Экономическое мышление: философский аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 20:32, реферат

Описание

Впервые в научном труде слово «экономика» появилось во времена античности в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который ввел это понятие для обозначения философско-научных знаний о ведении домашнего хозяйства. Как утверждает профессор В.И. Чуешов «интерес Ксенофонта к предмету и задачам экономики имел не только теоретический, но и практический смысл, поскольку в последние годы жизни ему самому пришлось заниматься организацией сельскохозяйственного труда в своем имении»1.

Содержание

Введение 3
Обыденное экономическое мышление 4
Научно-экономический образ мышления 6
Философско-экономический образ мышления 9
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Частное образовательное учреждение.docx

— 42.69 Кб (Скачать документ)


Частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Заокский христианский гуманитарно-экономический  институт»

 

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

 

Реферат

(письменное  домашнее задание)

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

группы 00-1

Мустафаева  Т.Ф.

 

Научный руководитель:

кандидат  философских наук,

Зайцев  Е.В

 

 

 

Заокский, 2012

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Обыденное экономическое мышление 4

Научно-экономический образ мышления 6

Философско-экономический образ мышления 9

Заключение 17

Список использованной литературы 18

 

 

Введение

 

Тема моего  реферата «Экономическое мышление: философский аспект» представляется мне достаточно интересной. Еще с древних времен попытки человечества уяснить внутренний смысл экономической деятельности, экономического мышления неизбежно приводили к их рассмотрению с позиций философии, религии, этики и культуры. Впервые в научном труде слово «экономика» появилось во времена античности в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который ввел это понятие для обозначения философско-научных знаний о ведении домашнего хозяйства. Как утверждает профессор В.И. Чуешов «интерес Ксенофонта к предмету и задачам экономики имел не только теоретический, но и практический смысл, поскольку в последние годы жизни ему самому пришлось заниматься организацией сельскохозяйственного труда в своем имении»1. А вот, по мнению Аристотеля, куда как более занимательными для изучения с философской точки зрения, являлись законы обогащения и обмена. Поэтому он противопоставлял экономику хрематистике – отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды и каталлактике – науке об обмене. Для Аристотеля экономика, хрематистика и каталлактика были тремя не только связанными друг с другом, но и разными науками, однако в своей классификации наук именно экономику он включил в раздел практической философии. Опираясь на опыт великих мыслителей, в данной работе я попытаюсь рассмотреть суть экономического мышления с философской точки зрения, ведь без этого не может быть полноценной социальной философии и философии истории.

 

Обыденное экономическое  мышление

 

 

«Обыденное экономическое мышление — поверхностное, одностороннее и бессистемное восприятие человеком реальных хозяйственных процессов, на основании чего он делает субъективные, порой ошибочные, выводы и суждения относительно экономических проблем»2.

 

Экономика – такая область жизни общества, с которой сталкиваются все люди. Здесь каждый с детства что-то узнает из повседневной практики и постоянно расширяет свой кругозор. Таким путем формируется обыденное экономическое мышление. Поскольку оно отражает непосредственные жизненные наблюдения человека, то у него складывается твердое убеждение: то, что он увидел, и есть единственно верное представление об экономике.

Действительно, обыденное мышление способно подметить  и обобщить многие типичные черты  хозяйствования. Именно так возникают  ориентиры, правила хозяйственной  деятельности. С древнейших времени строилось всеобщее экономическое обучение в его простейшем и своеобразном виде — в форме образцов народной мудрости (пословиц, поговорок, сказаний). Вот, например, какие наставления начинающему торговцу содержатся в китайских пословицах:

 — не бойся, что не знаешь  товара: надо только сравнить  его с другим;

— в лесу не торгуют дровами, на берегу озера — рыбой;

— продавец тыквы не говорит, что тыква горькая, продавец вина не говорит, что вино разбавленное.

Как подчеркивает И.В. Липсиц «обыденное мышление основывается на отрывочных, как правило, односторонних сведениях об экономике, что естественно для ограниченного кругозора одного человека. Не зная всех сторон и подлинных масштабов хозяйственных процессов, можно легко придать имеющимся сведениям всеобщий характер»3. Таким образом допускается ошибка, когда часть какого-то явления, вещи воспринимается как целое или случайное явление – как постоянное событие. Например, тот, кто купил акции обанкротившейся фирмы, может убеждать других в том, что не следует доверять акционерным обществам и вообще вкладывать во что-либо свои деньги.

Главной особенностью обыденного мышления является его субъективный характер, ибо в нем проявляется индивидуальная психология. Оно возникает у человека, воспринимающего мир через призму своих личных интересов, к тому же несвободно от навязываемых средствами массовой информации взглядов. А последние не всегда соответствуют объективной истине и интересам общества, так как чаще всего отражают интересы стоящих у власти и владеющих средствами массовой информации лиц. К примеру, пропаганда рынка и приватизации, обучения предпринимательству, на первый взгляд, отвечает интересам человека и общества в целом. Потому что пример успешного развития ряда стран с рыночной экономикой и частной собственностью на средства производства, успехов отдельных предпринимателей в части их личного обогащения и насыщения рынка товарами, возможности удовлетворения потребностей, если есть деньги, делают актуальными воспитание экономического мышления, прежде всего, как обучение предпринимательству. Прививается мысль, что если все будут частными собственниками и предпринимателями, то всем будет хорошо. Однако если всех научить торговать и хозяйствовать исходя из личных интересов, но не научить работать, то общество будет только деградировать и представлять собой ученых варваров, конкурирующих друг с другом вопреки всяким нормам этики и справедливости.

Научно-экономический образ мышления

 

 

«Научно-экономический образ мышления – всестороннее и глубокое познание человеком экономической действительности на основе использования научно-исследовательских приемов, которые позволяют раскрыть сущность хозяйственных процессов, объективно оценить их общественную значимость и прогнозировать тенденции развития в будущем»4.

 

В обыденном  мышлении события хозяйственной  жизни отражаются поверхностно, так, как их можно непосредственно  созерцать. Допустим, покупатель заметил  на рынке, что цена товара во многом зависит от изменения спроса покупателей  и предложения продавцов. Однако на каком уровне установится цена, если спрос и предложение уравновесятся? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать законы  рынка. Экономическое мышление, проникая под внешний покров хозяйственных явлений, выявляет сущность этих законов и их внутреннее содержание. В отличие от обыденного научно-экономическое мышление стремится выяснить объективную истину, т.е. отразить внешний мир таким, каким он существует в действительности. Углубленное понимание реальных событий дает большую силу ориентировки хозяйственной практике. Научное мышление отражает экономику всесторонне и в ее целостности, стремится увидеть всю панораму событий. И тогда появляется возможность понять: то, что хорошо и выгодно при определенных условиях отдельному хозяйству, может быть плохо и убыточно для общества, и наоборот.

Главные критерии, определяющие экономическое мышление, - рациональность, умение адаптироваться к существующим правилам игры, способность к калькуляции затрат и выгод. Опыт исследований показал, что научно-экономическое мышление вовлекает в оборот не все экономические знания, а преимущественно те, которые непосредственно служат практике. Оно тесно связывается с экономическими интересами людей, складывается под влиянием объективных факторов экономического развития, состояния экономического сознания в обществе, участия трудящихся в экономических преобразованиях. Научно-экономический образ мышления выхватывает из широкого круга возможностей лишь немногие, отбрасывая остальное. Он фиксирует внимание на том, как сделать выбор и каким этот выбор должен быть. Непротиворечивость, последовательность и логичность научного экономического мышления в значительной мере детерминируется состоянием экономического сознания в обществе. Но как отражение непосредственного практического опыта оно по своей сути эмпирично, впитывая в себя индивидуальный, коллективный и общественный опыт развития отечественной экономики.

Экономическое мышление развивается путем отказа от устаревших, привычных экономических  представлений и норм с заменой  их новыми экономическими идеями и  теориями, соответствующие современным  экономическим требованиям. При этом, основными чертами экономического мышления на данном этапе экономического развития в России можно назвать следующее: глобализация, переориентация российской экономики на глобальные экономические критерии; информатизация и компьютеризация мыслительной деятельности в экономической сфере, творческий, нестандартный, нешаблонный подход к решению экономических задач и проблем; критичность; панорамность мышления; способность в интересах дела использовать хозяйственные предложения противоположные собственной позиции; приоритет общественных интересов.

В различные  исторические периоды экономическое  мышление имело свои собственные  специфические черты и соответственно присущие им типы экономического мышления. Можно выделить: кризисный тип  экономического мышления; период новой  экономической политики; период развития экономики; «перестроечный» тип; системно-кризисный  тип; социально-ориентированный. На современном  этапе экономического развития в России экономическое мышление приобретает несколько новых направлений: либеральное; консервативное; утилитарное; монополистическое.

Экономическое мышление выполняет определенный ряд  функций, среди которых наиболее значимыми являются: познавательная (предполагает познание экономической действительности); практическо-преобразовательная и практически-мобилизующая функции (преобразование экономических отношений, выработка новых способов хозяйствования и решения экономических задач); воспитательная (воспитание у каждого члена общества определенных качеств); критическая (критическое отношение к существующей экономической действительности, преодоление устаревших стереотипов); прогностическая функция (прогнозы экономического развития). Все функции взаимосвязаны и переплетаются.

Формирование  современного экономического мышления неизбежно сопровождается преодолением сложившихся стереотипов. В этом процессе немало препятствий, и главное среди них - косная сила инерции. Сохранение старых, отживающих взглядов и представлений в изменившихся условиях экономического и социального развития во многом опирается на опыт прошлого. Однако в значительной мере подобные стереотипы опираются на отлаженные структуры управления и процедуры принятия решений. Социально-экономические трудности и потери, практически неизбежные при разрешении противоречий между требованиями изменившейся экономической ситуации и и старыми взглядами, - цена, которую платит общество за живучесть стереотипов экономического мышления и поведения.

 

 

Философско-экономический образ мышления

 

 

Философы Всеединства конца XIX - начала XX вв. доказали, что приоритет  в изучении явления образуют не функциональные зависимости элементов, а их синтез, идея, их бытие, выраженное в деяниях  и помыслах человеческой личности. Как утверждает М.А. Румянцев «различные виды социальной практики не могут изучаться изолированно потому, что они выражают, хотя и по-разному, единый субъект развития, пребывают в нем как разнокачественные формы его жизни»5. Экономика должна быть осмыслена и интерпретирована как одна из сторон развития субъекта в единстве с другими сторонами, моментами и историческими этапами этого развития. А для того чтобы понять суть экономики и экономических отношений необходимо предварительно выяснить, что лежит в основе этих отношений. Основой любых отношений являются человеческие потребности: это стержень всякой человеческой деятельности и прежде всего труда, а отсюда и экономики. Что такое потребность вообще? Это конкретная форма проявления человеческих нужд, зависящая от условий жизни, навыков, традиций, культуры, уровня развития производства и других факторов. Жизнь общества пронизана сложнейшей тканью потребностей и способами их удовлетворения.

Уже в глубокой древности пришли к пониманию необходимости осмысления хозяйственной жизни. У Аристотеля эта отрасль знания подверглась  для той поры очень глубокому  сущностному анализу. Он высветил многие стороны хозяйственной жизни.  Вспомним о деятельных предпринимателях- староверах в России, об энергичных накопителях- пуританах в Англии, об ударниках коммунистического труда в Советском Союзе. Качественные отличия религиозных учений и радикальных социальных проектов мироустройства в данном случае не существенны: и в том, и в другом случае мы видим единые общие механизмы влияния коллективных надэмпирических смыслов на экономическую активность. Экономика, непрерывно получающая энергетическую "подпитку" от религии, философии, идеологии, этики и культуры, находится в состоянии движения с определенной частотой колебаний, с единым ритмом. Экономика, получив первоначальный импульс от религии и социальной мифологии, в дальнейшем развивается самостоятельно, ее прежнее единство со сверхличными ценностями распадается. Впоследствии, в Новейшее время, складывается очень важная отрасль научного знания — политическая экономия. С возникновением классической политической экономии экономика получила признание в качестве науки. Это значит, что экономическая мысль перестала довольствоваться знаниями на уровне здравого смысла, попыталась увидеть то, что недоступно обыденному взгляду. Одновременно формирование классической политэкономии было частью еще одного, более масштабного процесса. В XVIII в. речь шла не только о новой науке, но и о новой идеологии, переоценке самого места экономических ценностей в жизни общества.

Политическая экономия — это  наука, которая с определенных позиций  показывает хозяйственные отношения  и движения товарных и денежных масс. Ее развитие выявляет систему фактов, отыскивает определенные принципы и  законы, действующие и управляющие  хозяйственной жизнью общества. Г. Гегель высоко ценил политическую экономию, говоря, что она “делает честь  мысли”.

Политическая экономия ориентирована на выработку принципов эффективной хозяйственной деятельности трудовых коллективов и отдельных людей. Как считает А.Г. Спиркин «экономическая деятельность имеет характер борьбы за жизнь и именно за определенный уровень жизни. Хозяйственная нужда надвигается на нас как неумолимая необходимость, от которой нельзя уйти, не уходя от самой жизни. Экономика изначально тяготеет над человеком и человечеством»6.

Перспективы цивилизации во многом определяются тем, насколько успешно функционируют общественные системы в их взаимной связи, как единое целое. Вся история цивилизации есть не что иное, как постоянная деятельность людей, ориентированная на достижение материальных и духовных благ. Что же можно выявить в тончайшей паутине социально-экономических связей с философско-экономической точки зрения? Какова методологическая роль философской культуры в осмыслении социально-экономической реальности?

Информация о работе Экономическое мышление: философский аспект