Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:40, курсовая работа
Каждая культура имеет свою глубинную черту, которая сообщает ей уникальность и оказывается самым ценным из того, что вносится ею в мировую цивилизацию. Для индийской культуры – это концепция перевоплощения (реинкардинация) и воздаяние (кармы) – как результат напряженного внимания к проблеме жизни и смерти и взаимоперехода из жизни в смерть и из смерти в древнеиндийской философии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………....................................3
1. ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД……………………………………………………………………………………………………………..4
2. ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ………………………………………………………………………6
3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ…………………………………………7
4. ШКОЛЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ……………………………………………………………………………………….8
1) Неортодоксальные………………………………………………………………………………………………………………..8
Система чарвака…………………………………………………………………………………………………………………….8
Философская система джайнизма………………………………………………………………………………………..9
Буддийская система…………………………………………………………………………………………………………….11
2)Ортодоксальные………………………………………………………………………………………………………………....13
Система ньяйи………………………………………………………………………………………………………………………13
Система вайшешики…………………………………………………………………………………………………………….15
Система санкхьи…………………………………………………………………………………………………………………..17
Система йоги………………………………………………………………………………………………………………………..18
Система мимансы………………………………………………………………………………………………………………..19
Система веданты …………………………………………………………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………24
Другая школа мимансы, основанная Кумарилой Бхатта, допускает еще один источник достоверного познания. Этот шестой источник познания называется невосприятием. Он показывает, что, если, войдя в комнату и осмотревшись, мы говорим: «В этой комнате нет вентилятора»,— это еще не значит, что о несуществовании вентилятора мы узнали посредством восприятия. Восприятие объекта возникает тогда, когда наши чувства возбуждаются данным объектом, но чувства не могут возбуждаться несуществованием, которое в данном случае является объектом познания. Подобное знание о несуществовании, получается посредством невосприятия. Мы судим об отсутствии вентилятора не по тому, что другие вещи в комнате нами воспринимаются, а по тому, что вентилятор не воспринят.
Школа
мимансы верит в реальность существования
физического мира на основе его восприятия.
Поэтому она является реалистической
школой. В то же время философы этой
школы верят, как мы уже видели, в
реальность существования души. Но они
не признают существования верховной
души, бога, сотворившего мир. Объекты
мира образовались из материи в соответствии
с кармами душ. Закон кармы представляет
собой спонтанный моральный закон, который
правит миром. Философы школы мимансы
считают также, что когда какой-нибудь
человек выполняет какой-либо ритуал,
в его душе возникает некая потенция, которая
в будущем, в благоприятный момент, принесет
свои плоды. За счет этой потенции, порожденной
в душе исполнением обрядов в настоящем,
можно будет наслаждаться ее плодами в
будущем.
Система веданты.
Веданта — важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Она так прочно укоренена в индийскую культуру, что именно с ней связывают особенности, характер и направление развития всей индийской философской мысли. Базовые тексты — Упанишады (IX - V вв. до н. э.), Бхагавадгита (IX - VI вв. до н. э.) и Брахма-сутра (V - II вв. до н. э.), а также труды Шанкары и его учеников (IX - X вв. н. э.), получившие название адвайта-веданта, и работы Рамануджи и его последователей (XII - XVII вв. н. э.).
Центральная идея Веданты — идея Брахмана. Брахман раскрывается как безличный абсолютный дух, генетическое и субстанциональное начало, равно как и завершающий конец всего сущего. Из него все вещи происходят, им они поддерживаются и в нем растворяются. “Поистине от чего рождаются эти существа, чем живут рожденные, во что они входят, умирая, то и стремись распознать, то и есть Брахман”, — сказано в Упанишадах. Нет ничего подобного ему и ничего отличного от него. Брахман определяется положительно — как единый, бесконечный, вечно существующий, и отрицательно: не это, не это, не это... Как трансцендентная (запредельная) Истина, он превосходит все наши слова, понятия, идеи. Брахман характеризуется единством бытия, сознания и ничем невозмутимого спокойствия, или блаженства. Материальный мир есть эмпирическое проявление Брахмана. Проявление неистинное, лишь по видимости реальное, так как оно не имеет в самом себе оснований для своего бытия. Это — иллюзия, майя. Вся и единственная реальность существования такого мира заключена в Брахмане. Лишь для обыденного сознания и вообще незнания чувственно воспринимаемый мир оказывается реально существующим. “Для того, кто достиг состояния истины и реальности (т. е. Брахмана), весь видимый мир исчезает”, — сказано в Брахме-сутре. Проявлением заложенной в Брахмане творческой энергии является периодическое возрождение и гибель мира. Учение о Брахмане как безликой Реальности дополняется в веданте учением об Атмане как индивидуально-психическом бытии, душе, человеческой самости. В силу своей сущностной тождественности Брахману Атман универсален, непреходящ, сверхчувственен. Он открывается во внутреннем опыте человека, независимом от внешних ощущений, через некое сокровенное, потаенное чувство ума. Постижение субстанциального единства Брахмана и Атмана освобождает человека от оков нескончаемого потока-круговорота жизни, делает его просветленным, подлинным, свободным. В веданте развито представление о четырех основных сторонах жизни: каме, артхе, дхарме и мокше. Кама есть чувственные влечения и страсти, стремление к удовольствиям, желание наслаждения, в частности любви. Это гедонистический элемент человеческой натуры. Артха — материальные блага, выгода, польза, приобретение богатства, стремление к мирскому процветанию. Артха проявляет и реализует склонность к “стяжательству”, заложенному в каждом индивиде. Это прагматические, рационально-экономические ценности жизни. Дхарма представляет собой закон, твердо установленный порядок или обычай, этический и религиозный долг, основу морального и социального порядка, обязанности, которые должен выполнять каждый в течение своей жизни. Дхарма охватывает собой такие добродетели, как самоконтроль, верность, любезность и т. д. Наконец, мокша — это высшее добро, конечная или предельная цель человеческой жизни, состояние освобождения (от повседневной суеты, мелочно-мирских страстей и привязанностей), духовной свободы, реализация того, что является вечным и божественным в человеке.
Названные
четыре ведантические принципа, по
мнению многих исследователей, нельзя
считать только наследием, напоминанием
о старом добром времени — они
причастны, притом самым непосредственным
образом, к реалиям современной
Индии, определяя во многом ее развитие
по пути прогресса. Веданта была и остается
ведущей духовной традицией Индии, так
или иначе сказывающейся на мировоззренческо-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Одни школы ориентированы на безоговорочное признание авторитета Вед, другие — на его критику и неприятие. Но, независимо от мировоззренческой направленности, внимание всех школ обращено на онтологические и гносеологические проблемы, что дает основание рассматривать эти школы как философские, в отличие от джайнизма и буддизма — религиозно-мифологических учений, обеспечивающих нравственную направленность и задававших человеку высшие ценностные ориентиры.
Подводя итоги эволюции древнеиндийской культуры, можно сделать следующие выводы:
1.
Языческая концепция борьбы
2. Следование определенным правилам (дхарме) необходимо для достижения физического и духовного совершенства, преодоление сансары, соединения с Единым.
3.
Путь к единому и истине
пролегает через отказ от
4. Действие (раджас) должно быть подчинено саттве – гармонии, ясности, знанию.
5.
Добродетель – средство к
Мир
– зло, но человек посредством
добра и знания освобождается
от него – такова формула этики
Древней Индии. Заботься о вечном
в себе, частью которого является твоя
душа, - такова формула ее философии.
Величие индийской мысли в
глубине и предельной честности,
с которыми она говорит о фундаментальных
трудностях человеческого существования
и утверждает беспредельность его возможностей.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: