Этимология и сравнительно-исторический метод в языкознании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:41, реферат

Описание

Целью данного исследования является выявление общего понятия о этимологии, ее видах, целях и задачах; а также рассмотреть этимологический анализ слова.

Содержание

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … ... 3
1.Понятие этимологии. Этимологический анализ слова… … … … … 4-6
1.1. Научная этимология… … … … … … … ... … … … … … … … … 6-9
1.2. Народная этимология… … … … … … … … … … … … … … … ...9-10
1.3. Детская этимология… … … … … … … … … … … … … … … … 10-11 2.цели и задачи этимологии… … … … … … … … … … … … … … …12-16
3.Этимология и сравнительно-исторический метод в языкознании… …17
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 18
Список используемой литературы … … … … … … … … … … … … ...19

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (9)_0.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Действительно, решить эту задачу удается далеко не всегда. Но в этом случае приходится констатировать неясность, неустановленносгь этимологии того или иного слова, что достаточно можно обнаружить в существующих этимологических. По мнению специалистов, «надежных индоевропейских этимологий в каждом отдельном языке сравнительно немного»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Этимология и сравнительно-исторический метод в языкознании 

Этимология  как наука (научная этимология) формируется  в XIX в. вместе с возникновением сравнительно-исторического  метода в языкознании. Его основы были заложены в начале XIX в. благодаря усилиям немецких ученых Ф. Боппа и Я. Гримма, датчанина Р. Раска, русского филолога А. X. Востокова, которые на базе сопоставления ряда родственных индоевропейских языков ввели в языкознание сравнительный и исторический подходы к изучению языковых фактов. С помощью сравнительно-исторического метода было доказано, что языки мира группируются в родственные семьи (например, русский язык входит в индоевропейскую семью языков), что внутри этих семей выделяются объединения языков, сохраняющих большее количество общих черт. Установлено, что звуковые изменения, приводящие к расхождению между языками, происходят не стихийно, а закономерно. Поэтому одним звукам в том или ином языке определенной родственной семьи соответствуют вполне определенные звуки в другом языке и т.д. Возникновение и развитие сравнительно-исторического метода способствовало тому, что этимология встала на научную основу.

Итак, какова же конкретная методика научного этимологического анализа? Каковы критерии правильности определенного этимологического решения?

В качестве основных приемов проверки правильности той или иной этимологии в настоящее  время применяются фонетический, словообразовательный и семантический  критерии.  
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 Итак, рассмотрев различные методы и специфические  особенности этимологического анализа, можно убедиться, что этимология – наука сложная и многогранная. Она всегда требует к себе творческого подхода. Здесь нельзя, «выучив» несколько определённых правил, ждать готовых ответов на все вопросы. Во многих случаях этих ответов просто нет, их еще предстоит получить будущим исследователям, будущим историкам слова. В этом отношении работа этимолога открывает широкие перспективы перед теми, кто решит посвятить свой труд изысканиям в области истории родного языка.

 Однако  творческий характер этимологической   науки совсем не говорит о  том, что её методы хоть в  какой-то мере произвольны. Напротив, всякий серьёзный этимологический  анализ опирается на те строгие  закономерности, которые проявляются в различных аспектах истории слова. В большинстве случаев мы пользуемся словами родного языка почти  так же естественно, как мы ходим, дышим, смотрим. Слово для нас является важнейшим средством общения, средством восприятия произведений художественной литературы.  Слово также представляет интерес и само по себе: у каждого слова своё происхождение, своя история, свой фонетический и морфологический облик, своё значение. Но, как было сказано выше, в этимологии еще множество неточного, непонятного, и историю, «истинный смысл» многих слов еще только предстоит выяснить.  
 
 
 

                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. –  М.: Просвещение, 1979.
  2. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Этимология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 221 с. – (Серия «Учебное пособие»)
  3. Майе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. – М., 1954
  4. Шелепова Л.И. Русская этимология. -М.: издательский центр «Академия», 2007. -20-22с
 

Интернет источники:

  1. http://www.udmurt.info/udmurt/etymology.htm
  2. http://kraspubl.ru/content/view/264/1/
  3. http://scnc.ru/enc.php?mode=showart&id=72237&slog=&alpha=31
  4. http://lib.rus.ec/b/105384/read
  5. http://www.sinykova.ru/tag/etimologiya/

Информация о работе Этимология и сравнительно-исторический метод в языкознании