История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:00, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия"

Работа состоит из  1 файл

ИППУ -инт.doc

— 348.00 Кб (Скачать документ)

 

  1. Политико-правовая теория анархизма. Обоснование программ ликвидации государства в трудах П. Прудона, М.А. Бакунина.

Анархизмом называется отрицание государственной власти, замена ее общественным самоуправлением. Первым крупным теоретиком этого направления социалистической идеологии XIX в. был Пьер Жозеф Прудон (1809-1865 гг.). Известность Прудону принесла его книга "Что такое собственность? Под анархией понимались упразднение всех форм угнетения человека, замена "политической конституции", выгодной только господствующему меньшинству, "социальной конституцией", соответствующей справедливости и природе человека.  Сущность социальной революции XIX в. Прудон видел в глубоком экономическом перевороте. В ряде работ он различал две стадии развития социалистических теорий - "утопическую" и "научную". Естественной формой жизни людей, считал Прудон, является общество, основанное на разделении труда, равенстве людей, их взаимном обмене услугами и результатами труда, договорах, трудовой собственности, свободных объединениях трудящихся. Важной задачей и составной частью социального переворота является упразднение "политической конституции", государства и права. Не меньший вред обществу, по мнению Прудона, приносит право, так как законы издаются для защиты разнообразных интересов, которые бесчисленны и бесконечны, изменчивы и подвижны; неудивительно, что законодательство непрерывно растет - декреты, указы, законы, эдикты, постановления, нередко противоречивые и взаимоисключающие, градом сыпятся на бедный народ.

Михаил Александрович  Бакунин (1814 - 1876 гг)-"Государственность и анархия". Независимо от формы любое государство стремится поработить народ насилием и обманом. Государство, доказывал Бакунин, развращает и тех, кто облечен властью, делая их честолюбивыми и корыстолюбивыми деспотами, и тех, кто принужден подчиняться власти, делая их рабами. В любом человеке обладание властью воспитывает презрение к народным массам и преувеличение своих собственных заслуг. Бедствия, которые пережило человечество из-за церкви, государства, наследственной собственности и других абстракций, попиравших свободу и насаждавших неравенство, были, очевидно, единственным путем воспитания человеческого рода.

  1. Политические и правовые идеи русских революционных народников 60-70-х гг. XIX в. (П. Лавров, П. Ткачев).

Петр Лаврович Лавров (1823-1900 гг.)- написан ряд работ, пропагандировавших теорию "русского социализма". Лавров высоко ценил науку и стремился обосновать теорию социализма новейшими достижениями политэкономии, социологии и естественных наук. Известным вкладом в теорию "русского социализма" была выведенная Лавровым "формула прогресса": "Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении; воплощение в общественных формах истины и справедливости".  
     Социализм в России, писал Лавров, подготовлен ее экономическим строем (общинное землепользование) и будет достигнут в результате повсеместной народной революции, которая создаст "народную федерацию русских революционных общин и артелей".  
     В отличие от Бакунина, Лавров считал государство злом, которое нельзя уничтожить сразу, а можно только довести "до минимума несравненно меньшего, чем те минимумы, которые представляла предшествующая история". Государство будет сведено к "минимальному минимуму" по мере нравственного воспитания общества, утверждения солидарности (чем меньше в обществе солидарности, тем могущественнее государственный элемент).  
     Главные положения ("боевой крик") рабочего социализма Лавров определял следующим образом: "Прекращение эксплуатации человека человеком.  
Теоретиком народничества был также Петр Никитич Ткачев (1844-1885 гг.).      В отличие от других народников, Ткачев утверждал, что в России уже нарождаются формы буржуазной жизни, разрушающие "принцип общины". Сегодня государство - фикция, не имеющая корней в народной жизни, писал Ткачев, но завтра оно станет конституционным и получит могучую поддержку объединенной буржуазии. Поэтому нельзя терять время на пропаганду и подготовку революции, как предлагают "пропагандисты" (сторонники Лаврова). Задача революционеров в том, чтобы ускорить процесс общественного развития.      Необходимость революционного государства, руководимого партией меньшинства, Ткачев объяснял тем, что коммунизм не является народным идеалом крестьянства в России. Ткачев оспаривал распространенное среди народников мнение о развращающем влиянии власти на государственных деятелей.

 

  1. Учение Р. Иеринга о государстве и праве

Попытку применить некоторые  идеи социологии к учению о праве  и государстве предпринял известный  немецкий юрист Рудольф Иеринг (1818 - 1892 гг.). Считая недостаточной "юриспруденцию  понятий", формально-догматический  подход к праву, Иеринг в своей  книге "Цель в праве" (том 1-1872 г.) стремился дать современному ему праву и государству социологическое обоснование. Центральным понятием его теории является понятие интереса, выраженного в праве.  
     Иеринг считал недостаточным формальное определение права как совокупности действующих в государстве принудительных норм и писал о необходимости раскрыть содержание права. По его определению, "право есть система социальных целей, гарантируемых принуждением", "право есть совокупность жизненных условий общества в обширном смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью".  
     Отход от формального определения права и попытка раскрыть его общественное содержание в учении Иеринга неразрывно связаны с апологией отношений гражданского общества. Он утверждал, что частная собственность вытекает из природы человека. Если явления природы подчинены причинности, то причиной действий людей являются цели; движимый собственным интересом индивид стремится достигнуть частных целей, которые сводятся к общей цели и к общему интересу в товарообороте, основанном на эквиваленте, воздающем "каждому свое". Цели всех и каждого обеспечиваются правом: "Цель - творец права". В работе "Борьба за право" (1872 г.) Иеринг утверждал, что право не всегда выражало интересы общества. По его мнению, без борьбы нет права, как без труда нет собственности. Для охраны интересов общества против эгоистических интересов индивидов, считал Иеринг, необходимо государство. "Государство есть само общество, как держава организованной принудительной власти". "Государство есть общество, которое принуждает..."  
     Иеринг за сильную государственную власть.      Право, подчеркивал Иеринг, - "разумная политика власти".

  1. Социологическая теория государства Л. Гумпловича.

В работах польско-австрийского социолога Людвига Гумпловича (1838-1909) "Общее учение о государстве", "Социология и политика", "Основания социологии" и других отражаются социально-политические события, происходящие в европейских странах во второй половине XIX века, в форме решения проблем политической социологии.Л. Гумплович определяет государство как "организацию господства меньшинства над большинством", организацию властвования в интересах правящей группы. Определению государства, данному социологом, нельзя отказать в реалистичности. Однако, вызывает некоторые сомнения его утверждения, что всегда побеждает меньшинство, восполняющее свою недостаточную численность перевесом военной дисциплины и умственным превосходством, ибо оно не подтверждено историческими фактами.

Государство возникает в ходе исторического развития, в результате борьбы рас (иногда он говорит о борьбе племен или орд). Оно возникает насильственным путем завоевания и порабощения одной расы другой. В отличие от представителей расово-антропологической школы в социологии, Л. Гумплович не определяет расу биологически. По его мнению, она представляет из себя исторически сложившуюся этническую общность, объединенную социокультурными моментами.С образованием государства, по мысли Л. Гумпловича, из победителей формируется правящий класс, а из побежденных - подчиненный класс. На базе этих классов происходит социальная дифференциация общества. Государство или, собственно, как говорит Л. Гумплович, правящий класс, для самосохранения, развития своего могущества и благосостояния, осуществляет господство, принуждая подвластных к работе на себя. Первоначально, господствующий класс осуществляет властвование путем грубой силы. Впоследствии, через поддержание определенного правопорядка в государстве, определенного правового баланса мужду сферами властвования неравных социальных элементов в государстве.Согласно Л. Гумпловичу, социальное развитие государства - это изменение формы конфликтных отношений между его социальными элементами. Жизнь государства идет наподобие круговорота: оно рождается, переживает период расцвета и гибнет. Затем вновь проходит этот же цикл. Гибель государства Л. Гумплович связывает со сменой господствующего класса в нем. Л. Гумплович отвергает социалистическую перспективу для развития государства.

  1. Неокантианская политико-правовая теория Р. Штаммлера.

Рудольф Штаммлер (1856 -1938 гг. ) - немецкий представитель философии  права, профессор в Берлине с 1916 г. Философская почва представлений  Шталимкера о праве - некантианство. Приверженцы этого направления  в философии полагали, что предмет познания тождественен понятию о предмете, а собственно бытие есть совокупность чисто понятийных отношений.

Цель философствования  - творческая работа по созданию интеллектуальных объектов всякого рода и вместе с  тем анализ такой работы.

"Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории" (1896 г.). Исходя из кантианского разрыва и противопоставления "мира причинности" и "царства свободной воли", Штаммлер отрицает причинную обусловленность явлений общественной жизни.      Отрицая марксистское учение о базисе и надстройке, Штаммлер утверждает, что так называемые производственные отношения всегда выступают в правовой форме и потому носят волевой характер.      Штаммлер дает абстрактное, формальное определение права: "Право есть такое принудительное регулирование совместной жизни людей, которое по самому смыслу своему имеет не допускающее нарушения значение". Это определение не содержало для того времени ничего принципиально оригинального. Но Штаммлеру принадлежит заслуга обоснования нового понятия - "естественное право с меняющимся содержанием", понятия, органически связанного с его представлениями об историческом процессе, определяемом развитием права.  
     Штаммлер, в отличие от теоретиков XVII - XVIII вв., утверждал, что естественное право имеет "изменчивое содержание". Временами возникают социальные конфликты (столкновения между хозяйством и правом, однородные массовые явления, противоречащие конечной цели ответственного за них права). Эти социальные конфликты и явления порождают идеи изменения права (так, размышления о рабстве негров в США вызвали его отмену).      

Он утверждал, что прогресс общества определяется неким абстрактным правовым идеалом.

он критикует монархизм, считающий причинно обусловленную  замену капитализма социализмом и поясняет, что социализм не причинно обусловленное явление, а относиться к области целеполагания (поскольку закон причинности не применим к общественным явлениям).

  1. Учение Дж. Остина о праве.
     

Одним из первых представителей юридического позитивизма был ученик Бентама Джон Остин (1790 - 1859 гг.), издавший в 1832 г. книгу "Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права".  
     Термин "право", писал Остин, используется в самых разных смыслах: для обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали, законов природы;      это существенно мешает точному определению предмета юриспруденции.  
     Остин различает и разграничивает этику (область оценок, суждений о добре, зле и др.), науку о законотворчестве (представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве, юриспруденцию. Последняя "имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши". В таком понимании право - приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа. Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика, или "логика правовых конструкций".  
Возникновение юридического позитивизма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических отношений. В теоретическом плане юридический позитивизм был основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, беспробель-ности правового регулирования товарно-денежных и связанных с ними отношений, точности определений юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники. Развитие и распространение юридического позитивизма в странах континентальной Европы обусловлено развитием капитализма.

  1. Органическая теория государства Г. Спенсера.

Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) - был очень популярен в Англии, США и ряде других стран. Основная его работа - "Система синтетической  философии" (1862 - 1896 гг.).

Английский исследователь  первым из социологов наиболее полно  использовал аналогии и термины  из области науки о живых существах (биологии), уподобляя и сопоставляя  общество с биологическим организмом, тщательно анализируя черты сходств и различий в принципах их построения (структуры) и развития (эволюции). Результатом подобного уподобления и сопоставительного анализа стало обнаружение некоторых закономерностей и стадиальности органической жизни, например, переход от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация)  - с последующим перенесением обнаруженных закономерностей в истолкование стадий эволюции и функционирования различных обществ и государств.

Наблюдаемые в обществе процессы роста и усложнения их структуры и функций или связанности его отдельных частей (элементов) их дифференциации. Спенсер представил как процесс постепенного объединения различных групп в более крупные и сложные, которым он дал название "агрегаты", этим названием охватывались такие общественные группы и объединения, как: союз племен, города-государства, империи. Было принято во внимание, что раз возникнув эти объединения испытывают воздействие иных факторов и перемен - социально-классовой дифференциации, специализации в виде разделения труда, образование органов политической власти (регулятивная система), а также возникновение земледелия, ремесел, возникновение специализированной "распределительной системы".

Исходным положением для оценки общественных структур и  остальных частей политических агрегатов у Спенсера стало положение о том, что общество существует для блага всех членов, а не члены существуют для блага общества.

В социально-политической историографии Спенсер причислен  к основоположникам и предтечам  теории единого индустриального общества, а также к течению социал-дарвинизма в социальной философии XIX-XX в.

 

  1. Политико-правовые идеи Ф. Ницше.

Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900 гг.) - одна из значительных фигур  в истории философской и политико-правовой мысли. Государство, право, законодательство, политика представляют собой, по концепции Ницше, служебные орудия, средства, инструментарий культуры, которая в свою очередь, есть проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам борьбы сил и воль.

Все учение Ницше предстает как морфология воли к власти.

Всю социально-политическую историю Ницше характеризует  как борьбу двух воль - воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада).

Мораль - орудие рабов  против господ, нравственные суждения и установления слабых против сильных, оправдание господства стада над высшими видами. История человечества расценивается им как процесс постепенного вырождения здоровых жизненных начал, как в конечном счете победа многочисленной массы слабых и угнетенных над немногочисленной аристократией сильных.

С различными вариациями Ницше повторял ведущую идею своей  аристократической концепции: высокая  культура и развитие высших видов  людей нуждается в рабстве, в  подневольном труде громадного большинства для освобождения немногих от физического труда и нужд борьбы за существование.

Ницше считал, что государство  является средством возникновения  и продолжения того насильственного  социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

В каждом здоровом обществе, полагал он, имеются три различных, но взаимотяготеющих физиологических  типа со своей собственной гигиеной и сферой приложения:1) гениальные люди - немногие;2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики -стражи права, порядка и безопасности(царь, воины, судьи и др. блюстители закона);3) прочая масса посредственных людей. Аристократические государства он называл теплицами для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия характеризуется им как упадочная форма государства. Он непримиримый противник идей народного суверенитета, реализация которого ведет, по его оценке, к потрясению основ и падению государства, устранению противоп-ти между "частным" и "публичным".Право, по нему, нечто вторичное, производное от воли к власти, ее рефлекс.

  1. Буржуазный либерализм второй половины XIX в. в России (С. Муромцев, М. Ковалевский, Б. Чичерин).
 

Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910 гг.) - лидер конституционно-демократической партии. Он испытал значительное влияние концепции своего учителя Иеринга, однако создал собственное оригинальное учение о праве. Муромцев считал право отношением, сложившимся между людьми на основе интереса. Правовые отношения, по его концепции, существуют не разрозненно, а группируются в определенную систему. Исходя из единства фактического и юридического отношений, Муромцев определял право как порядок отношений, защищенных организованным (юридическим) способом.

Максим Максимович Ковалевский (1851-1916 гг.)- деятель либерального движения. Учение Ковалевского о государстве и праве, органически связанное с его социологической концепцией, сложилось под сильным влиянием идей О. Конта и Г. Спенсера. Известную формулу О. Конта "порядок и прогресс" он заменил более общим понятием "организация и эволюция". Не всякая эволюция прогрессивна, рассуждал Ковалевский, и не каждая организация основана на порядке - порядок обеспечен лишь там, где общество образует "замиренную среду", основанную на "общественной солидарности". Понятие права в его концепции имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы 2) позитивное право выражает волю народа , оно содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида (зависит от того, в какой степени государство берет на себя функции, ранее исполняемые общественными союзами).Видным деятелем либерального движения в России был профессор Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.). Чичерин гегелевскую триаду (тезис, антитезис, синтез) заменил логической схемой из четырех элементов, в результате чего образуется круговорот четырех начал. В общественной жизни он различал: власть (первоначальное, внешнее единство), закон, свободу (две противоположности), общую цель (окончательное, внутреннее единство). В общежитии, по Чичерину, различаются четыре союза: семья (естественный союз, первоначальное единство), гражданское общество (частный союз, стремящийся к множеству, область внешней свободы), церковь  и гос-во (верховный, державный, владычествующий союз людей, образующий единое и самостоятельное целое).

  1. Политическая теория большевизма. В.И. Ленин о социалистической революции, диктатуре пролетариата, ее задачах, формах и механизме, о праве и государстве на первой фазе коммунизма.
 

Самостоятельным течением марксизма является большевизм, основателем  и вождем которого был Владимир Ильич  Ульянов (Ленин) (1870-1924 гг.). "Большевизм, - писал Ленин, - существует, как течение  политической мысли и как политическая партия, с 1903 года".Основной идеей большевизма является идея "партии нового типа", централизованной организации профессиональных революционеров, стремящейся стать правящей партией, осуществляющей марксистскую программу строительства социализма и коммунизма. Обоснование необходимости такой партии в том, что только она способна познать и постичь подлинные интересы рабочего класса.

Важным условием диктатуры  пролетариата в России, где рабочий  класс был очень малочислен, Ленин считал партийное руководство. Пересмотр ряда прежних теоретических положений Ленин обосновывал обострением классовой борьбы:  
     "Нам пришлось осуществлять диктатуру в самой ее суровой форме".  
     В послеоктябрьских трудах понятию диктатуры уделяется повышенное внимание. "Научное понятие диктатуры, - писал Ленин, - означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть".

Основное внимание Ленин  обратил на такие проблемы, как обоснование насильственной революции против буржуазного государства, критика парламентаризма, необходимость слома старой государственной машины, создание Республики Советов (республика типа Парижской коммуны), сосредоточение управления всем народным хозяйством в руках "одного всенародного, государственного "синдиката", строжайший контроль со стороны государства над мерой труда и мерой потребления. "Все общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы". Ленин писал об использовании созданного капитализмом учетно-регистрационного аппарата трестов, монополий, банков. ". В период первой русской революции (1905- 1907 гг.) Ленин доказывал, что под руководством партии большевиков буржуазная революция в России будет перерастать в социалистическую: "Мы стоим за непрерывную революцию. Мы не остановимся на полпути".

  1. Учение Л. Дюги о норме солидарности, о функциях права, о синдикалистском государстве.

Попытку построить на основе идей солидарности политико-правовую концепцию в Бордо Леон Дюги (1859-1928 гг.).-"Государство, объективное право и положительный закон" (1901 г)- основой общества является неравенство людей, что приводит к разделению общества на классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию. Этим обусловлена социальная солидарность, понимаемая как "факт взаимной зависимости, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого".

Он вообще не признает понятие субъекта права и утверждает, что индивиды лишь "составные клеточки социального организма".      В учении о праве Дюги резко отходит от принципов и понятий юридического позитивизма. Ставя норму социальной солидарности выше государства и созданного им права, Дюги утверждал, что закон, не соответствующий этой норме, "как бы не существует".

Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Он высказывал уверенность, что современное общество движется к известному роду федерализации  классов, соорганизованных в синдикаты -синдикальный федерализм. Всеобщее избирательное право предлагал заменить представительством партий и проф организаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы. Отношения между классами регулируется не законами, а договорами. Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будет распределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач. Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.

Вывод: теория солидаризма выделяет следующие постулаты:1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности;2. Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности;3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство;4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права.

  1. Позитивистский нормативизм  Г. Кельзена.

Ганс Кельзен (1881 - 1973) австрийский философ права. Основная работа "Чистая теория права". Под  этим названием строилась теория позитивного права, которая в обеспечение своей чистоты, отказывается от познавательных усилий в отношении всех элементов, которые являются чуждыми позитивному праву. "Чистота" юридической науки означает исключение из нее идеологических аспектов, изъятие любых социальных аспектов,  т.е. познания социальной реальности, рассмотрения права во взаимосвязи с другими аспектами общественной жизни.

Предмет изучения теории права составляет законодательные  нормы, их элементы, правопорядок как целое, его структура. Ганс Кельзен ставит жесткую задачу объяснить право само из себя как самостоятельную единицу, в отрыве от социального бытия.

Цель теории снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя и преподавателя пониманием и  описанием позитивного права их страны.

Наука должна описывать  свой объект как он есть, а не предписывать: каким он должен или не должен быть с точки зрения некоторых специфических  целостных соображений. Последнее  есть предмет политики, которое имеет  дело с искусством государственного управления, с деятельностью направленной к познанию реальности.

В трактовке соотношения  права и власть, право и государство  позитивисткая традиция поступает  наиболее отчетливо. Государство, рассуждает Кельзен, представляет собой систему  отношений подчиненности и господства, т.е. отношений, в которых воля одних выступает в качестве мотива для выступления других. Существо этих отношений состоит в том, что они образуют урегулированную систему принуждения. В этом качестве отношения господства и подчиненности, политические отношения относятся не к сфере сущего, а к сфере должного. Но ведь тоже самое, утверждал Ганс Кельзен, представляет собой и право. Следовательно, заключает он, государство, как нормативный порядок человеческих отношений господства и подчинения, идентично праву. Государство есть относительно централизованный правопорядок.

Вывод: Несмотря ни на что  юридические нормативы в XX веке были существенно потеснены социологическим  и естественным правыми теориями, все же они продолжают занимать значительное место в праве, особенно в отраслевых дисциплинах и оказывают большое влияние на практику применения законов.

  1. Политико-правовое учение М. Ориу.

Морис Ориу (1856-1929 гг.), основоположник теории институционализма, был профессором  Тулузского университета.   Французский юрист рассматривал общество как совокупность огромного числа институтов. Социальные механизмы, писал он, "представляют собой организации, или институты, включающие в себя людей, а также идею, идеал, принцип, которые служат своего рода горнилом, извлекающим энергию этих индивидов". Если первоначально тот или иной круг лиц, объединившись для совместных действий, образует организацию, то с момента, когда входящие в нее индивиды проникаются сознанием своего единства, она предстает уже институтом. Отличительным признаком института Ориу считал именно направляющую идею.  
     По определению Ориу, институт - это идея дела или предприятия, осуществляемая правовыми средствами. Например, коммерческое предприятие построено на идее прибыльной спекуляции, госпиталь - на идее сострадания. Государство, подчеркивал Ориу, реализует идеи покровительства гражданского общества нации, защиты частной собственности как сферы свободы индивидов. С течением времени институты приобретают устойчивый характер и обычно живут значительно дольше, чем создавшие их лица.  
     Ориу выделял два типа институтов: корпоративные (торговые общества, ассоциации, государство, профсоюзы, церковь) и вещные (правовые нормы). Оба вида были охарактеризованы им как своеобразные идеальные модели социальных отношений. Различие между ними усматривалось в том, что первые инкорпорированы в социальные коллективы, тогда как вторые не имеют собственной организации и могут применяться в рамках любых объединений.  
     Основное внимание в теории Ориу было уделено корпоративным институтам. Как автономные образования они обладают общими чертами, а именно: определенной направляющей идеей, организацией власти и совокупностью норм, регулирующих внутренний распорядок.

Гос-во, согласно концепции  Ориу, должно стать публичной службой либерального порядка. Его задача - направлять и контролировать эк-ю жизнь общества, оставаясь в то же время общенациональным институтом, т.е. нейтральной посреднической силой. Вопрос о соотношении государства и других социальных институтов Ориу решал по формуле "первый среди равных".

  1. Политическая идеология фашизма.

В начале 20-х гг. прошлого столетия в Германии, потерпев-шей поражение в Первой мировой войне, обремененной мно-жеством экономических и социальных трудностей, политических и идеологических конфликтов, возникло национал-социа-листическое движение как кризиса. Национал-социали-стическое движение выступило с собственной программой пре-одоления трудного кризиса и развернуло борьбу за переустрой-ство Германии на принципах национал-социализма.

Втеснив в общественное сознание (в том числе в юридиче-скую теорию) свое антинаучное, иррационалистическое право-понимание, национал-социалисты одновременно поставили крест и  на правосудии как таковом. Прежде всего  они лишили судебную власть подобающей ей самостоятельности, независи-мости. Имперское министерство юстиции установило полный контроль за деятельностью судов, связанной с вынесением ре-шений и приговоров. Фюрер присвоил себе прерогативы не только верховного судьи. Принцип «нет наказания без закона» был заменен постулатом «нет преступления без наказания». И это при том, что многие составы преступлений нарочито формулировались крайне расплывчато; таким образом откры-вался простор для произвола судей, в подавляющем своем большинстве раболепно служивших гитлеровскому режиму.

Фашистские идеологи выдвигали тезис, согласно которому преступное поведение, даже не подпадающее  под признаки указанных в законе преступлений, должно наказываться, коль скоро будет сочтено оно «наказуемым в соответствии со здра-вым смыслом народа». Судьям предписывалось при принятии решений «в меньшей степени исходить из закона и в большей из принципиальной идеи, что правонарушитель должен быть удален из общества». Сокрушение нацистами правосудия яви-лось закономерным итогом порочности их идеологии и поли-тики.

Национал-социализм в  Герм (немецкий фашизм) был и, пожалуй, остается наиболее агрессивной формой национал-социалистической идеологии. Но она, как показывает исторический опыт, может существовать и утверждаться также в других ипостасях,  завлекать людей иными лозунгами и обещаниями. Однако во всех случаях ее распространение и упрочение смертельно опасно для цивилизации. Необх ясно представлять себе бесчеловечную суть и проявления фашизма самых различных окрасок, чтобы противостоять ему и одерживать над ним верх.

  1. Теория социологической юриспруденции (Е. Эрлих).

Школа свободного права  Евгения Эрлиха (1862 -1922)В начале ХХ века широкое распространение получили теории свободного права-т. е.движение свободного права, т.к.законодательство времени свободной конкуренции оказалось тесным для монолистической эпохи. Законы имели пробелы.Главным органом, который "находит" свободное право, объявлялся суд. Применение права подчинено не только логике, но и чувству, эмоциям, усмотрением судьи.

Австрийский правовед Е. Эрлих в своей работе "Основы социологии права" (1913 г.) выдвинул теорию "живого права союзов", в которой акцент делался на правовой плюрализм и на расширение свободы судебного и административного правотворчество.

Социология права, по Е. Эрлиху, в противоположность догматической  юриспруденции, исследует право  эмпирически, как опытный факт, во взаимодействии с иными социальными  явлениями.

Исходная точка права, согласно его теории, лежит не в  законодательстве, юриспруденции или судебной практике, а в самом обществе. Поэтому источник познания права - прежде всего непосредственное наблюдение жизни, поступков, изучение обычаев и документов конкретного осуществления права (договоры, завещания, сделки и т.п.). Юрист должен наблюдать и взвешивать отношения и поведения людей.

Е. Эрлих поставил вопросы  о необходимости системного и  функционального изучения права, его  взаимосвязи с обществом, обусловленности  права фактическими, общественными, в том числе экономическими отношениями.

Новая методология вела к пересмотру самого понятия права. Социологи стали изучать право  не в качестве самодовлеющей, оторванной от жизни системы абстрактных  норм, формализованных предписаний, а как "живой порядок", как  сеть конкретных правоотношений, как систему действующих норм.

Право целиком, полагал  Е. Эрлих, никогда не содержится в  текстах законов. Более того, имеется  существенное расхождение между  правом, как оно выражено в законе, и "живым правом", т.е. правом фактически действующим на практике. "Живое право есть внутренний порядок человеческих союзов" (государства, семьи, корпорации, товарищества и т.п. ). Исходные начала самого права следует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества, община и самого государство.

  1. Психологическая теория права (П.И. Петражицкий).

Л. Петражицкий стал основоположником Российской психологической теории права. Психологическая теория права  видела сущность правовой реальности в психическом переживании, которое оно содержала в себе. Психическое становилось субстанцией правового. Однако само право в его нормативиском положении возникает не на стадии формализации, а в момент первоначального осмысления и формулирования. В психологической модели Петражицкого, формирующие установку индивида, эмоции иррациональны и воздействуют помимо рационально контролируемых сознанием канонов. С рациональными здесь, прежде всего, отождествлялось абстрактное.

Нормы не могут однако основываться чистыми абстракциями: сущность волевых движений, порождаемых этими нормами в сознании, безусловно иррациональное, конкретное, субъективное право всегда иррационально.

По Петражицкому, именно индивидуальная психика является той  средой, в которой формируется  правовая норма. Личность состоит в центре всей системы права Петражицкого. Само право в его нормативистическом понимании возникает не на стадии формализации психических правовых переживаний, а в момент их первоночального осмысления и формирования. По Петражицкому неосознанный психический импульс еще не право, не истинное, а официальное догматизированное право.

Живое право сохраняет  свою динамичность только на этапе  эмоционального переживания, когда  в индивидуальном сознании происходит переоценка ценностей, адекватная текущей  ситуации и состоянию психики.

Психологическая теория права довела индивидуализм как  систему воззрения до крайнего предела, за которым начиналась истина.

Вывод: На этом направлении  либерализм исчерпал себя. В государственных  и правовых концепциях все отчетливее стала проявляется тяга к некому единству, коллективизации, ограниченности и объективности. Кризис либерализма породил религиозно-философское направление в русской общественной жизни, своими корнями уходившие в славянофильство и русскую идею. В сфере государственной, правовой и общественной мысли это была попытка синтеза традиционного консерватизма с либеральным индивидуализмом, воссоздание средневековых государственно-правовых идеалов.

 

  1. Теория конвергенции (Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, П. Сорокин).

Конвергенции теория (от лат. convergere - сближаться, сходиться) основана на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации. Первоначально теория конвергенции возникла в биологии, затем была перенесена в сферу социально-политических наук.

Представители теории конвергенции- (Р.Арон, Д.Гэлбрейт, П.Сорокин и др.) - во второй половине ХХ столетия. Теории конвергенции в своей основе гуманистичны. Их возможность обосновывает вывод о том, что развитие капитализма, который был критически осмыслен коммунистами в XIX-XX вв., претерпел очень много изменений.

Достоинства рыночного  общества и трудности, возникающие  при социализме, позволяли предложить уменьшение конфронтации между двумя  социальными системами, увеличить порог доверия между политическими системами, добиться ослабления международной напряженности и уменьшения военного противостояния. Эти политические меры могли бы привести к объединению потенциала, который накопили страны капитализма и социализма, для совместного развития всей цивилизации Земли. Конвергенция могла бы осуществляться через экономику, политику, научное производство, духовную культуру и многие другие сферы социальной действительности.

Возможность совместной деятельности открывала бы новые горизонты в сфере развития научного потенциала производства, повышения уровня его информатизации, в частности компьютеризации. Можно было бы сделать гораздо больше в области экологической защиты. Ведь экология не имеет государственных границ. Природе и человеку все равно, в какой системе политических отношений загрязняется вода и воздух, земля и околоземное пространство. Атмосфера, недра земли, Мировой океан - это условия существования всей планеты, а не капитализма и социализма, правительств и депутатов.

Развертывание конвергенции могло бы привести к сокращению рабочего дня у подавляющего большинства работающих, выравниванию доходов у разных слоев населения, расширению сферы духовных и культурных потребностей. В принципе, теоретическая модель общества в пределах конвергенции приближается к коммунистически-христианскому пониманию, но с сохранением частной соб-ти.

  1. Политические и правовые идеи национально-освободительных движений XX в. (М.Ганди, Сунь Ятсен).

В послевоенный период к  руководству Конгрессом пришел ставший его признанным лидером М.К. Ганди, чья доктрина, в основе которой лежала идея сатьяграхи, т. е. ненасильственного неповино вения и сопротивления, стала теперь официальной идеологией организации («гандизм»). Был принят закон Роулетта, направленный против «антиправительственной деятель ности». Ганди был одним из наиболее резких и непримиримых противников этого закона и по его призыву в 1919 г. по Индии прокатилась волна протестов в форме харталов (закрытия лавок, т. е. прекращения деловой активности). В 1932 г. Ганди выступил за предостав ление гражданских прав и представительства индийским «неприкаса емым» (он начал именовать их хариджанами, «божьими людьми»).

Буржуазную революцию  в Китае возглавил Сун Ятсен, который создал партию Гоминьдан (национальная партия) и разработал ее программу, где было предусмотрено: ликвидация цинской монархии, создание республики и демократического правительства, проведение социально-экономических реформ. При участии народа в феврале 1912 г. монархия была низвергнута. . Новой трактовке подверглись и его "три народных принципа Гоминьдана". Так, "принцип национализма" стал выражать идею борьбы за свержение колониализма в Китае и равноправие всех национальностей в стране. "Принцип народовластия" содержал критику демократии западного типа, провозглашал народную демократию. "Принцип народного благосостояния" означал улучшение социально-экономического положения народа. Строительство китайского государства он разделил на три периода: военного правления, политической опеки и конституционного правления.


 

  1. Теория элит (Г. Моска, В. Парето).

Некоторые шаги в направлении  развития итальянской политической науки были сделаны Г. Моска(1856 -1941), разработавшим концепцию "политического класса", и В. Парето(1848-1923), создавшим концепцию "правящей элиты". Они продолжили традицию политических исследований, заложенную еще Н. Макиавелли. Согласно данной теории политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подавляющего большинства (народ). Первые всегда малочисленны, монополизируют политическую власть, осуществляют политические функции и на этой основе становятся правящем классом. Они живут за счет управляемого класса, который составляет большинство населения и производит материальные средства, необходимые для политического организма.

Моска считал, что власть может быть властью от народа, для  народа, но не может быть властью  самого народа. "По отношению к  власти, - утверждал Моска, - любое  общество делиться на два класса: управляющий, политический и управляемый". "Политический класс" берет на себя государственные функции и пользуется в связи с этим привилегиями. Однако привилегии носят сословный характер. Политический класс властвует над большинством благодаря обладанию рядом качеств, которые меняются в зависимости от времени и обстоятельств (военное могущество, богатство и др. ), а также вследствие его организованности. Фактическое господство "правящего класса" осуществляется посредством весьма сложной системы, соединяющий в себя "профессиональные, бюрократические элементы" с институтами конституционализма и политического представительства. С ее помощью обеспечивается возможность своевременного обновления правящего класса, поддержание его компетентности, способности вести за собой управляемое большинство. Моска считал, что без обновления элиты невозможна социальная стабильность в обществе. Всякая элита имела тенденцию превращения в замкнутую, что ведет к ее вырождению. В. Парето ввел в политическую науку термин "элита". В своем "Трактате по общей социологии" он утверждал, что политическая жизнь есть борьба и сила, циркуляция элит. В обществе всегда правит элита. Возникновение и существование господствующей элиты П-то объяснял главным образом психологическими свойствами людей. В основе лежат психологические, иррациональные, побудительные начала, так называемые "остатки" - стремления, инстинкты.

   


Информация о работе История политических и правовых учений