – своя жизнь есть для нас скорее (или в первую очередь) потребность, которая может быть большей или меньшей или даже в иные горькие моменты вовсе истощаться, а безусловная ценность – это именно жизнь вообще, значит, жизнь всех, жизни чужие. Итак, что живет (живые существа), что служит жизни (красота, любовь, забота, творчество), что отражает запечатленную жизнь (память о живших, произведения искусства) – то и ценность.
…И истина среди ценностей
занимает особое место. Во-
Мне кажется, что точнее было бы сказать:
иные иллюзии на определенных отрезках
времени помогают прожить не лучше,
а беспечально. Что тоже, конечно, свою
ценность имеет. Особо уместна ложь, если
отрезок времени (жизни) – последний; но
ведь тут речь идет не о жизни, а об умирании;
тот, кто, будучи, скажем, обманут врачами
относительно плохого прогноза своей
болезни, проживет какое-то время не в
отчаянии, не забывая максимально полнокровно
жить – будет ближе к истине. В какой-то
мере это относится и к религиозной иллюзии,
ведь вообще вся земная жизнь – всего
только отрезок времени… Но в целом задача
сохранения жизни все-таки требует того,
чтобы приятные иллюзии определяли наше
поведение лишь там и постольку, где и
поскольку истине это не мешает или она
принципиально неизвестна. Так, пусть
каждый неизлечимо больной надеется на
лучший исход своей болезни, но все-таки
не забывает принимать нужных таблеток;
пусть верит, кому верится, и в бессмертие,
но не забывает сам и не мешает другим
устраивать достойную жизнь уже на земле.
Ценности,
как все живое, неповторимы, уникальны
и потому незаменимы – самоценны. Ничто
поистине ценное для нас никогда вполне
не заменит другое, хотя бы и «лучшее».
Ценности не имеют цены, менового эквивалента,
не имеют никаких «зато».
(Трагедия живого на Земле в том, что все-таки
эти цены приходится назначать, уже потому,
что всякая жизнь на земле живет за счет
других жизней; наша плотоядность – и
конечно не только она одна, но фактически
каждая моральная проблема – представляет
собой моральную неразрешимость, коллизию.
Но важно понять, что коллизии в морали
неизбежны, поскольку мораль не выводится
из реальности, а лишь выражает нашу исходную
ценностную установку; потому, сколько
бы раз ценность ни терпела фиаско, она
не перестанет быть ценностью и должное
не перестанет быть должным. Об этом см.
статью «Коллизия».)
Живое есть само своя цель, и истинно должное
отношение к ценностям – это отношение
к ним именно как к живому, то есть (по возможности)
как к цели, а не средству. В этом состоит
и суть морального
отношения к чему бы то ни было. Всякая
ценность, в отличие от просто желаемого,
потому и ценность, что заключает в себе
некую моральную истину.
Надо
заметить, что «объективное» (синоним
истинного) состоит не в том, что
оно для всех одинаково (каждый воспринимает
мир так, как это предопределяют его
органы чувств, по-своему), – а в том, что
оно исключает произвол, обращаться с
ним можно лишь по его же законам. И то
же самое – с ценностями. Если мой собственный
разум удостоверяет для меня их моральную
истину (то есть видит в них, так сказать,
непременные атрибуты или условия Жизни),
то они уважаемы мной независимо от моих
индивидуальных расположений или нерасположений.
Подлинная мораль – это выход из эгоцентризма
в объективность, в истинное положение
вещей. Которое демонстрирует, что, кроме
нас самих, есть в мире и иное самоценное
для нас, иные живые жизни: есть истинные
ценности. И нам уже не нужно подчиняться
социальному инстинкту, чтобы учитывать
этот самый социум вокруг нас (быть нравственными);
как только другие Я обнаруживают для
нас свою самоценность, наша нравственность
становится межиндивидуальной, и становится,
так сказать, моральной объективностью.
Ценности – сугубо личностны, но объективность
и удостоверяется только каждой личностью,
«своей головой», а не коллективами (что
бы ни говорил коллектив, против логики,
с которой каждый один на один, он бессилен);
ценности могут быть даже в чем- то и субъективны
(у каждого свой вкус, и никакие другие,
сколько бы их ни было, тут ничего не меняют),
но они – вот в чем суть – не эгоцентрическое
и не эгоистическое в нас, а стало быть
исключают произвол и в этом смысле объективны.
Но
вот где, в идее объективности
ценностей, «тонкое место». Дистанция
между непосредственно радующим
и истинно (объективно) ценным делает
то, что ложные ценности, под видом истинных,
имеют широчайшее хождение, и даже, может
быть, куда большее, чем истинные…
Ложные ценности – иначе, суетные – это
по преимуществу (если не исключительно)
ценности социального происхождения:
когда мы выбираем работу не ту, к которой
нас тянет, вешаем на стенки не те картины,
которые нас радуют и т.д. и т.п., – а следуем
во этом моде, престижу, тому, что должны
ценить некие «все» или «элита»…
Здесь нужна оговорка. Возможно, иной человек
(не исключено, что таких пока и большинство)
и не может найти в себе самом подлинные
ценности, и ничего не выйдет хорошего
из того, если он «поверит в себя»; сама
нравственность для него – это то, принципиально,
чего от него хотят другие, но не то, что
требует от себя он сам; социальное нормирование
здесь – спасение…
Родина
есть, безусловно, подлинная ценность.
Нужно быть совсем душевно мертвым,
чтобы ничто из того, что сформировало
тебя самого, не стало для тебя самоценным
– живым и любимым.
Любимое же – это такое, к которому мы
проявляем максимум пристрастия, то есть
одновременно снисходительности и требовательности.
Здесь отчуждение невозможно, и потому
мелкие недостатки становятся, может быть,
и милыми, но настоящее зло – ранящим и
нестерпимым. «Это моя страна, а раз так,
надо, чтобы она была права!»
Родина начинается там, где ты родился,
но внешних границ, «священных рубежей»,
она, поистине, не имеет. Истина и добро
экстерриториальны. Где максимум твоего
присутствия в мире, там, естественно,
и максимум твоей ответственности за мир,
но все поле твоей ответственности – это
именно весь мир. Истинный патриотизм
равен истинному космополитизму.
Каждый
волен достраивать сей видимый
мир и «вверх», до идеи всеобщего
и животворящего смысла-
Использованная
литература
Аксиология: частное и общее. Наука и ценности. – Новосибирск, 1987
Андрос Е.А. Истина как
Бакурадзе О.М. Истина и ценность// Вопросы философии.- 1966.- №7
Выжлецов Г.П. Аксиология
Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество.- М.,1982
Гусев С.С. Наука и метафора.- Л.,1984
Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов.- М.,1967
Дробницкий О.Г. Ценность// Философская энциклопедия.- М.,1970.- Т.5
Дубровский Д.И. Проблема
Ивин А.А. Аксиология.- М.,2006
Ильенков Э.В. Идеальное и
Каган М.С. Философская теория ценности.- СПб.,1997
Калантар А.Л. Красота истины.
Об эстетическом начале
Классен Э.Г. Идеальное.
Кортава В.В. К вопросу о
ценностной детерминации
Лапицкий В.В. Наука в системе культуры.- Псков,1994
Липский Б.И. Практическая
Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание.- М.,2001
Максимов А.Н. Философия