Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 23:41, реферат
Цель:
изучить основные положения учения древнекитайского философа Конфуция
Задачи:
1. ознакомиться с литературой по данному вопросу;
2. выявить элементы этического учения Конфуция;
3. охарактеризовать качества и свойства, присущие цзюнь-цзы;
4. определить взгляды Конфуция на политическую сферу жизни.
Введение 3
Этическое учение Конфуция 4
Концепция «цзюнь-цзы» 8
Политические взгляды Конфуция 11
Заключение 13
Список литературы 14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ
И ФИНАНСОВ»
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ
Реферат
на тему:
Этико-политическое
учение Конфуция
Выполнил: А.Н. Сидорова,
студент
110 группы
Санкт-Петербург
2008
г
Введение 3
Этическое учение Конфуция 4
Концепция «цзюнь-цзы» 8
Политические взгляды Конфуция 11
Заключение 13
Список литературы 14
Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о Конфуции (латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы – «Учитель Кун»), первом китайском философе, личность которого исторически достоверна, создателе одной из первых зрелых философских концепций и родоначальнике конфуцианства – идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий.
В течение многих веков трактовка учения Конфуция не раз менялась, придавая ему порой самые причудливые черты. В конце концов, конфуцианство превратилось в политическое и социальное учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и взаимоотношениях между людьми. В этом виде оно существует до сих пор. Однако интерес вызывает не столько исторический путь конфуцианства, сколько само учение Конфуция – то, что проповедовал человек, которого сегодня не без основания именуют наставником Китая.
Особая ценность этого жизнеучения заключается в том, что за ним стоит многовековой социальный и нравственный опыт великого народа. Две с половиной тысячи лет Конфуций является духовным наставником, Учителем китайской нации, воплощением ее культурной самобытности. И сегодня каждый образованный китаец знает его учение, большинством из них оно воспринимается как жизненная установка. Конфуций оказал также сильное воздействие на духовную жизнь японцев, корейцев, других дальневосточных народов; в последние два века его философия стала достоянием всего культурного человечества.
Цель:
изучить основные положения учения древнекитайского философа Конфуция
Задачи:
Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в 5–4 вв. до н.э. и обретшем современную форму на рубеже нашей эры сборнике диалогов, исторических описаний и бытовых сцен Лунь юй (Суждения и беседы), содержащем высказывания самого Конфуция и его учеников.
Исходной для Конфуция можно считать концепцию «неба» (тянь) и «небесного веления» (приказа, т. е. судьбы). «Небо» — это и часть природы, и высшая духовная сила, определяющая природу и человека («Жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба»). Человек, наделенный небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи образования. Цель совершенствования — достижение уровня «благородного мужа» (цзюнь-цзы), соблюдающего ли - этикет, доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим. Этот уровень не зависит от социального происхождения, а достигается благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры.
Особое
место в учении Конфуция занимает
концепция сяо - сыновней почтительности,
уважения к родителям и к старшим
вообще. Сяо считается не только
основой человечности и связанных
с ним добродетелей, но и самым
эффективным методом управления
страной.
Немалое значение придается и юе - музыке,
как лучшему средству изменения плохих
нравов и обычаев, а главенствующая роль
отводится ли (этикету) - правилам благопристойности,
регулирующим поведение человека в разных
жизненных ситуациях.
Конфуция почти не интересовали проблемы космогонии, он уделял мало внимания учению о духах и потустороннем мире («Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?», «Не умея служить людям, как можно служить духам?»). Но, наряду с этим Конфуций выступал за сохранение существующих обычаев и настаивал на тщательном и скрупулезном выполнении обрядов и церемоний, из которых особо выделял обряд жертвоприношения предкам как важнейший способ выражения к ним почтения. Он считал, что путем точного соблюдения традиций, освященных древностью, можно вернуться к изначальным истокам и таким образом достичь возрождения «золотого века» и вновь построить общество гармонии и справедливости. Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее».
Для
соблюдения субординации и порядка
Конфуций выработал принцип
Конфуций упоминает о справедливости (и), но эта добродетель (как и такие качества, как искренность и верность) по существу, лишь одно из проявлений категории человечности (жэнь), которую Конфуций считал решающим свойством человека. Само начертание иероглифа «жэнь» позволяет понять смысл этой категории. Он состоит из иероглифа «человек» и графического знака, обозначающего цифру «2». Иначе говоря, это понятие говорит об отношении человека к человеку. Наиболее правильно передают его значение русские слова «человечность», «гуманность». В «Лунь-юй» термин «жэнь» определяется по-разному; наиболее многозначительно и в то же время просто он расшифровывается там, где Конфуций говорит, что человечность означает любовь к людям.
Жэнь—
закон идеальных отношений
Огромное
значение Конфуций придавал любви к
знанию. Свидетельство тому - один из
интереснейших текстов «Лунь-
Впрочем, Конфуций и его ученики, высоко ценя образование и культуру, все же на первое место ставили нравственность. Так, в «Лунь-юй» передаются слова Цзы-ся, ученика Конфуция, что он считает образованным даже и того, кто не учился, но, не жалея себя, помогает родителям, готов отдать жизнь за своего государя и верен слову в отношениях с друзьями. Это, по-видимому, отголосок споров между учениками, кого же считать культурным человеком: того ли, кто много знает, или того, кто хорошо поступает. Предпочтение, отдаваемое нравственности, засвидетельствовано и в другом отрывке. Перечисляя обязанности учеников, Конфуций говорит, что дома они должны вести себя почтительно по отношению к родителям, а вне дома - по отношению к старшим вообще, благожелательно относиться ко всем людям, но искать дружбы лишь с людьми гуманными. Если же после выполнения обязанностей по отношению к ближним у них еще остаются силы, они должны их тратить на изучение культуры. Соотношение сфер нравственности и культуры интересно выступает в одном из текстов «Лунь-юй», где приводится следующий ответ Конфуция на вопрос о том, что такое настоящий человек. У такого человека знания, талант, мужество и бескорыстие должны быть, по мнению Конфуция, увенчаны культурой, т.е. соблюдением ритуала и правил благопристойности и пониманием музыки. И вдруг, словно спохватившись, что ученики, испуганные недостижимостью этого идеала, могут утратить к нему интерес, Конфуций добавляет: «Но теперь, может быть, и не обязательно требовать этого от настоящего человека. Достаточно и того, если он, видя возможность обогащения, все же продолжает стремиться к справедливости, перед лицом опасности готов принести себя в жертву и не отказывается от выполнения обещаний, как бы давно Он их не дал». Но хотя в этой «программе» для современника Конфуция культура уже отсутствует, уступая место нравственным качествам, все же тот идеал цзюнь-цзы, который так многосторонне и подробно разъясняется Конфуцием, был идеалом человека, достигшего гармоничного сочетания различных качеств как нравственности, так и образования, как непосредственности, так и утонченности. Это прекрасно выражено в словах Конфуция о том, что преобладание естественности над культурой приводит к грубости, а культуры над естественностью - к педантизму канцелярского чинуши. Настоящее благородство возникает лишь от слияния естественности с культурой.
Учение Конфуция было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя -«вана» и Неба как источника благодати – магической силы «дэ», благодаря которой «ван» («Сын Неба») упорядочивал «Поднебесную» (общество). У Конфуция «дэ» перестает быть прерогативой правителя – каждый человек ответствен за положение дел в Поднебесной и способен на него повлиять; при этом «дэ» в трактовке Конфуция этизируется и означает «достоинство», «добродетель». Признавая за Небом роль верховного начала, Конфуций в качестве практически действенного мерила земных дел указывает путь-«дао», следование которому и обеспечивает накопление человеком «дэ». В отличие от Лао-цзы, трактовавшего «дао» как вселенский принцип, Конфуций понимает его как человеческое «дао» – истинный принцип человеческих деяний.
Эталоном человека, идущего по пути дао, Конфуций считает «цзюнь-цзы» («благородного мужа»), описание которого находится в центре внимания философа.
Термин «цзюнь-цзы» был заимствован Конфуцием из «Книги песен» («Ши-цзин»), которую Конфуций не только хорошо знал, но и, если верить традиции, редактировал. В «Книге песен» слово «цзюнь-цзы»- означало «государев сын» (буквальное значение иероглифа «цзюнь» - «государь», иероглифа «цзы»- «сын») или «аристократ». Конфуций изменил смысл этого слова так, что оно стало обозначать уже не происхождение, а качества человека. Смысловая эволюция этого слова напоминает эволюцию, проделанную в русском языке словом «благородный», которое первоначально указывало на аристократическое происхождение, а в современном языке говорит о нравственном облике человека. Поставив в центр своей проповеди идеал благородного человека, Конфуций (сам считавший, что не создает ничего нового, но лишь передает то, что им получено от традиции) внес совершенно новый элемент в идейные устои древнекитайской жизни. По сути дела, Конфуций говорил о том, что настоящее благородство зависит не от происхождения, а лишь от нравственных качеств и от культуры и потому принципиально доступно каждому. Это значило, что в обществе появился не только новый идеал, но и новый тип связей наряду с освященными традицией родственными связями.
К числу основных качеств «цзюнь-цзы» относятся «жэнь» – гуманность, «и» – справедливость, «чжи» – знание и «ли» – ритуал. «Жэнь» означает выстраивание отношений между людьми в обществе в духе солидарности, аналогичной родственной близости членов семьи. Смысл и заключается в исполнении людьми взаимных обязанностей в соответствии с «чином» каждого» – старших и младших, господ и слуг. Утверждение справедливости в Поднебесной предполагает «исправление имен»: правитель должен быть правителем (вести себя как правитель), подданный – подданным и т.п. «Чжи» у Конфуция вовсе не означает праздного многознания, это – знание того, что должно делать и как это сделать. Наконец принцип «ли» означает следование правилам благопристойности, вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность. Правильное поведение предполагает постоянный самоконтроль, подчинение культурной норме, без которых невозможна устойчивая социальность. Строго следуя правилам «ли», «благородный муж», по Конфуцию, поддерживает «вэнь» – стандарт цивилизованности, созданный совершенными мудрецами-правителями древности.