Экзистенциали́зм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:15, доклад

Описание

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (14).docx

— 31.05 Кб (Скачать документ)
  • Абсурдность мира у Камю соответствует абсурдному человеку, ясно осознающему абсурд - таким образом, абсурд оказывается сосредоточенным в человеческом познании. Абсурд для Камю - это ясное, лишенное всякой метафизической надежды видение мира. Мир противостоит человеку как неразумное начало, как некая условная абсурдная декорация. Мыслящий индивид стремится понять себя исходя из абсурдности и неустранимости бытия. Абсурд кроется в несовместимости одновременного присутствия различных факторов мира.
  • Абсурд, согласно Камю, - это экзистенциал. Абсурд - основное понятие нашей эпохи. “Сам по себе мир, - утверждает он, - просто неразумен, и это все, что о нем можно сказать. Абсурдно столкновение между иррациональностью и исступленным желанием ясности, зов которого отдается в самых глубинах человеческой души. Абсурд равно зависит и от человека, и от мира. Пока он - единственная связь между ними. Абсурд скрепляет их так прочно, как умеет приковывать одно живое существо к другому только ненависть” Личность ощущает всю трагичность своей связи с миром, отсутствие своего завтра, будущего. Человек очень остро переживает свой разлад с миром, свою чуждость миру.
  • Опыт человеческого существования, неминуемо завершающийся смертью, приводит мыслящую личность к открытию “абсурда” как конечной правды своего существования на Земле. Но эта истина должна не обезоруживать, а, напротив, пробуждать в душе мужественное достоинство продолжать жить вопреки всему и без всяких доводов в пользу такого выбора.
  • «Чувство абсурдности поджидает нас на каждом углу». Причина в том, что мир природы и другой человек всегда содержат в себе нечто несводимое к нашему познанию, ускользающее от него. «Бывает, что привычные декорации рушатся. Подъем, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, обед, четыре часа работы, трамвай, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том же ритме - вот путь, по которому легко идти день за днем. Но однажды встает вопрос "зачем?» Все начинается с этой окрашенной недоумением скуки". Скука выводит человека из колеи рутинной, монотонной жизни. Она толкает его к пониманию того, что приходится взваливать груз безотрадной жизни на свои собственные плечи. «Скука является результатом машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание. Скука пробуждает его и провоцирует дальнейшее: либо бессознательное возвращение в привычную колею, либо окончательное пробуждение».
  • На первое место в философии Камю выдвигается вопрос о самоубийстве. «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно». Самоубийство, замечает Камю, чаще всего рассматривается как социальный феномен. "Мы же, напротив, с самого начала ставим вопрос о связи самоубийства с мышлением индивида. Самоубийство подготавливается в безмолвии сердца...". Основным стремлением Камю как раз оказывается правдивое, лишенное морализма описание того феномена интеллекта и чувств, который можно было бы назвать тягой к самоубийству. Она порождена, как ясно из сказанного, абсурдностью, безнадежностью как отличительными чертами человеческого удела. Мир вне человека не абсурден. "Если абсурд и существует, то лишь во вселенной человека". Однако, настаивает Камю, призвание человека - найти силы жить в состоянии абсурда. "Итак, я вывожу из абсурда три следствия, каковыми являются мой бунт, моя свобода и моя страсть. Одной лишь игрой сознания я превращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти, и отвергаю самоубийство".

Будет бунт.

  • Бунт безусловно предполагает в себе определенную ценность.  Во-первых, бунтующий человек противопоставляет все то, что для него  ценно,  тому,  что таковым не является.             При этом   Камю   дистанциирует   понятия   бунт   и   озлобленность. Озлобленность вызвана завистью и всегда направлена против  объекта  зависти. Бунт же, напротив, стремится к защите личности.  Восставший  защищает  себя, каков он есть,  целостность  своей  личности,  стремится  заставить  уважать себя.  Таким  образом,  делает  вывод  Камю,  озлобленность  несет  в   себе негативное начало, бунт – позитивное.
  • Подходя к понятию бунта с позиций социальных, Камю отмечает, что бунт невозможен в обществах, где неравенство слишком велико  (например  кастовые общества) или равенство абсолютно (некоторые первобытные общества).  Камю подчеркивает, что бунт возможен в тех обществах, где за теоретическим равенством скрывается огромное фактическое неравенство.     
  • Кроме того, бунт –  дело  человека  осведомленного.  Он  должен  четко осознавать свои права. Из этого следует,  что бунтующий человек не  может присутствовать в сакрализованном обществе, где царят мифы и традиции, и где ответы  на  все спорные вопросы даны  в понятии священного.      Камю утверждает, что сегодняшняя история с ее распрями вынуждает людей признать, что бунт – одно из существенных измерений  человека.  Он  является исторической  реальностью  человечества.  И  не  следует  бежать   от   этой реальности, а  найти в ней ценности для человечества.
  • Одна из главных ценностей бунта – то, что он предполагает человеческую общность, причем свободную от какой бы то ни было святости. Для того,  чтобы жить, человек должен бунтовать, но не нарушая границы, открытые им в самом себе, границы, за которыми люди, объединившись, начинают свое подлинное бытие. Осознание абсурдности бытия и неразумности мира является первопричиной бунта.  Однако,  если  в опыте абсурда страдание индивидуально,   то   в бунтарском порыве оно сознает себя как коллективное. Оно  оказывается  общей участью, пишет Камю.

Révolution?

     Камю  противопоставил понятия "бунта" и "революции". Для него бунт является метафизической доминантой человека, который протестует против всякого рода угнетения во имя лучшей судьбы, идеал которой Камю вновь, как и в молодости, находит в "средиземноморской мысли". В революции, напротив, он видит опасную утопию, мираж абсолютного знания, который может привести лишь к новым формам угнетения.

      В  эссе «Восставший человек» в  1951 г. Камю достаточно ясно  высказался по поводу революции  и революционеров. В 1937 году Камю  вышел из коммунистической партии, возложив на коммунизм вину  за казарменный социализм и  сталинские лагеря Советского  Союза. Исходя из экзистенциалистского  положения о невозможности изменения  основ мира человеком, Камю  говорит о том, что революционеры,  ставя абстрактную идею выше, чем человеческую жизнь, не  отменяют насилие, несправедливость, как таковые, а лишь заменяют  один вид насилия на другой. Камю обвиняет Гегеля в том,  что он придумал диалектику  с ее законами всеобщей борьбы  и подтолкнул людей к революции.  Камю обвинил и французскую  революцию 18 в., и Октябрьскую  революцию, обвинил социалистический  лагерь в терроризме и стремлении  к мировому господству. Не надо  никаких преобразований, полагал  Камю, пусть каждый совершенствуется  и развивается в лучшую сторону,  пусть каждый поборет врага  внутри себя.

Камю  стремится выработать новый гуманизм, который  смог бы объединить всех людей и принести им свободу. Он полагает, что красота спасет мир. Красота не делает революций, но приходит день, когда революции  испытывают в ней  нужду. Камю считал, что можно отрицать несправедливость, не прекращая приветствовать природу человека и красоту мира. Его гуманизм направлен не на то, чтобы сделать человека счастливым, а на то, чтобы сделать его сознательным, свободным от опутавших его метафизических, нравственных и политических предрассудков и иллюзий, чтобы сделать человека свободным от различных догм и лживых идеологий. Красота не может служить никакой партии и никакому государству -- она состоит на службе лишь у сострадания и свободы. Красота и свобода способны вывести людей из изоляции, обогатить их духовно, нравственно, чувственно и интеллектуально, помочь установить социальную справедливость.

Социально-политические позиции у разных представителей Экзистенциализм  неоднородны. Так, Сартр  и Камю участвовали  в Движении Сопротивления; с конца 60-х гг. позиция Сартра отличается крайним левым  радикализмом и экстремизмом. Концепции Сартра и Камю оказали  известное влияние  на социально-политическую программу движения новых левых. Существует распространенное мнение, что экзистенциализму удалось отразить духовную ситуацию буржуазного  общества, обнажить его противоречия и болезни, — но предложить выход  из этой ситуации он не смог. Однако, это тема открывает просторы для другого исследования.

Информация о работе Экзистенциали́зм