- Абсурдность мира
у Камю соответствует абсурдному человеку,
ясно осознающему абсурд - таким образом,
абсурд оказывается сосредоточенным в
человеческом познании. Абсурд для Камю
- это ясное, лишенное всякой метафизической
надежды видение мира. Мир противостоит
человеку как неразумное начало, как некая
условная абсурдная декорация. Мыслящий
индивид стремится понять себя исходя
из абсурдности и неустранимости бытия.
Абсурд кроется в несовместимости одновременного
присутствия различных факторов мира.
- Абсурд, согласно
Камю, - это экзистенциал. Абсурд - основное
понятие нашей эпохи. “Сам по себе мир,
- утверждает он, - просто неразумен, и это
все, что о нем можно сказать. Абсурдно
столкновение между иррациональностью
и исступленным желанием ясности, зов
которого отдается в самых глубинах человеческой
души. Абсурд равно зависит и от человека,
и от мира. Пока он - единственная связь
между ними. Абсурд скрепляет их так прочно,
как умеет приковывать одно живое существо
к другому только ненависть” Личность
ощущает всю трагичность своей связи с
миром, отсутствие своего завтра, будущего.
Человек очень остро переживает свой разлад
с миром, свою чуждость миру.
- Опыт человеческого
существования, неминуемо завершающийся
смертью, приводит мыслящую личность к
открытию “абсурда” как конечной правды
своего существования на Земле. Но эта
истина должна не обезоруживать, а, напротив,
пробуждать в душе мужественное достоинство
продолжать жить вопреки всему и без всяких
доводов в пользу такого выбора.
- «Чувство
абсурдности поджидает
нас на каждом углу».
Причина в том, что мир
природы и другой человек
всегда содержат в себе
нечто несводимое к
нашему познанию, ускользающее
от него. «Бывает, что
привычные декорации
рушатся. Подъем, трамвай,
четыре часа в конторе
или на заводе, обед,
четыре часа работы,
трамвай, ужин, сон; понедельник,
вторник, среда, четверг,
пятница, суббота, все
в том же ритме - вот
путь, по которому легко
идти день за днем. Но
однажды встает вопрос "зачем?»
Все начинается с этой
окрашенной недоумением
скуки". Скука выводит
человека из колеи рутинной,
монотонной жизни. Она
толкает его к пониманию
того, что приходится
взваливать груз безотрадной
жизни на свои собственные
плечи. «Скука является
результатом машинальной
жизни, но она же приводит
в движение сознание.
Скука пробуждает его
и провоцирует дальнейшее:
либо бессознательное
возвращение в привычную
колею, либо окончательное
пробуждение».
- На первое место
в философии Камю выдвигается вопрос о
самоубийстве. «Есть
лишь одна по-настоящему
серьезная философская
проблема - проблема
самоубийства. Решить,
стоит или не стоит жизнь
того, чтобы ее прожить, -
значит ответить на
фундаментальный вопрос
философии. Все остальное -
имеет ли мир три измерения,
руководствуется ли
разум девятью или двенадцатью
категориями – второстепенно». Самоубийство,
замечает Камю, чаще всего рассматривается
как социальный феномен. "Мы же, напротив,
с самого начала ставим вопрос о связи
самоубийства с мышлением индивида. Самоубийство
подготавливается в безмолвии сердца...".
Основным стремлением Камю как раз оказывается
правдивое, лишенное морализма описание
того феномена интеллекта и чувств, который
можно было бы назвать тягой к самоубийству.
Она порождена, как ясно из сказанного,
абсурдностью, безнадежностью как отличительными
чертами человеческого удела. Мир вне
человека не абсурден. "Если абсурд
и существует, то лишь во вселенной человека".
Однако, настаивает Камю, призвание человека
- найти силы жить в состоянии абсурда.
"Итак, я вывожу из абсурда три следствия,
каковыми являются мой бунт, моя свобода
и моя страсть. Одной лишь игрой сознания
я превращаю в правило жизни то, что было
приглашением к смерти, и отвергаю самоубийство".
Будет бунт.
- Бунт
безусловно предполагает
в себе определенную
ценность. Во-первых,
бунтующий человек противопоставляет
все то, что для него
ценно, тому, что
таковым не является.
При этом Камю
дистанциирует
понятия бунт
и озлобленность.
Озлобленность вызвана
завистью и всегда направлена
против объекта
зависти. Бунт же, напротив,
стремится к защите
личности. Восставший
защищает себя, каков
он есть, целостность
своей личности,
стремится заставить
уважать себя. Таким
образом, делает
вывод Камю, озлобленность
несет в себе
негативное начало,
бунт – позитивное.
-
Подходя к понятию бунта
с позиций социальных,
Камю отмечает, что
бунт невозможен в обществах,
где неравенство слишком
велико (например
кастовые общества)
или равенство абсолютно
(некоторые первобытные
общества). Камю
подчеркивает, что бунт
возможен в тех обществах,
где за теоретическим
равенством скрывается
огромное фактическое
неравенство.
- Кроме
того, бунт – дело
человека осведомленного.
Он должен четко
осознавать свои права.
Из этого следует,
что бунтующий человек
не может присутствовать
в сакрализованном обществе,
где царят мифы и традиции,
и где ответы на
все спорные вопросы
даны в понятии священного.
Камю утверждает, что
сегодняшняя история
с ее распрями вынуждает
людей признать, что
бунт – одно из существенных
измерений человека.
Он является исторической
реальностью человечества.
И не следует
бежать от
этой реальности, а
найти в ней ценности
для человечества.
- Одна
из главных ценностей
бунта – то, что он предполагает
человеческую общность,
причем свободную от
какой бы то ни было
святости. Для того,
чтобы жить, человек
должен бунтовать, но
не нарушая границы,
открытые им в самом
себе, границы, за которыми
люди, объединившись,
начинают свое подлинное
бытие. Осознание абсурдности
бытия и неразумности
мира является первопричиной
бунта. Однако,
если в опыте абсурда
страдание индивидуально,
то в бунтарском
порыве оно сознает
себя как коллективное.
Оно оказывается
общей участью, пишет
Камю.
Révolution?
Камю
противопоставил понятия "бунта"
и "революции". Для него бунт является
метафизической доминантой человека,
который протестует против всякого рода
угнетения во имя лучшей судьбы, идеал
которой Камю вновь, как и в молодости,
находит в "средиземноморской мысли".
В революции, напротив, он видит опасную
утопию, мираж абсолютного знания, который
может привести лишь к новым формам угнетения.
В
эссе «Восставший человек» в
1951 г. Камю достаточно ясно
высказался по поводу революции
и революционеров. В 1937 году Камю
вышел из коммунистической партии,
возложив на коммунизм вину
за казарменный социализм и
сталинские лагеря Советского
Союза. Исходя из экзистенциалистского
положения о невозможности изменения
основ мира человеком, Камю
говорит о том, что революционеры,
ставя абстрактную идею выше,
чем человеческую жизнь, не
отменяют насилие, несправедливость,
как таковые, а лишь заменяют
один вид насилия на другой.
Камю обвиняет Гегеля в том,
что он придумал диалектику
с ее законами всеобщей борьбы
и подтолкнул людей к революции.
Камю обвинил и французскую
революцию 18 в., и Октябрьскую
революцию, обвинил социалистический
лагерь в терроризме и стремлении
к мировому господству. Не надо
никаких преобразований, полагал
Камю, пусть каждый совершенствуется
и развивается в лучшую сторону,
пусть каждый поборет врага
внутри себя.
Камю
стремится выработать
новый гуманизм, который
смог бы объединить
всех людей и принести
им свободу. Он полагает,
что красота спасет
мир. Красота не делает
революций, но приходит
день, когда революции
испытывают в ней
нужду. Камю считал,
что можно отрицать
несправедливость, не
прекращая приветствовать
природу человека
и красоту мира.
Его гуманизм направлен
не на то, чтобы сделать
человека счастливым,
а на то, чтобы сделать
его сознательным, свободным
от опутавших его метафизических,
нравственных и политических
предрассудков и иллюзий,
чтобы сделать человека
свободным от различных
догм и лживых идеологий.
Красота не может служить
никакой партии и никакому
государству -- она состоит
на службе лишь у сострадания
и свободы. Красота и
свобода способны вывести
людей из изоляции, обогатить
их духовно, нравственно,
чувственно и интеллектуально,
помочь установить социальную
справедливость.
Социально-политические
позиции у разных
представителей Экзистенциализм
неоднородны. Так, Сартр
и Камю участвовали
в Движении Сопротивления;
с конца 60-х гг.
позиция Сартра отличается
крайним левым
радикализмом и экстремизмом.
Концепции Сартра
и Камю оказали
известное влияние
на социально-политическую
программу движения
новых левых. Существует
распространенное мнение,
что экзистенциализму
удалось отразить
духовную ситуацию буржуазного
общества, обнажить
его противоречия
и болезни, — но
предложить выход
из этой ситуации он
не смог. Однако, это
тема открывает просторы
для другого исследования.