его, Парменид считал его слишком
трудным для решения.
В своем учении об истине
и во взгляде на познание Парменид
пришел к выводам,, которые, с точки зрения
обычного восприятия наблюдаемых явлений,
казались чрезвычайно парадоксальными.
Наблюдение, опирающееся на внешние чувства,
показывает множественность вещей окружающего
нас мира. Напротив, Парменид отрицает
мыслимость множественности. Множественность
существует только для чувств. Однако
чувства не дают нам истинной картины
мира. Для мысли, для ума мир представляется
как строжайшее единство.
Далее. Для чувств все вещи,
находящиеся в мире, представляются непрерывно
движущимися, изменяющимися: возникающими
и погибающими. Но, согласно учению Парменида,
и это только иллюзия чувств. Истинная
картина мира открывается и удостоверяется
только умом. Картина эта состоит в том,
что мир тождествен, не знает ни возникновения,
ни гибели. Мир вечен, неизменен, неподвижен.
Именно этот тезис о неизменности и неподвижности
мира сделал Парменида родоначальником
античной метафизики и антагонистом диалектики
Гераклита.
И с точки зрения обычного
восприятия, и с точки зрения физики,
разработанной пифагорейцами, мир
состоит из отдельных вещей, отделенных
одна от другой пустыми промежутками.
Однако и здесь Парменид утверждает,
что это не достоверная картина мира, а
иллюзия, порождаемая обманчивыми чувствами.
Напротив, воззрение, открывающееся уму,
требует признания, что пустота, т. е. пространство,
отделенное от тел, от вещества, не существует,
невозможно. Пространство неотделимо
от вещества.
Ко всем этим положениям,
крайне парадоксальным с точки зрения
обычного чувственного восприятия и
наблюдения, Парменид присоединил еще
одну мысль, которая его современникам
должна была представляться чрезвычайно
новой и трудной для усвоения. А именно:
Парменид пытается установить строгое
различие и даже противоположность между
истиной и мнением, между знанием совершенно
достоверным и знанием, о котором можно
сказать, что оно всего лишь не лишено
вероятности, есть лишь правдоподобное
предположение. |