Этико-политическое учение Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 23:41, реферат

Описание

Цель:
изучить основные положения учения древнекитайского философа Конфуция
Задачи:
1. ознакомиться с литературой по данному вопросу;
2. выявить элементы этического учения Конфуция;
3. охарактеризовать качества и свойства, присущие цзюнь-цзы;
4. определить взгляды Конфуция на политическую сферу жизни.

Содержание

Введение 3
Этическое учение Конфуция 4
Концепция «цзюнь-цзы» 8
Политические взгляды Конфуция 11
Заключение 13
Список литературы 14

Работа состоит из  1 файл

конфуций.docx

— 37.89 Кб (Скачать документ)

     Цзюнь-цзы свойственна гармония нравственности и образованности, непосредственности и культуры. Для такого человека должна быть характерна терпимость, многостороннее, широкое понимание жизни и отвращение к любым разновидностям фанатизма и максимализма. Конфуций называет такой путь «средним путем» и жалуется на то, что, не будучи в состоянии найти людей, которые им следуют, вынужден обратиться к людям чересчур горячим и слишком осторожным. Имея в виду эту же необходимость придерживаться во всем соответствующей меры, Конфуций говорит, что не доходить до нее столь же плохо, как и переходить. Найти меру и придерживаться ее помогают правила благопристойности - ли. Для цзюнь-цзы они играют роль критерия, помогающего ему избежать крайности: «Почтительность без «ли» превращается в суетливость, тщательность - в робость, смелость - в смутьянство, прямота - в грубость». Знание ли, проникновение в их смысл превращается, таким образом, в необходимость.

     Многочисленные  высказывания Конфуция позволяют раскрыть тот идеал личности, который обозначался  словом «цзюнъ-цзы». Конфуций говорит, что цзюнъ-цзы не расстается с  человечностью ни в спешке, ни в  момент опасности. «Если же он откажется  от человечности, то как можно считать  его цзюнь-цзы?». Поставленный перед  выбором, что предпочесть - жизнь  или нравственные принципы, цзюнь-цзы  идет на смерть, но не отказывается от того, что придает смысл его  существованию. Стремление цзюнь-цзы  к высоким нравственным идеалам  сказывается не только в моменты  смертельной опасности и в  критических ситуациях. Оно находит  свое воплощение и в образе жизни, в том, о чем повседневно думает и говорит человек. Цзюнъ-цзы неприхотлив  в еде и одежде; если человек  стыдится плохой одежды и плохой еды, то, как замечает Конфуций, с ним  не стоит и говорить. Антиподом  цзюнь-цзы в этом плане оказывается  «мелкий человек» (сяо-жэнъ), озабоченный  материальным процветанием. «Цзюнъ-цзы  думает о справедливости, а мелкий человек о выгоде».  
Идеал цзюнъ-цзы представляет собой, таким образом, концепцию личности, гармонически сочетающей в себе нравственность и культуру.       

       Имеющийся в «Лунь-юй» разговор  между учениками Конфуция показывает, что узы, связывающие между  собой единомышленников, вместе  стремящихся к высоким идеалам,  рассматривались близкими к нему  людьми как нечто не менее  священное и непоколебимое, чем  узы родства. Один из них  сетует на судьбу за то, что  у него нет братьев, другой  возражает: «Жизнь и смерть  зависят от судьбы, а богатства  и почести - от неба. Но если  цзюнъ-цзы почтительно блюдет  свой долг и не уклоняется  от него, если он вежлив с  людьми и выполняет правила благопристойности, то во всем мире между четырьмя морями он найдет себе братьев».

     Конфуций  специально подчеркивает нонконформизм  цзюнь-цзы, утверждая, что цзюнь-цзы  гармоничен, но не одинаков с другими. Китайский комментатор II в. до н.э. Чжэн Сюань, поясняя это изречение, писал: «Сердце цзюнь-цзы гармонично, но взгляды его отличаются от других». Тема автономности, независимости личности достойного и ученого человека нашла  продолжение в некоторых позднейших конфуцианских сочинениях. Одно из них - входящий в «Ли-цзи» небольшой  трактат «Поведение конфуцианца». Пафос  этого трактата состоит в самодостаточности  благородного человека. Здесь говорится, например, что конфуцианец не считает  драгоценностями золото и яшму, драгоценны для него лишь верность и справедливость. Если пытаться привлечь его богатством или развратить наслаждениями, то перед  лицом всех выгод, которые ему  предлагают, он ни на йоту не отходит  от справедливости. «Даже и тогда, когда власть в руках тирана, он не меняет своей позиции».

 

     Политические взгляды Конфуция

     Наличие идеала цзюнь-цзы в рамках учения Конфуция подчас в литературе игнорируется, и вся характеристика конфуцианства  строится лишь на основе идеала покорного  подданного. Исходя из этого, конфуцианство  и провозглашают идеологией деспотии. Линия рассуждения, связанная с  идеалом цзюнь-цзы, заставляет внести серьезные коррективы в подобные оценки. Будучи гармоничной и самостоятельной  личностью, цзюнь-цзы не должен выполнять  любой приказ правителя. Напротив, он должен сопротивляться ему в тех  случаях, когда находит его поведение  безнравственным. Если наставления  цзюнь-цзы не оказывают воздействия, если в государстве утверждается беспринципность и погоня за наживой, благородному человеку следует отказаться от службы, ибо не к лицу ему почести и богатства, полученные нечестным путем, и позорно думать о наживе в государстве, построенном на несправедливости.

     Отрицательное отношение Конфуция к деспотизму сказалось в его словах, обращенных к правителю царства Лу, Дин-гуну. На вопрос правителя, есть ли такое  изречение, которое может привести страну к процветанию, Конфуций ответил: «Этого нельзя ожидать от одного изречения, но есть у людей пословица о  том, что трудно быть государем и  нелегко быть сановником. Если вы понимаете, как трудно быть государем, то вы близко подошли к тому, чтобы одним  изречением сделать страну процветающей». - «А есть ли такое изречение, что  может погубить страну?» - спросил  Дин-гун. «И этого нельзя ждать от одного изречения, - ответил Конфуций, - но есть изречение: «Не радуюсь тому, что государь, тому лишь радуюсь, что слова мне никто наперекор не скажет... Если правитель поступает плохо и никто ему не противоречит, далеко ли отсюда до того, чтобы одно изречение погубило страну?».

     Главный метод управления народом — сила примера и убеждения.     Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Правитель призывался управлять народом не столько на основе законов и наказаний, сколько примером личной добродетели и высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями.

     Конфуций  выступал за строгое, четкое, иерархическое  разделение обязанностей между членами  общества, образцом для которого должна служить семья. Эта идея была выражена Конфуцием в его знаменитом изречении: «Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным; отец - отцом, а сын – сыном».

     Представление о том, что государство не что  иное, как большая семья, определяет взгляды Конфуция на важнейшие проблемы общественного устройства и, в частности, его отношение к закону. Он считал, что законы никакого значения для улучшения общества не имеют. Важно лишь, чтобы во главе государства стоял хороший правитель, воспитывающий народ своим примером и действующий на него при помощи добродетели и правил благопристойности - ли.

     Конфуций  нередко допускал критику отдельных  правителей и противопоставлял им мудрых и добродетельных государей прошлых  времён. Социальному неустройству современного ему общества Конфуций противопоставлял идеальное общество да тун («великого единения»), которое якобы существовало в первые годы правления династии Чжоу (1027-256 гг. до н. э.). Начало эпохи Чжоу Конфуций считал «золотым веком», когда не было войн и распрей, царили всеобщее равенство и подлинная забота государей о народе. На возрождение этого «золотого века» и была направлена вся философская система Конфуция.

     Заключение

     Учение  Конфуция объемно и широко. Оно  охватывает практически все области  человеческого сознания и жизни. В истории учении принято называть конфуцианством, включающим в себя сумму из нравственных и социально-политических норм. Эти общепринятые стандарты  передаются из поколения в поколение  на протяжении почти трех тысяч лет. Правила касались воспитания человека, его поведение в семье, на службе и в обществе, устанавливали правильный способ мышления.

     В центре учения Конфуция – человек, осмысляемый в единой социально-этической  плоскости, к которой сводятся и  экзистенциальные проблемы («еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что  такое смерть?»), и религиозные («еще не умея служить людям, как суметь служить навям?»), и гносеологические (знание – это «знание людей»). Человеческую «природу» (син) Конфуций, видимо, считал этически нейтральной («по  природе люди близки друг другу, а  по привычкам – далеки»). Поэтому  для формирования личности необходимо «преодоление себя и возвращение к благопристойности», результатом чего становится торжество «гуманности» (жэнь) в Поднебесной. «Благопристойность» – «внешняя», ритуализованная этико-социальная норма и «гуманность» – «внутренняя» морально-психологическая установка на «любовь к людям» составляют основу конфуцианства, в которую также входят основополагающие категории – «благодать/добродетель», «должная справедливость», «сыновняя почтительность» (сяо), «верность» (чжун) и другие.

     В целом социально-политическая доктрина Конфуция зиждется на приоритете моральных  ценностей и норм – этико-ритуальной благористойности (ли) и церемониальной музыки (юэ) над любыми иными видами регуляции общественной жизни: административно-правовым, утилитарно-экономическим, естественно-природным, которые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами – соответственно легизмом (фа цзя), маоизмом (мао цзя), даосизмом. 

     Список  литературы

    

  1. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае.- М., 1970.
  2. Переномов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая.- М., 1981г.
  3. Таранов П.С. Анатомия мудрости 120 философов. Жизнь. Судьба. Учение.- Симферополь , 1997г.  
  4. www.wikipedia.ru

Информация о работе Этико-политическое учение Конфуция