Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:47, реферат
Цель данной работы, проанализировать основные течения философии экзистенциализма и попытаться выявить общую направленность – отношение к человеку.
Задачи работы заключаются в изучении следующих аспектов философии существования:
1.Общей направленности и проблематики данного направления.
2. Существовании человека и его сущности в философии экзистенциализма.
3.Проблемы бытия человека и бытия мира.
4. Человека как уникального существа.
Введение___________________________________________________2
1. Экзистенциализм: основные проблемы философии_____________3
2.Существование человека и его сущность как основная идея философии экзистенциализма______________________________________8
3. Проблема бытие человека и бытие мира____________________12
4. Человек как уникальное существо: основная идея философии экзистенциализма________________________________________________18
Заключение________________________________________________21
Список литературы_________________________________________ 22
Содержание
Введение______________________
1. Экзистенциализм: основные
2.Существование человека
и его сущность как основная идея философии экзистенциализма______________
3. Проблема бытие человека
и бытие мира__________________
4. Человек как уникальное существо: основная
идея философии экзистенциализма______________
Заключение____________________
Список литературы_____________
Введение.
Тема данной работы посвящена изучению философии экзистенциализма, а точнее проблеме человека в философии данного направления.
Актуальность темы обусловлена тем, что философия существования играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии и литературы двадцатого века. Она характеризуется тем, что направлена и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.
Однако, нужно отметить, что философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из ее главных представителей создает свое особое учение, отношение к человеку и его сущности.
Среди философов и писателей- экзистенциалистов выделяются такие личности как Ж.-П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель, С. Де Бувуар. Экзистенциальные мотивы можно встретить у таких выдающихся писателей прошлого века, как Т.Манн, Г.Гессе, Э.Хеменгуэй, Э.М.Ремарк.
Цель данной работы, проанализировать основные течения философии экзистенциализма и попытаться выявить общую направленность – отношение к человеку.
Задачи работы заключаются в изучении следующих аспектов философии существования:
1.Общей направленности
и проблематики данного
2. Существовании человека и его сущности в философии экзистенциализма.
3.Проблемы бытия человека и бытия мира.
4. Человека как уникального существа.
1. Экзистенциализм: основные проблемы философии.
Центральная проблема, на которой сосредоточивают свое внимание наиболее крупные философы, которых мы относим к экзистенциализму— это проблема бытия человека.
Экзистенциалисты делали вывод, что отчуждение является общей характеристикой жизни человека в обществе, в особенности на нынешнем этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества. Они видели смысл философии не только и не столько в констатации отчуждения, а тем более не в «оправдании» и увековечивании настроений страха и покинутости. Им представлялось, что философия обязана помочь человеку, охваченному трагическими умонастроениями, если не преодолеть их — что не всегда возможно,— то, во всяком случае, искать и находить свое «Я», смысл своей жизни в самых трагических, «абсурдных» ситуациях. Распространенное мнение о том, что экзистенциалисты и философы других «антропологических» направлений рассматривали индивида в изоляции от общества и что они вовсе не занимались социальным анализом, неверно. Социальным размышлениям в философии человека XX столетия отведена существенная роль — они либо вплетены в общее философское осмысление человека (о котором — позже), либо выливаются в самостоятельные произведения по социально-философским и социально-политическим вопросам, либо воплощаются в образах и коллизиях художественных произведений.1
Так, К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал цикл работ, посвященных проблеме атомной войны и будущего человечества, а также анализу социальной и духовной ситуации, сложившейся в ФРГ . И не один раз он предупреждал, что современный мир находится в опасности, которой не знало прошлое: может быть прервана многотысячелетняя история человечества. Перед философией нашей эпохи К. Ясперс ставил весьма ответственную и срочную задачу — убеждать человечество, отдельных индивидов, партии и их идеологов в том, что настоятельно необходимо использование «высших возможностей человеческого бытия» в борьбе с охватившим людей отчаянием.
Разумеется, связь немарксистской философии человека с эпохой и ее событиями была неоднозначной, внутренне противоречивой. Так, один из основателей немецкого экзистенциализма, М. Хайдеггер, в 1933 году не сумел разглядеть суть фашизма и его идеологии, согласившись принять от национал-социалистов пост ректора Фрейбургского университета. Однако очень скоро он в ситуации разобрался и отошел от дел, почти не публиковал своих работ. К чести же других лидеров экзистенциализма надо отметить, что они всегда занимали четкие и активные антифашистские позиции. Французский экзистенциализм приобрел особое влияние в годы второй мировой войны, причем Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар были не только активными участниками, но и идеологами движения Сопротивления в своей стране. И не случайно именно в военный и послевоенный периоды родились наиболее значительные произведения французских экзистенциалистов.
В драматических и философских
произведениях Ж. П. Сартра периода
войны предметом страстного, заинтересованного
разбора служила ситуация, сложившаяся
во Франции и других оккупированных нацистами
странах Европы. Ж. П. Сартр призывал к
сопротивлению фашизму, и, несмотря на
мифологическую символику поставленной
в оккупированном Париже пьесы «Мухи»
(в основу ее положен древнегреческий
миф об Оресте), призыв был хорошо понят
читателями и зрителями. Одновременно
сложившаяся во время войны ситуация служила
Ж. П. Сартру и другим экзистенциалистам
трагическим поводом для выявления самого
смысла человеческого существования,
сути процессов нравственного выбора,
отношения к смерти и т. д., то есть для
постановки проблем, которые экзистенциалистско-
Роман А. Камю «Чума», написанный уже после войны (1947), также содержит в себе это двойное измерение. Речь идет, с одной стороны, об алжирском городе Оране, на который, как повествует А. Камю, в 194... году обрушилась чума. Чиновники муниципалитета упрямо отказываются признать болезнь чумой — намек на политиков, долгое время «закрывавших глаза» на коричневую чуму фашизма, а заодно и на всякое будущее благодушие правителей и подданных перед лицом назревающих социальных катастроф. В образе доктора Риэ, берущего на себя всю тяжесть ответственности за борьбу с чумой, А. Камю воплотил черты тех, кто решился на активное сопротивление фашизму. Сам А. Камю говорил, что «явное содержание «Чумы» — это борьба европейского Сопротивления против нацизма». Но А. Камю, с другой стороны, вполне определенно расширяет историко-ситуационные рамки борьбы человека с «чумой», так же, как и Сартр, придает трагическим обстоятельствам, бунту и сопротивлению характер человеческой судьбы для обозримого периода истории.2
Последние страницы «Чумы» — рассказ о том, как горожане, празднуя конец эпидемии, готовы сразу же и забыть о ней. Доктора Риэ это тревожит. Надо предупредить людей: «...микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает... он может десятилетиями спать... и, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города» ' — таким предостережением А. Камю завершает «Чуму».
Философия человека XX столетия выросла на исторической почве продолжающегося и сегодня социального кризиса, охватившего экономические, политические, духовно-нравственные основы человеческого бытия. Философы стремились представить искренний «самоотчет» мыслящего человека и исповедь философа, оказавшихся в эпицентре кризисных процессов. Философам — экзистенциалистам, персоналистам, сторонникам некоторых других течений и направлений, в 20—60-х годах зафиксировавших и пытавшихся осмыслить тревожное, даже трагическое мироощущение многих и многих индивидов, несправедливо было бы отказывать в глубокой искренности их чувств, выстраданности оценок, гуманизме устремлений. Наиболее крупные из этих философов были выразителями резко критического отношения к обществу отчуждения, к капитализму, к реакционным режимам. Они были защитниками широко понятых демократии, прав и свобод личности, и потому встречавшиеся в наших популярных работах причисления, скажем, экзистенциализма к реакционно-консервативным буржуазным концепциям необъективны.
Экзистенциальная философия
Моделью человека, как такового, для экзистенциальных философов стал помещенный в пограничную ситуацию — ситуацию на грани жизни и смерти — отчаявшийся и страдающий человек. Можно спорить с этими философами относительно правомерности того, что поведению человека в пограничной ситуации придается всеобщее значение. Но вряд ли можно отказывать философу, писателю в праве использовать такие ситуации для изучения человека. Что же, пользуясь этой моделью, сумела разглядеть в человеческой сущности экзистенциальная философия? И что она рекомендовала индивиду делать в пограничной ситуации? Это вопросы, которые отнюдь не отпали вместе с утратой экзистенциализмом или персонализмом их былой популярности. Отчуждение и страх в современном мире не исчезли, а усилились. Потому и размышление над поставленными проблемами пока еще имеет прямое отношение к нашей человеческой судьбе.
2.Существование человека и его сущность как основная проблема философии экзистенциализма.
Трагико-драматическая
Ж. П. Сартр в работе «Экзистенциализм — это гуманизм» поясняет специфику существования человека следующим образом. При изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею. Ремесленник, изготавливающий нож, исходит из своих представлений о том, что такое нож и какой именно нож сейчас надо сделать: сущность здесь предшествует существованию вещи. Принципиально иным образом обстоит дело с человеком. Человеческое дитя рождается, уже существует, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность, стать человеком. Здесь существование предшествует сущности. Разделяя экзистенциализм на два основных направления — христианское (Г. Марсель, К. Ясперс) и атеистическое (М. Хайдеггер, А. Камю), Ж. П. Сартр себя относит к последнему. Утверждение атеистических экзистенциалистов: бога нет, бог умер — не повторяемые вслед за Ницше фразы, рассуждает Сартр, а исходный пункт для развертывания важнейших философских тезисов и обращенных к реальному человеку нравственно-практических выводов.
Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя,— в этом и состоит первый принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, никто кроме данного индивида не может за него осуществить его превращение в человека. И именно он несет ответственность, если его превращение в человека в подлинном смысле так и не состоится.
Итак, экзистенциальные философы внушают читателю здравую и очень важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми.
Человек — своего рода «проект», который живет, развертывается, реализуется или не реализуется, и процесс обретения человеческой сущности индивидом длится всю его жизнь, не теряя остроты, напряженности, драматизма.
Ж. П. Сартр предвидит и разбирает возможные возражения против своей концепции — например, апелляцию к силе обстоятельств: обстоятельства-де были против меня — я не сделал и не делаю того дела, к которому предназначен, не встретил людей, которых можно было бы любить, и т. д. Для экзистенциализма, говорит Сартр, нет способностей, тяготения к какому-либо делу вне их проявления. И если человек никого и никогда не любил, ни к кому реально не проявил дружеского расположения, значит, таких качеств нет и не было в его индивидуальном «проекте». Быть в пути, то есть постоянно заботиться об обретении своей сущности, — истинно человеческий, хотя и нелегкий, полный драматизма удел.
X. Ортега-и-Гасет писал, что
Мир экзистенциалистски ориентированного индивида — это свобода, на которую человек обречен. Причем на сколько-нибудь гарантированную опору индивиду рассчитывать не приходится. Человек свободен, он и есть свобода, пишет Сартр. Свободный выбор индивида — его удел, ответственность и его трагедия. Ситуация личностного выбора — излюбленная тема экзистенциальной философии. Она анализируется и на реальных жизненных примерах, и через образы и коллизии художественных произведений, и в абстрактном контексте философских сочинений. В классической философии, конечно, тоже шла речь о выборе, а иногда — о побуждениях и мотивах деятельности индивидов. Но по большей части интерес философов-классиков был сосредоточен на познавательных аспектах деятельности. В XX веке центр внимания философов явно переместился. Правда, они тоже обращаются к познавательным сторонам деятельности человека, но вот его сущность, проявляющуюся в реальном существовании, усматривают, главным образом, не в рациональных познавательных и познаваемых моментах.
Информация о работе Экзистенциализм: основные проблемы философии