Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:45, реферат
Этика является одной из древнейших философских дисциплин, объектом изучения которой служат мораль и нравственность. С трехсотых годов до н. э., когда этику впервые обозначили как особую область исследования, до сегодняшних дней интерес к ее осмыслению не ослабевает. В разное время к проблемам этики обращались такие философы, как Аристотель, Спиноза, Кант, Маркс. Среди философских трактатов по этике особенно выделяются труды И. Канта. Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени.
Введение…………………………………………………………………3-5
1. Принципы построения этики……………………………………….5-9
2. Этика долга………………………………………………………….10-14
3. Царство свободы……………………………………………………15-19
Заключение……………………………………………………………..19-20
Литература……………………………………………………………....21
Итак, в принципах
построения этики мы видим,
что Кант выдвигал на первое
место вопросы моральности
Любое учение о морали, нравственности невозможно без такого понятия как долг. Этика долга занимает в философии Канта значительное место.
"Чистое представление о долге имеет
на человеческое сердце…гораздо более
сильное влияние, чем все другие мотивы".
Объективное практическое действие, которое в силу нравственного закона исключает все определяющие основания поступков, исходящие из склонностей, Кант называет долгом [2, с. 332]. В долге заключается понятие принуждения, т. е. определение к поступкам, как бы охотно эти поступки ни совершались. По Канту моральность поступков определяется необходимостью их из одного лишь сознания долга и одного лишь уважения к закону, а не из любви или склонности к тому, что должно приводить к этим поступкам. Моральная необходимость есть непременно принуждение. Каждый поступок, основанный на необходимости, следует рассматривать как долг, а не как вид деятельности, который мы выбрали произвольно.
Кант считает, что моральный закон для совершенного существа есть закон святости. А для разумного существа этим законом является закон долга. Поступки определяются уважением к закону и благоговением перед своим долгом. Действия из чувства долга – вот что имеет истинно нравственную ценность. Человек действительно нравственен только тогда, когда исполняет долг не ради какой-либо внешней цели, а ради самого долга. Ни одно из непосредственно-спонтанных чувств – доброжелательность, сочувствие, сострадание, симпатия, участие – сами по себе еще не есть истинная добродетель. Ибо эти душевные порывы могут толкнуть человека отнюдь не только на путь добра, но и к совершению зла. Кант признает мотивы человеколюбия нравственными при условии, что они не просто выражают психические склонности человека, а поставлены под контроль долга, определены моральным законом как их объективным критерием.
Для того чтобы достигнуть
истинной моральности образ
Кант допускал, что
"забота о своем счастье
может быть даже долгом", но
в этом отношении он выдвигал
следующее правило: следуй
Что касается отношения к другим людям, то Кант советует действовать морально независимо от того, какое чувство вызывает в нас объект нашего действия.
Кант говорил: "Ненависть
к человеку всегда
Обращаясь к долгу
благожелательности, мы не можем
сказать, что обязаны любить
других людей и делать им
добро. Когда любишь другого
- желаешь ему добра из
Любовь – благожелательность, проистекающая из склонности. Но доброта может проистекать и из принципов. Соответственно этому наше удовольствие и удовлетворение от благодеяния может быть или непосредственным, или опосредованным удовольствием. Первое доставляется от благодеяния другому и является любовью. Второе имеет место тогда, когда мы одновременно сознаем, что исполнили свой долг – это благодеяние по обязанности. Благодеяние по любви исходит от сердца, благодеяние же по обязанности – скорее из принципов рассудка. Так, жене можно оказывать благодеяние по любви; но там, где склонность исчезла, необходимо делать это по обязанности. [7, с. 177]
Возникает вопрос, состоит ли наш долг в том, чтобы любить других? Однако любовь – это благожелательность по склонности, а моим долгом не может стать то, что основывается на склонности. Я не могу заставить себя любить, я люблю только тогда, когда у меня есть к этому побуждение. Следуя же теории Канта долг – это принуждение: или я должен заставлять себя сам, или же меня принуждают другие.
По Канту из двух добродетелей, если они конфликтуют друг с другом, действительно добродетелью может быть только одна, та, что составляет долг. Долг не может противоречить долгу, а если это так, то он не есть истинный долг и относится к области морали только как негативное, аморальное. Речь здесь идет о диктатуре долга, которая может привести к обострению "разорванности" человека, вразрез его целостности, вразрез гуманности.
Однако теория Канта не стремиться превратить долг в неприятную обязанность. Но в то же время философ делает акцент на реалистический момент долга. Все люди не могут относится с симпатией и любовью друг к другу, но правомерно требовать от них соблюдения долга. Также Кант говорит, что не всякий человек, что прикрывается личиной безупречности, столь же безупречен и внутри. Возможно, им движет корыстолюбие и другие низменные побуждения. Это лишний раз доказывает, что для Канта важна не только форма, но и ее содержание.
Кант считает, что судить о людях надо не только по их поступкам, но и мотивам, которыми они руководствуются. Но он не учитывает того, что поступки не менее важны, чем мотивы, и приучение к правильным поступкам есть одно из средств воспитания нравственных чувств.
Неверно также превращать человека в служителя долга. Долг должен служить счастью людей. Но тут возникает вопрос, разве не делает людей счастливыми сознание выполнения долга? Гуманистические стремления всегда способствуют исполнению долга.
Для Канта нравственное
начало сводится к
В учении Канта понятие
совести неразрывно связано с
дуализмом его философской
Принцип “уважения к моральному
закону” является сердцевиной кантовской
этики, поскольку в нем открывается
измерение гуманного поведения.
Только личность, согласно Канту, может
выражать это уважение, которое является
априорным чувством; осознание этого
уважения идентично осознанию
Идея безусловного достоинства каждой человеческой личности является одной важнейших в этической философии Канта. По его мнению, практический нравственный закон возможен при существовании чего-то, что представляет абсолютную ценность само по себе. Такая цель "само по себе" – человек, точнее, личность.
Есть предметы, существование которых зависит не от нашей воли, а от природы. Они не наделены разумом, имеют только относительную ценность, служат только средствами для цели, но не могут быть самой целью. Такие предметы Кант называет вещами. Разумные существа он называет лицами. Сама природа отмечает их в качестве целей самих по себе, т. е. как нечто, что не следует употреблять как условие или как способ достижения какой-нибудь цели.
Человек представляет
себе собственное бытие как
самоцель. Именно представление
о личности как самоцели
Итак, Кант исходит из того,
что долг – это принуждение
и малейшее его нарушение является
крайне губительным для моральной
практики. Долг есть могучая сила бескомпромиссной
совести, и своим "торжественным
величием" [5, т. 4, ч. 1, с. 403] он создает
фундамент человеческого
Человек как носитель нравственного закона и самоцель способен подчинить себе свою эмпирическую природу и возвыситься над миром явлений, с гордостью подведя итог: "Звездное небо надо мной и нравственный закон во мне" [5, т. 4, ч. 1, с. 499].
Однако как возможно для человека выполнение долга, нравственного закона, моральной практики? Постановка этого вопроса ведет Канта к центральному понятию и центральной проблеме его этики – к понятию и проблеме свободы.
"Для того, кто привык к свободе, нет
большего несчастья, чем быть отданным во
власть такого же существа, как он, которое
может принудить его отказаться от своей воли и делать то, что хочет он"
Формирование внутренней свободы личности рассматривается философом как главная цель морального воспитания. "Разум должен рассматривать себя как творца своих принципов независимо от посторонних влияний; следовательно, как практический разум или как воля разумного существа он сам должен считать себя свободным…" [5, т. 4, ч. 1, с. 292]
В философии Канта имеются четыре различных понятия свободы, которые так или иначе, связаны друг с другом и которые следует различать.
Во-первых, это свобода
как особая трансцендентальная способность.
Это независимость рассудка от причин
в рядах явлений, позволяющая
ему выступать в роли чувственно
необусловленного начала упорядочения
этих рядов, которое и вносит в
них эту причинность как
Во-вторых, Кант принимает "относительное"
[5, т. 4, ч. 1, с. 166] понятие свободы в
мире явлений. Так как этот мир
пронизан строгой необходимостью, то
свобода в нем может
В-третьих, это собственно свобода в умопостигаемом мире вещей в себе, "высший принцип свободы" [5, т. 4, ч. 1, с. 339], "причинность через свободу". Ее аналогом является "свободная необходимость" субстанции.
В-четвертых, Канту приходится
пользоваться обыденным понятием свободы
как способности к произволу
в эмпирическом мире. Это возможность
человеческой воли выбирать между различными
принуждениями чувственности
Среди принципов государственной жизни он указывает "свободу" в смысле права повиноваться только тем законам, на которые гражданин сам изъявил согласие. С другой стороны, для граждан любого государства требуется и такая свобода: "…ни один не может меня принудить меня быть счастливым так, как он хочет…" [5, т. 4, ч. 2, с. 79]. Больше всего беспокоит Канта проблема "рабства", под которым он имеет в виду также и крепостную зависимость. "Нет ничего ужаснее, когда действия одного человека должны подчиняться воле другого… Человек, зависящий от другого, уже не человек" [5, т. 4, с. 219]. Также ратует Кант и за свободу совести, мысли и слова.
Согласно этике Канта, согласуются два типа поведения: любой, но тот же самый поступок легален для одного и морален для другого мира. Значит, у каждого фактически совершаемого поступка налицо две различные мотивации, и он легален и морален одновременно. Но не понятно, как две различные мотивации уживаются в сознании одного и того же человека. Проблема еще осложняется тем, что Кант желает победы моральной мотивации, а значит, и торжества полного морального поведения.
Как
же возможна свобода и