Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:15, доклад
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Основные направления экзистенционализма:
- Религиозный экзистенционализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель)
- Атеистический
Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма:
Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы – экзистенциалисты:
Влияние экзистенциализма на политическую мысль XX века
Говоря про влияние экзистенциализма в этом контексте, необходимо учитывать, что экзистенциализм наибольшей популярностью начинает пользоваться в периоды, когда человеческая жизнь обесценивается, в обществе распространяются пессимистические идеи в отношении будущего. Попытаемся вспомнить, что происходила в мире в годы, когда свои труды писали философы – экзистенциалисты. Мировые войны, господство фашизма, смерть. Экзистенциализм стал в Европе в ХХ веке, пожалуй, таким же влиятельным направлением мысли, как прагматизм в Америке.
Учение Сартра и других философов, их политические воззрения и деятельность помогут нам ответить на многие вопросы. Итак, начнём наше знакомство.
Политические взгляды Ж. П. Сартра.
Жан-Поль Сартр (Jean-Paul Sartre 21.6.1905 - 15.4.1980).
Французский философ, писатель, драматург и общественный деятель. Основные темы художественных произведений: одиночество, свобода и ответственность, абсурдность бытия. Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием Бергсона, Хайдеггера и Гуссерля.
Один из наиболее значимых представителей экзистенциального направления в литературе и философии, Сартр так же заложил теоретические основы экзистенциальной психологии. В 1964 году был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».
Философская концепция экзистенциализма Сартра развивается на основе
абсолютного противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность”
и “субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий
Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия, а во всеобщих формах этого бытия
(вещественные свойства предметов, коллективные и обобществленные формы
бытия и сознания людей, индустриализация, техническая оснащенность
современной жизни и так далее).
Мир, согласно Сартру, — это "универсальное не то", полное отсутствие
чего-либо, соответствующего человеческим ожиданиям, образам, понятиям. Быть
реальным — значит оказываться чуждым сознанию, совершенно случайным, а в
пределе — абсурдным. Сознание, поскольку оно пытается мыслить мир, от
начала и до конца иллюзорно. Между миром и сознанием человека непреодолимая
пропасть.
Сартр не верит в Бога, он повторяет вслед за Ницше, что "Бог умер", и
потому человек в его представлении не может опереться на божественную
помощь, списать свои деяния на веления всевышнего или вымолить у него
прощение, если Бога нет, то все дозволено. И из этого "все" человек
выбирает свой поступок на собственный страх и риск. Он не может опереться
на людей, потому что каждый - свободен, и на них не обопрешься. Поэтому
индивид выбирает в одиночку, без гарантий и без надежды на успех. При этом,
однако, полагает Сартр, всякий раз при выборе мы считаем, что выбираем добро, и при том - добро для всего человечества
Понятие свободы.
В какой-то мере это
1) она означает способность самостоятельно выбирать цели действия;
2) действовать ради достижения целей;
3) достигать поставленных целей;
4) выявление своей воли.
Отношение к марксизму.
Отношение
Сартра к марксизму и к
Политические взгляды А. Камю
Альбер Камю (Albert Camus, 7.11.1913 - 4.01.1960) — французский философ, публицист, писатель, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года. Одна из наиболее ярких фигур французского экзистенциализма. Для Камю центральная проблема философии и литературы - оправдание бунтарского сознания, противостоящего "безрассудному молчанию мира". В его произведениях мир обретает смысл, только через бунт, направленный на изживание абсурдности мира. Творчество Камю - постоянный философский поиск, страстное переживание за человека, живущего в абсурдное время трагического надлома времени и истории в 20 веке.
Проблема абсурда и человека
"Что представляет собой абсурдный человек?" - это главный вопрос, от обсуждения которого зависит решение других проблем философии Камю. Абсурдный человек, пишет Камю, "ничего не предпринимает ради вечности и не отрицает этого. Не то чтобы ему вообще была чужда ностальгия. Но он отдает предпочтение своему мужеству и своей способности суждения. Первое учит его вести не подлежащую обжалованию жизнь, довольствоваться тем, что есть; вторая дает ему представление о его пределах. Уверившись в конечности своей свободы, отсутствии будущности у его бунта и в бренности сознания, он готов продолжить свои деяния в том времени, которое ему отпущено жизнью. Здесь его поле, место его действий, освобожденное от любого суда, кроме его собственного. Более продолжительная жизнь не означает для него иной жизни".
Философ абсурда.