Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:59, курсовая работа
Для людей нашего времени очевидно, что техника играет в современном обществе главную, решающую роль. Однако так было далеко не всегда. Древние греки, при всей своей любви к философии, смотрели на ремесло механика, как на занятие простолюдинов, не достойное истинного ученого. Появившиеся позже мировые религии поначалу вообще отвергали науку. Один из отцов христианской церкви, Тертуллиан, утверждал, что после Евангелия ни в каком ином знании нет необходимости. Подобным образом рассуждали и мусульмане. Когда арабы захватили Александрию, они сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку - халиф Омар заявил, что раз есть Коран, то нет нужды в других книгах.
Взаимодействие
техники как элемента производительных
сил с социальными институтами
носит сложный и неоднозначный
характер. Техника оказывает воздействие
на общество различными путями, в различных
формах. В зависимости от социально-экономических
условий ее применения это воздействие
претерпевает модификации — смягчается,
амортизируется или, наоборот, усиливается,
усугубляется. И наконец, само развитие
техники испытывает мощное влияние
экономических, политических и идейных
институтов общества, которое может
или стимулировать научно-
При
анализе механизма социального
воздействия техники важно
Воздействие
техники на общество идет прежде всего
через повышение
Другим направлением воздействия техники на общество является специализация средств труда, служащая технической основой разделения труда. Дробная специализация орудий труда (например, когда десятки молотков различных форм предложены для различных операций) определяет структуру мануфактурного производства, где «частичный» рабочий вместе со своим частичным орудием образует элемент в совокупном производственном организме. Система расчлененных, узкоспециализированных машин определяет расчлененный и узкоспециализированный труд рабочих на механизированных предприятиях, поточных и конвейерных линиях. Развитая автоматика, полностью устраняющая субъекта как механическое орудие из своей структуры, кладет конец разделению человеческого труда на основе разделения средств производства. Принципом разделения труда (или, вернее, принципом его специализации) выступает здесь специализация отраслей науки и искусства.
Наконец,
в-третьих, при анализе социальной
роли техники следует иметь в
виду меру замещения техническими средствами
трудовых функций человека. Опредмечивание
основных технологических функций
физического труда, а затем умственного
труда обусловливает коренные изменения
в технологическом способе
Рост производительности труда, являясь главным, итоговым направлением воздействия техники на общество, основывается на двух других отмеченных направлениях этого воздействия. Помимо основных факторов влияния техники на общество можно назвать также и некоторые другие: форму технических средств, их структуру, материал, технологические методы воздействия. Все эти факторы, вместе взятые, характеризуют тот или иной уровень развития производительных сил общества.
Влияние
техники на общество происходит в
наше время не только через сферу
материального производства (хотя это
и главная сфера воздействия).
В значительной мере под непосредственным
ее воздействием преобразуются система
образования, искусство, культура быт.
Техника программированного обучения,
например, обусловливает переворот
в методах преподавания. Кино, телевидение,
радио, магнитофон создали новые
возможности для
С
другой стороны, и техника испытывает
воздействие со стороны общества.
Это воздействие определяется: 1)
технологическим уровнем
Техника
развивается под воздействием общественных,
в том числе производственных,
потребностей. Решающее влияние при
этом на нее оказывают способ производства,
интересы господствующего класса.
Заключение
Значимость вопроса к чему может привести человека безудержное
развитие техники настолько велика, что в настоящее время эта отрасль
человеческой деятельности стала едва ли не главной проблемой понимания нашей ситуации. Реальность техники привела к тому, что в истории человечества произошел невероятный перелом, все последствия которого не могут быть предвидены и которые недоступны даже самой пылкой фантазии, хотя мы и находимся в самом центре того, что конституирует механизацию
и технизацию нашей жизни.
Одно во всяком случае очевидно: техника только средство, сама по себе
она не хороша и не дурна. Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, в качестве самостоятельной сущности это бесплодная сила, парализующий по своим
конечным результатам триумф средства над целью. Может ли случиться, что техника, оторвавшись от смысла человеческой жизни, превратится в средство неистового безумия нелюдей, или, что весь земной шар вместе со всеми людьми станет гигантской фабрикой, муравейником, который уже все поглотил, и теперь, производя и уничтожая, остается в этом вечном круговороте пустым циклом сменяющих друг друга, лишенных всякого смысла и содержания событий? Рассудок может конструировать такую возможность, однако, сознание нашей человеческой сущности будет твердить: это невозможно.
Итак,
философская проблема техники существует.
Технику изучали многие философы, но только
в наше время эта проблема получила свое
наибольшее распространение. Техника,
преобразуясь сама, преобразует и человека,
заставляет его жить в своем бешеном темпе.
Философская мысль должна отчетливо понимать
весь смысл этой реальности, и от того,
насколько правильно, осмысленно мы подойдем
к решению этих вопросов, напрямую зависит
будущее человечества.
Список
использованной литературы