».
Экзистенциальная философия
Сартра обнаруживает себя как одно
из современных ответвлений феноменологии
Гуссерля, как приложение его метода к
“живому сознанию”, к субъективно-деятельной
стороне того сознания, с каким конкретный
индивид, заброшенный в мир конкретных
ситуаций, предпринимает какое-либо действие,
вступает в отношение с другими людьми
и вещами, стремится к чему-либо, принимает
житейские решения, участвует в общественной
жизни и так далее. Все акты деятельности
рассматриваются Сартром как элементы
определенной феноменологичной структуры
и расцениваются фактически в зависимости
от задач личностного самоосуществления
индивида. Сартр рассматривает роль “субъективного”
(подлинно-личностного) в процессе человеческой
персонализации и исторического творчества.
По Сартру, акт специфически человеческой
деятельности есть акт обозначения, придания
смысла (тем моментам ситуации, в которых
проглядывает объективность - “другое”,
“данное”). Предметы лишь знаки индивидуальных
человеческих значений, смысловых образований
человеческой субъективности. Вне этого
они - просто данность, сырая материя, пассивные
и инертные обстоятельства. Придавая им
то или иное индивидуально-человеческое
значение, смысл, человек формирует себя
в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.
Внешние предметы - здесь просто повод
для “решений”, “выбора”, который должен
быть выбором самого себя.
Поскольку у Сартра человеческая
деятельность - в той мере, в какой
она свободная и творческая, -
лишена корней в содержании объективности,
в том числе и в содержании
форм опредмеченной человеческой деятельности
(то есть культуры), то содержанием ее оказывается
натуралистически взятое содержание природы
самого индивида, его уникальные биологические
зависимости, события и травмы глубокого
детства, довлеющие над индивидом, как
рок. В этой связи Сартр развивает метод,
называемый им экзистенциальным психоанализом,
который призван прояснить облик индивидуальности
путем выявления тех обстоятельств детства
и тех специфических биологических зависимостей,
в ответ на которые она себя строит.
Философская концепция Сартра
развивается на основе абсолютного
противопоставления и взаимоисключения
понятий: “объективность” и “субъективность”,
“необходимость” и “свобода”.
Источник этих противоречий Сартр усматривает
не в конкретном содержании сил социального
бытия, а во всеобщих формах этого
бытия (вещественные свойства предметов,
коллективные и обобществленные
формы бытия и сознания людей,
индустриализация, техническая оснащенность
современной жизни и так далее).
Свобода индивида как носителя беспокойной
субъективности может быть лишь “разжатием
бытия”, образованием в нем “трещины”,
“дыры”, ничто. Индивида современного
общества Сартр понимает как отчужденное
существо, возводя это конкретное состояние
в метафизический статус человеческого
существования вообще. Всеобщее значение
космического ужаса приобретают у Сартра
отчужденные формы человеческого существования,
в которых индивидуальность стандартизирована
и отрешена от исторической самостоятельности,
подчинена массовым, коллективным формам
быта, организаций, государства, стихийным
экономическим силам, привязана к ним
также и своим рабским сознанием, где место
самостоятельного критического мышления
занимают общественно принудительные
стандарты и иллюзии, требования общественного
мнения и где даже объективный разум науки
представляется отделенной от человека
и враждебной ему силой. Отчужденный от
себя человек, обреченный на неподлинное
существование, не в ладу и с вещами природы
- они глухи к нему, давят на него своим
вязким и солидно-неподвижным присутствием,
и среди них может себя чувствовать благополучно
устроенным только общество “подонков”,
человек же испытывает “тошноту”. В противовес
всяким вообще “объективным” и опосредованным
вещами отношениям, порождающим индивидуальные
производительные силы, Сартр утверждает
особые, непосредственные, натуральные
и цельные человеческие отношения, от
реализации которых зависит подлинное
содержание человечности.