История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:40, курсовая работа

Описание

Каждая культура имеет свою глубинную черту, которая сообщает ей уникальность и оказывается самым ценным из того, что вносится ею в мировую цивилизацию. Для индийской культуры – это концепция перевоплощения (реинкардинация) и воздаяние (кармы) – как результат напряженного внимания к проблеме жизни и смерти и взаимоперехода из жизни в смерть и из смерти в древнеиндийской философии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………....................................3
1. ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД……………………………………………………………………………………………………………..4
2. ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ………………………………………………………………………6
3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ…………………………………………7
4. ШКОЛЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ……………………………………………………………………………………….8
1) Неортодоксальные………………………………………………………………………………………………………………..8
Система чарвака…………………………………………………………………………………………………………………….8
Философская система джайнизма………………………………………………………………………………………..9
Буддийская система…………………………………………………………………………………………………………….11
2)Ортодоксальные………………………………………………………………………………………………………………....13
Система ньяйи………………………………………………………………………………………………………………………13
Система вайшешики…………………………………………………………………………………………………………….15
Система санкхьи…………………………………………………………………………………………………………………..17
Система йоги………………………………………………………………………………………………………………………..18
Система мимансы………………………………………………………………………………………………………………..19
Система веданты …………………………………………………………………………………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

     Другая  школа мимансы, основанная Кумарилой  Бхатта, допускает еще один источник достоверного познания. Этот шестой источник познания называется невосприятием. Он показывает, что, если, войдя в комнату и осмотревшись, мы говорим: «В этой комнате нет вентилятора»,— это еще не значит, что о несуществовании вентилятора мы узнали посредством восприятия. Восприятие объекта возникает тогда, когда наши чувства возбуждаются данным объектом, но чувства не могут возбуждаться несуществованием, которое в данном случае является объектом познания. Подобное знание о несуществовании, получается посредством невосприятия. Мы судим об отсутствии вентилятора не по тому, что другие вещи в комнате нами воспринимаются, а по тому, что вентилятор не воспринят.

     Школа мимансы верит в реальность существования  физического мира на основе его восприятия. Поэтому она является реалистической школой. В то же время философы этой школы верят, как мы уже видели, в реальность существования души. Но они не признают существования верховной души, бога, сотворившего мир. Объекты мира образовались из материи в соответствии с кармами душ. Закон кармы представляет собой спонтанный моральный закон, который правит миром. Философы школы мимансы считают также, что когда какой-нибудь человек выполняет какой-либо ритуал, в его душе возникает некая потенция, которая в будущем, в благоприятный момент, принесет свои плоды. За счет этой потенции, порожденной в душе исполнением обрядов в настоящем, можно будет наслаждаться ее плодами в будущем.  

     Система веданты.

     Веданта — важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Она так прочно укоренена в индийскую культуру, что именно с ней связывают особенности, характер и направление развития всей индийской философской мысли. Базовые тексты — Упанишады (IX - V вв. до н. э.), Бхагавадгита (IX - VI вв. до н. э.) и Брахма-сутра (V - II вв. до н. э.), а также труды Шанкары и его учеников (IX - X вв. н. э.), получившие название адвайта-веданта, и работы Рамануджи и его последователей (XII - XVII вв. н. э.).

     Центральная идея Веданты — идея Брахмана. Брахман  раскрывается как безличный абсолютный дух, генетическое и субстанциональное  начало, равно как и завершающий  конец всего сущего. Из него все вещи происходят, им они поддерживаются и в нем растворяются. “Поистине от чего рождаются эти существа, чем живут рожденные, во что они входят, умирая, то и стремись распознать, то и есть Брахман”, — сказано в Упанишадах. Нет ничего подобного ему и ничего отличного от него. Брахман определяется положительно — как единый, бесконечный, вечно существующий, и отрицательно: не это, не это, не это... Как трансцендентная (запредельная) Истина, он превосходит все наши слова, понятия, идеи. Брахман характеризуется единством бытия, сознания и ничем невозмутимого спокойствия, или блаженства. Материальный мир есть эмпирическое проявление Брахмана. Проявление неистинное, лишь по видимости реальное, так как оно не имеет в самом себе оснований для своего бытия. Это — иллюзия, майя. Вся и единственная реальность существования такого мира заключена в Брахмане.  Лишь для обыденного сознания и вообще незнания чувственно воспринимаемый мир оказывается реально существующим. “Для того, кто достиг состояния истины и реальности (т. е. Брахмана), весь видимый мир исчезает”, — сказано в Брахме-сутре.  Проявлением заложенной в Брахмане творческой энергии является периодическое возрождение и гибель мира. Учение о Брахмане как безликой Реальности дополняется в веданте учением об Атмане как индивидуально-психическом бытии, душе, человеческой самости. В силу своей сущностной тождественности Брахману Атман универсален, непреходящ, сверхчувственен. Он открывается во внутреннем опыте человека, независимом от внешних ощущений, через некое сокровенное, потаенное чувство ума.  Постижение субстанциального единства Брахмана и Атмана освобождает человека от оков нескончаемого потока-круговорота жизни, делает его просветленным, подлинным, свободным. В веданте развито представление о четырех основных сторонах жизни: каме, артхе, дхарме и мокше. Кама есть чувственные влечения и страсти, стремление к удовольствиям, желание наслаждения, в частности любви. Это гедонистический элемент человеческой натуры. Артха — материальные блага, выгода, польза, приобретение богатства, стремление к мирскому процветанию. Артха проявляет и реализует склонность к “стяжательству”, заложенному в каждом индивиде. Это прагматические, рационально-экономические ценности жизни. Дхарма представляет собой закон, твердо установленный порядок или обычай, этический и религиозный долг, основу морального и социального порядка, обязанности, которые должен выполнять каждый в течение своей жизни. Дхарма охватывает собой такие добродетели, как самоконтроль, верность, любезность и т. д. Наконец, мокша — это высшее добро, конечная или предельная цель человеческой жизни, состояние освобождения (от повседневной суеты, мелочно-мирских страстей и привязанностей), духовной свободы, реализация того, что является вечным и божественным в человеке.

     Названные четыре ведантические принципа, по мнению многих исследователей, нельзя считать только наследием, напоминанием о старом добром времени — они  причастны, притом самым непосредственным образом, к реалиям современной  Индии, определяя во многом ее развитие по пути прогресса. Веданта была и остается ведущей духовной традицией Индии, так или иначе сказывающейся на мировоззренческо-методологических координатах ее современных философских дискурсов. 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
 

     Одни школы ориентированы на безоговорочное признание авторитета Вед, другие — на его критику и неприятие. Но, независимо от мировоззренческой направленности, внимание всех школ обращено на онтологические и гносеологические проблемы, что дает основание рассматривать эти школы как философские, в отличие от джайнизма и буддизма — религиозно-мифологических учений, обеспечивающих нравственную направленность и задававших человеку высшие ценностные ориентиры.

      Подводя итоги эволюции древнеиндийской  культуры, можно сделать следующие  выводы:

      1.  Языческая концепция борьбы двух  начал – правды и лжи, света  и тьмы, представленная в Ведах,  постепенно переносится в социальную  сферу в «Махабхарате» и «Рамаяне»  и затем в буддизме, джайнизме,  индуизме, йоге – вглубь самого  человека.

      2. Следование определенным правилам (дхарме) необходимо для достижения физического и духовного совершенства, преодоление сансары, соединения с Единым.

      3. Путь к единому и истине  пролегает через отказ от качеств,  а не через их синтез, как  в западной философии.

      4. Действие (раджас) должно быть подчинено саттве – гармонии, ясности, знанию.

      5. Добродетель – средство к соединению  с Единым, но не цель, потому  что в Едином нет никаких  качеств и, стало быть, добра  и зла, хотя свободу и бессмертие  можно отнести скорее к добру, благу.

      Мир – зло, но человек посредством  добра и знания освобождается  от него – такова формула этики  Древней Индии. Заботься о вечном в себе, частью которого является твоя душа, - такова формула ее философии.  Величие индийской мысли в  глубине и предельной честности, с которыми она говорит о фундаментальных трудностях человеческого существования и утверждает беспредельность его возможностей.  
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Философия: Учебник/Под  ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1997.
  2. Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта «Древняя индийская философия». Перевод с англ. под ред. В.И. Кальянова. Издательство иностранной литературы. М. – 1954.
  3. Антология мировой философии. М., изд. "Мысль", 1969.
  4. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963.
  5. «Глоссарий санскритских и восточных терминов» в Интернете.
  6. Философия в вопросах и ответах. Горелов А.А. – М.: Эксмо, 2007.
  7. Упанишады //Древнеиндийская философия. М., 1972.
  8. Открытие Индии. М., 1987.
  9. Весть. М.; Дели, 1987.

Информация о работе История философии