Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:45, реферат
Этика является одной из древнейших философских дисциплин, объектом изучения которой служат мораль и нравственность. С трехсотых годов до н. э., когда этику впервые обозначили как особую область исследования, до сегодняшних дней интерес к ее осмыслению не ослабевает. В разное время к проблемам этики обращались такие философы, как Аристотель, Спиноза, Кант, Маркс. Среди философских трактатов по этике особенно выделяются труды И. Канта. Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени.
Введение…………………………………………………………………3-5
1. Принципы построения этики……………………………………….5-9
2. Этика долга………………………………………………………….10-14
3. Царство свободы……………………………………………………15-19
Заключение……………………………………………………………..19-20
Литература……………………………………………………………....21
Многие философы и моралисты
пытались доказать возможность для
человека свободы посредством различения
причинности психической и
По Канту решение в
вопросе о свободе зависит
не от того, лежит ли причинность
внутри объекта или вне его, и
если она лежит внутри него, то определяется
ли необходимость поступка инстинктом
или разумом. Если определяющие представления
имеют основу существования во времени
– в каком-нибудь предшествующем
состоянии, а это состояние в
свою очередь – в ему
Следуя теории Канта, для того чтобы "спасти" свободу, т. е. показать, что она возможна, приписывать ее надлежит как "вещи в себе".
В учении Канта о свободе обнаруживается глубокая связь между его теорией познания и этикой, между его учением о разуме теоретическом и учением о разуме практическом. Этика Канта одним из своих устоев имеет "трансцендентальную эстетику" – учение об идеальности пространства и времени.
Кант выдвигает три постулата свободы, которые составляют его глубинную онтологию, т. е. метафизику.
Первый постулат требует полной автономии человеческой воли, т. е. свободы – произвола, сразу же перерастающей в свободу, нравственно ориентированную. Кант сводит этот постулат к формуле: "Ты должен, значит ты можешь".
Далее следует логическая сторона вопроса, которая показывает, что выводить способность к выполнению нормы только из того факта, что эта норма нами принята неверно. Но в минимальном своем значении "норма обязывает при том условии, что субъект способен ее выполнить" формула Канта вполне корректна. Разумеется, ссылка на "способность" или "неспособность" не должна прикрывать уклонение от обязанностей: ситуация ты можешь должна оцениваться объективно.
Третий постулат гласит, что свобода указывается в модусе допустимости (регулятивности), так что категорический императив оказывается регулятивным и там, где он хочет нарушить подчинение воли природе, и там, где природа отсутствует вовсе. Свобода, объясняя действие категорического императива, сама обосновывается им в качестве собственно морального принципа.
Итак, подвести итог рассуждениям
Канта о свободе можно
Он признает, что свобода
открывается человеку лишь в
сфере практического,
Заключение.
Учение о нравственности находится в центре всей системы Канта. Ему удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый ряд специфических черт морали. Нравственность не есть психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям отличным от всех остальных психических параметров человека. Нравственность, конечно, может принимать форму тех или иных психологических явлений в сознании человека, но лишь через воспитание, через подчинение стихии чувств и побуждений особой логике морального долженствования.
Вообще, мораль не сводится
к “внутренней механике”
Категория долг – ключевая
в кантовской этике. Философ утверждает,
что всегда надо следовать своему
долгу, не обращая внимания на то, отразится
это или нет на твоем эмпирическом
счастье. Ведь выполнение долга приносит
аналог счастью –
Одна из исторических заслуг Канта в развитии понятия морали состоит в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от многих иных схожих с ней социальных нормативов (обычаев, традиций). Кант обратил внимание на роли личного самосознания в морали, на специфический характер нравственной свободы, на связь этой свободы с особенностями морального долженствования. Свобода рассматривается им как один из определенных аспектов нравственного разума.
Парадокс кантовской этики состоит в том, что, хотя моральное действие и направлено на осуществление природного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно. Он видит в нравственности духовный источник коренного преобразования и обновления человека и общества.
Постановка Кантом проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о практическом характере нравственности и т. д. признаются неоценимым вкладом в философию.
Литература:
И. С. Нарский "Западно-Европейская философия Х1Х века". М.: "Высшая школа", 1976 г.
В. Ф. Асмус "Иммануил Кант". М.: "Наука", 1973 г.
Д. И. Гринишин, С. В. Корнилов "Иммануил Кант ученый, философ, гуманист". Л.: "Лен. ун-т", 1984 г.
М. Н. Афасижев "Эстетика Канта". М.: "Наука", 1975 г.
И. Кант Сочинения в 6 томах. М., 1963-1966 гг.
Философия Канта и современность \ под ред. Т. И. Ойзермана. М.: "Мысль", 1974 г.
И. Кант "Лекции по этике". М.: "Республика", 2000 г.
Т. Б. Длугач "И. Кант: от ранних произведений к "Критике чистого разума". М.: "Наука", 1990 г.
И. С. Андреев, Т. Б. Григорян
"Философия Канта и