Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 12:20, контрольная работа
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности. Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения.
1.Введение 3
2.Позитивистская социальная философия О.Конта 5
3.Суть органической теории общества Г.Спенсера 10
4.Позитивизм и постпозитивизм. 14
5.Заключение 22
6.Список литературы 24
В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность — резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» — возникает вторая историческая форма позитивизма — махизм, эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус и др.).
На стадии махизма позитивизм ставит в центр внимания такие проблемы, которые приверженцы и продолжатели контовского учения считали слишком «метафизическими»: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, характер категорий «вещь», «субстанция», природа основных «элементов» действительности, взаимоотношение физического и психического и т. д. Заниматься анализом такого рода проблем заставляло само развитое науки, и позитивизм, претендуя на звание «философии науки», не мог этого избежать. Обращение к данной проблематике сопровождалось сближением позитивизма с теми направлениями, которые Конт и его последователи объявляли «слишком философскими», далекими от науки. Последовательно проводя точку зрения феноменализма, махисты приходят к выводу о близости позитивизма к философии Д. Юма и субъективному идеализму Д. Беркли, обоснованно усматривая именно у этих философов, а не во взглядах Тюрго и Даламбера ту философскую традицию, которая в наибольшей степени соответствовала позитивистскому пониманию научности.
Разумеется, между этими формами имеется и определенное сходство. В рассуждениях махистов и эмпириокритиков можно без труда обнаружить идеи, которые почти без изменения заимствованы из работ Г. Спенсера и других позитивистов XIX в. (в том числе и некоторые элементы естественнонаучного и вульгарного материализма). Принципиальное сходство обеих форм позитивизма заключается в стремлении лишить науку мировоззренческого значения и доказать чуждость науке всей традиционной философской проблематики. Махисты осуществляют это стремление более последовательно, чем Конт и Спенсер, продвигаясь все дальше по пути субъективного идеализма. Анализируя традиционные философские проблемы, махисты переформулировали их таким образом, чтобы наглядно продемонстрировать абсурдность всех предлагаемых в философии решений. Выдвигая тезис о «нейтральном» характере «элементов мира», эмпириокритицизм претендовал на преодоление «метафизической» противоположности материализма и идеализма, а в действительности занимал позиции субъективно-идеалистического феноменализма.
Эмпириокритики
уделяли философской
В
центре интересов представителей логического
позитивизма оказывается проблема значения,
эмпирической осмысленности научных утверждении.
Логические позитивисты приходят к выводу
о том, что предметом философии не может
быть даже теория познания, которая имеет
все еще слишком мировоззренческий, слишком
содержательный характер. Философия вообще,
по их мнению, не имеет предмета, потому
что она не содержательная наука о какой-то
реальности, а род деятельности, сводящейся
к анализу естественных и искусственных
языков,— деятельности, преследующей
две цели: 1) элиминировать из науки все
не имеющие смысла рассуждения и псевдопроблемы,
возникающие в результате неправильного
употребления языка, нарушения его логических
правил, обусловленного прежде всего теми
или иными идеологическими: запросами;
2) обеспечить построение идеальных логических
моделей осмысленного рассуждения. Вопросы,
озадачивавшие «метафизиков» (по существу,
все философско-мировоззренческие проблемы),
относятся неопозитивистами к числу псевдопроблем
и объявляются лишенными научного смысла,
а поэтому всякая попытка их решения также
квалифицируется как лишенная смысла.
Идеальным средством аналитической философской
деятельности они считают разработанный
в XX в. аппарат математической логики.
Логический
позитивизм спекулирует на реальных
проблемах, поставленных развитием современной
науки: осмысленность научных утверждении
(проблема, остро вставшая, например, в
связи с появлением теории относительности),
возможность опытной проверки абстрактных
теоретических положений, соотношение
содержательных и формальных компонентов
научной теории (эта проблема приобретает
особое значение для современного научного
знания в связи с возрастающей его математизацией
и формализацией). В разработанной представителями
логического позитивизма методологии
научного исследования дано описание
типов научной теории, выделены и зафиксированы
некоторые виды научных определений и
объяснений, что представляет определенную
ценность для логико-методологических
исследований.
Будучи
не только философами, но и специалистами-логиками,
некоторые из представителей логического
позитивизма внесли определенный вклад
в разработку логического аппарата (логическая
семантика, вероятностная логика), который,
хотя и рассматривается ими в качестве
средства философского анализа, в целом
выходит за рамки философии и может быть
включен в область специально-научного
исследования.
Вместе
с тем основная философская программа
логического позитивизма, выраженная
в принципе верификации, в тезисе о сводимости
содержания истинных теоретических утверждений
к констатации эмпирических, опытных «данных»
и в утверждении о пустоте, бессодержательности
(«аналитичности») положений логики и
математики, находится в очевидном противоречии
с практикой современного научного познания,
что и обнаружилось в ходе эволюции самого
логического позитивизма.
Можно,
говорить о том, что в концепции логического
позитивизма 20—30-х годов задача полного
разделения «метафизических» (т. е. мировоззренчески-философских)
положений и утверждений науки была поставлена
в наиболее четкой форме, чем когда-либо
в истории позитивизма. Именно в этой концепции
впервые доводится до конца логика всех
рассуждений, вытекающих из принятого
в позитивизме определения научности
как описания эмпирической «данности».
Будучи
в этом смысле наиболее зрелым продуктом
позитивизма, логический позитивизм «выдает
тайну» всякого позитивизма. Поэтому крах
логического позитивизма означает крах
позитивизма вообще, крах всех и всяких
попыток отделить философию от науки.
Между тем с точки зрения самих канонов
логического позитивизма неясен статус
тех принципиальных предпосылок, из которых
должна исходить деятельность по анализу,
осуществляемая в рамках этой философской
доктрины. Если в разряд осмысленных относятся
только либо аналитические (тавтологические),
либо синтетические (фактуальные) утверждения,
то как быть с самим тезисом о верификации,
который явно не принадлежит ни к тем ни
к другим? Признать его бессмысленно-«метафизическим»?
Но ведь именно этот тезис был положен
в основу деятельности по элиминации всех
«метафизических» высказываний, и если
он «метафизичен», то нет никаких оснований
претендовать на сокрушение «метафизики».
Принципиально так же обстоит
дело и с другими
Логико-позитивистская
доктрина анализа научного знания чем
дальше, тем больше обнаруживала свое
несоответствие реальной научной практике,
философским осмыслением которой она
себя представляла. В итоге среди аналитических
философов общепризнанным стало мнение
о том, что эта концепция, претендовавшая
на точность, строгость и доказательность
утверждений, на превращение философии
в вид специализированной деятельности,
сама является лишь вариантом «метафизики»,
причем вариантом явно несостоятельным.
Из констатации этого факта исходят те
направления, которые пришли на смену
логическому позитивизму, оставаясь в
то же время в рамках аналитической философии.
Об этих направлениях целесообразно рассказать
более подробно, ибо именно на этом пути
можно выявить судьбу позитивистских
и неопозитивистских идей в современной
буржуазной философии.
Подводя итоги этой контрольной работы, я бы хотела показать место и роль Огюста Конта и Герберта Спенсера в истории социологии, как науки.
При жизни позитивистские теории Конта были мало известны, однако с 60-х годов 19 века его идеи получили широкое распространение, интерес к позитивизму как философской доктрины вырос. Позитивистами объявили себя многие естествоиспытатели (Ипполит Тэн).
Конт синтезировал многие основные идеи обществоведения; он выступил против спекулятивно-умозрительного в общественной жизни и теологических концепций. Апелляция к положительному знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структур общества - все это оказало огромное влияние на развитие общественных наук. История социологии отмечает творческий ум Конта, его энциклопедичность.
Его сравнивают с Гегелем - отцом диалектики.
Конт впервые создал новую науку об обществе на основе синтеза идей своего времени, обрисовав контуры социальной структуры общества, нашел новые социологические методы. Он заложил фундамент социологии как науки.
Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Основной труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал в себя: «Основные начала» (1962), «Основная биология» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология, как предмет изучения» (1903), «Основания этики» (1879-1893).
Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них.
Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия «сверхорганический» организм, т. е. как специфическую организацию.
Список литературы:
Информация о работе Историческое развитие социальной философии