Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 22:02, контрольная работа
В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Однако в таком понимании он относится только к духовной сфере, пропадает его практический, динамический момент, поэтому необходимо отметить, что гуманизм был собой общественным движением и представлял в этом смысле огромный исторический прогресс. Относительно места Гуманизма в эпохе Ренессанса существует бесчисленное множество критической литературы. Однако ученые не только не достигли определенности и единодушного согласия в характеристике этого периода, но мало-помалу запутываются в клубке различных проблем. Вопрос осложняется тем, что в это время происходят изменения не только в области философской мысли, но и во всех сферах жизни человека: в общественном, политическом, моральном, литературном, художественном, научном и религиозном аспектах.
1.Введение
2.Идеология гуманизма.
3.Этические учения Л. Валы.
4.Учение о достоинстве человека Дж. Пико дела Мирандолы.
5.Этические взгляды М. Монтеня и Э. Роттердамского.
Министерство культуры и образования Украины
Донецкий
Национальный Технический Университет
Кафедра философии и религиоведения
Контрольная работа по курсу «Этика и эстетика»
Студента группы ЭПР-06з (а)
Киричок И.В.
Шифр 0025676
Вариант № 1
Тема 6.
Этические
идеи эпохи Возрождения
Донецк
2009
Тема 6. Этические идеи эпохи Возрождения
Введение
Гуманизм
(лат. humanus - человеческий) в общем смысле
слова означает стремление к человечности,
к созданию условий для достойной человека
жизни. Гуманизм начинается тогда, когда
человек начинает рассуждать о самом себе,
о своей роли в мире, о своей сущности и
предназначении, о смысле и цели своего
бытия. Несмотря на то, что понятие «гуманизм»
появилось сравнительно недавно, термин
«гуманист» (итал. humanista и его производные
в различных языках) появился в середине
XV в. и указывал на преподавателей грамматики,
риторики, поэзии, истории и философии
морали. Кроме того, уже в XIV веке для того,
чтобы обозначить эти дисциплины, говорили:
«studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины)
и «studia humaniora» со ссылкой на известные
выражения Цицерона и Гелия, обозначающие
эти дисциплины. В узком смысле слова гуманизм
определяется как идейное движение, которое
сформировалось в период Ренессанса и
содержанием которого является изучение
и распространение античных языков, литературы,
искусства и культуры. Однако в таком понимании
он относится только к духовной сфере,
пропадает его практический, динамический
момент, поэтому необходимо отметить,
что гуманизм был собой общественным движением
и представлял в этом смысле огромный
исторический прогресс. Относительно
места Гуманизма в эпохе Ренессанса существует
бесчисленное множество критической литературы.
Однако ученые не только не достигли определенности
и единодушного согласия в характеристике
этого периода, но мало-помалу запутываются
в клубке различных проблем. Вопрос осложняется
тем, что в это время происходят изменения
не только в области философской мысли,
но и во всех сферах жизни человека: в общественном,
политическом, моральном, литературном,
художественном, научном и религиозном
аспектах.
Идеология гуманизма
В эпоху Возрождения существовали две самые известные, согласно Дж.Реале и Д.Антисери, интерпретации термина «гуманизм», которые охватывают, по их мнению, весь спектр его философского значения.
1. П.О.Кристеллер стремился сильно ограничить и даже полностью исключить философское и теоретическое значение гуманизма. Согласно этому ученому, нужно оставить этому термину технический смысл, ограничивающийся сферой риторико-литературных дисциплин. Кристеллер полагал, что гуманисты периода Ренессанса были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и наукой, то лишь косвенно. Гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были философами. Как доказательство, Кристеллер использует тот факт, что на протяжении всего XV века итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековой энциклопедической системы знания на другую, новую, и что, напротив, они сознавали, что их предмет изучения занимал место вполне определенное и ограниченное в пределах всей системы знания. Таким образом, по мнению Кристеллера, гуманизм может представлять только половину феномена «Возрождение».
2. Диаметрально противоположной является позиция Эудженио Гарэна, который энергично отстаивал наличие философской «закваски» в гуманизме, отмечая, что отрицание философского содержания в гуманитарных науках эпохи Возрождения является следствием того факта, что «философией чаще всего считаются систематические построения грандиозных масштабов и отрицается то, что в качестве философии может быть другой тип умопостроений, несистематических, открытых, проблематичных и прагматических». Одной из характеристик этого нового способа философствования является «чувство истории» и исторической размерности с соответствующей чуткостью к объективности, осознанием критической дистанции с объектом истории, с знанием исторических условий. Гарэн видит новую философию гуманистов в конкретном действительном моменте истории итальянской жизни, обращая внимание на политические причины, оказавшие влияние на мысль Гуманизма во второй половине XV в. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными, чье свободное творчество в общественной жизни было востребовано их временем. Гарэн видит сущность гуманизма не только в том, что он обратился к прошлому, но и в том способе, которым оно познается, в том отношении, в котором он к этому прошлому подходит. «Отношение к культуре прошлого и к прошлому ясно определяет сущность гуманизма. Именно гуманизм действительно открыл античность, тех же Вергилия или Аристотеля, хотя они и были известны в Средние века, потому что возвратил Вергилия своему времени и своему миру и стремился объяснить Аристотеля в рамках проблем и знаний Афин IV в. до н.э.
Два
тезиса, представленные Кристеллером
и Гарэном, в действительности плодотворны
именно вследствие своей антитетичности.
Верно, что термин «гуманист» указывает
на источник, профессию литератора, но
это «ремесло» уводит намного дальше университетских
наставлений, оно вовлекает в активную
жизнь, освещает проблемы жизни ежедневной,
делается действительно «новой философией».
Этические
учения Л. Валы
Огромный шаг в становлении философской программы европейского гуманизма сделал Лоренцо Валла (1407-1457). Валла подверг жесточайшей критике (прежде всего филологической, а затем и философской) аристотелево учение о Боге, о вечности мира, о перводвигателе. У аристотеля, писал Валла, "истина смешана с заблуждением", "отрицаются очевидные вещи и опыт", "а доказательства - софистичны". В критике Валлы важнее, пожалуй, сам факт его расхождения с Аристотелем, чем те аргументы, на которые он опирался. Например, отвергая постулат о вечности мира, Валла ссылался на мнение о том, что мир был создан для Человека - существа конечного, всецело принадлежащего тленному миру; приводил доводы исторического характера: против вечности мира свидетельствуют, по Валла, искусства, следов которых древнее трех тысяч лет нет. Методом анализа аристотелизма Валла избрал филологию. Так, оспаривая толкование термина "персона", предложение Боэцием (Боэций перевел термин "персона" как "ипостась, неделимая рациональная сущность", образ и подобие Бога в человеческой душе) Валла указывал, что "персона" - это предикат, соответствующий только Человеку как разумному индивиду и всякое другое использование этой категории, например, применительно к божеству возможно только по аналогии. Тем самым, Валла отвергал определение Человека через субстанцию. Человек, по Валла, выпадает из космической иерархии. Валла считал, что животные, как и человек, имеют память, разум, волю, способность выбора, некоторые общие с человеком душевные состояния (например, способность к сопереживанию); он утверждал, что все неодушевленное в мире создано Богом для обладающих чувствами. Главным отличием Человека от других животных является, по Валла, предназначенность (предопределенность, предустремленность) Человека к вечности: "Следовательно, мы тем и отличаемся от животных, что созданы вечными по образу и подобию Бога, а в ином подобны животным, как звезды - смертным огням. Душой и телом возвышенные и вознесенные, мы смотрим в небо, куда нам следует стремиться не только душой, но и телом, которое создал сам Бог (как я сказал) своими руками лично". Проекцией вечного блаженства на земле оказывается у Валла безграничность человеческой способности к познанию, желаний, многообразие чувств, глубина и многогранность восприятия мира: "Поскольку мы рождены к вечности, постольку мы понимаем вечное и небесное, постольку способны ко многому и к еще большему стремимся, многого страстно желаем, многого страшимся, многому радуемся и о многом скорбим". Валла однозначно отвергал традиционное толкование Трансцендентуума как потустороннего бытия. Вечное существование он мыслил как телесно-душевную целостность, при которой только и возможно "блаженство наслаждения". Все способности души - считал Валла - распознаются в ощущениях (чувствах). Первая способность души - память - заключается в возможности восприятия объектов; вторая - разум - в возможности выносить суждение об объектах; третья - воля - в возможности получать удовольствие и ощущать страдание. Возбуждение ощущений (чувств) гуманист связывал с реализацией субъект-объектных отношений в Природе. "Только то должно называться благом, - писал он, - в чем сходятся обе вещи: то, что воспринимает, и то, что воспринимается. Душа и тело со своей стороны внешне воспринимают, внешне воспринимается". Отрицая перипатетическое толкование иерархичности мироздания, Валла вводил собственное: "… все создано Богом премудро и с наивысшим благоразумием и (все - Р. М.) это называется благом - указывал он. - Однако то, что лишено чувства, создано не ради себя, но ради того, что наделено чувствами… что имеет душу и чувства, т.е. для их блага". Бог в философии Валла выступает в качестве начала, создающего вещи, доставляющие людям блаженство. Иначе говоря, не Человек, по Валла, должен служить своему создателю, а напротив, Бог как бы служит Человеку, открывая ему возможность испытать наслаждения. Единение Человека с Трансцендентуумом - не цель, не "конечная, но действующая причина" человеческого существования. Связь сводной воли и божественного провидения виделась Валлой как альтернатива: если Бог провидит будущее и, тем самым, его определяет, то Человек лишен свободы воли и, следовательно, действия людей диктуются необходимостью, а значит, не существует ни добрых, ни злых людей; если действия людей необходимы и вынуждены, а Бог одного карает, а другого награждает - Бог несправедлив. Бог, следовательно, или не провидит будущее - и тогда Человек наделен свободой воли, или провидит - и тогда он несправедлив (что противоречит понятию Бога, как вселенского блага).
Лоренцо
Валла сделал следующий (после Манетти)
шаг по направлению от средневековой
философии к философии Нового
времени. Куда был направлен вектор
его движения? Сам Валла дал точный ответ
на этот вопрос: "Они (средневековые
защитники добродетели - Р. М.) громогласно
воспевают стремление к трудностям, что
несомненно отрицает природа, мы, преданные
законам самой природы, говорим о стремлении
к удовольствиям; они (призывают - Р. М.)
к бесконечным страданиям, мы - к радостям;
они - к мучениям; мы - наслаждениям; наконец,
они - к смерти; мы - к жизни". Путь Валлы
пролегал от аскетической философии средневекового
аристотелизма, к многоцветной, жизнерадостной
философии ренессансного неоплатонизма.
Учение
о достоинстве
человека Дж. Пико дела
Мирандолы
На формирование концепции Джовани Пико делла Мирандолы (1463-1495) оказал влияние широкий круг философских источников. Пико дела Мирандола глубоко усвоил средневековую философскую и теологическую традиции, был знаком с воззрениями падуанских аверроистов (Николетто Верниа, Элиа дель Мидиго, др.), читал и чтил труды арабских и еврейских мыслителей. Завоеванная гуманизмом в борьбе со схоластикой свобода выбора традиции обернулась в философии Мирандолы возвращением к отвергнутой ранее философии средневековья, но возвращением в новом качестве – как самостоятельной, оформленной, логически завершенной философской системы, открытой для восприятия любых инородных веяний, неспособных уже изменить ее коренную суть. Его «Речь о достоинстве человека» одна из самых известных деклараций Гуманизма. Центральная мысль этого манифеста - «великое чудо - человек». Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я». Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. В отличие от своих предшественников, как античных, так средневековых и ренессансных, рассматривавших человека как микрокосм, отражающий в себе общие закономерности «большого» мира, Пико выносит человека за пределы космической иерархии и противопоставляет ей. Человек есть особый, «четвертый» мир космической иерархии, не вмещаемый ни в один из трех «горизонтальных» миров ее традиционно неоплатонической структуры (элементарного, небесного и ангельского); он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Он не занимает срединное место среди ступеней иерархии, он вне всех ступеней. Бог не определил человеку места в иерархии, говорит Пико в знаменитой «Речи о достоинстве человека»:
«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю».
Человек
поставлен в центр мира, он не
обладает собственной особой (земной,
небесной, ангельской) природой, ни смертностью,
ни бессмертием, он должен сформировать
себя сам, как «свободный и славный
мастер». И вид, и место человека
в иерархии сущностей могут и должны быть
исключительно результатом его собственного,
свободного — а стало быть, и ответственного —
выбора. Он может подняться до звезд и
ангелов, может опуститься и до звериного
состояния. Именно в этом видит Пико прославляемое
им «высшее и восхитительное счастье человека,
которому дано владеть тем, чем пожелает,
и быть тем, чем хочет». Продолжая гуманистическую
традицию прославления и обожествления
человека, Пико ставит в центр внимания свободу
выбора, как главное условие всякого деяния
и его моральной оценки. Речь идет о новом
понимании человеческой природы — как
природы становящейся, вернее, «самостановящейся».
Она предстает как результат самостоятельной творческой деятельности человека,
а не как раз навсегда данная. Природа человека
рассматривается как итог постоянного
процесса становления, самостоятельного,
сознательного и ответственного выбора.
«Божественность» человека — не просто
в том, что он «создан по образу и подобию
Божию», она — как и всякое человеческое
совершенство — не дана, а достижима. Прославление человека
и человеческой свободы служило в «Речи» Пико
и в его философской системе в целом предпосылкой
его программы всеобщего обновления философии,
залог которого он видел в согласовании
различных учений. Это всеобщее «согласие»
идет дальше идеи Фичино о «всеобщей религии».
Речь идет не об эклектическом согласовании противоречивых
воззрений, но о выявлении заключенной
в них и не исчерпываемой ни одним из них
единой и всеобщей истины. Провозглашаемая Пико
всеобщая философская мудрость должна
была, по его замыслу, слиться с обновленным христианством, весьма далеким от
его ортодоксально-католического истолкования.
Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не
связана никакими ограничениями и свободно
перетекает из учения в учение, избирая
для своей манифестации форму, соответствующую
обстоятельствам. Разные мыслители, школы,
традиции, обычно противопоставляемые
как взаимоисключающие, оказываются у
Пико взаимосвязанными и зависящими друг
от друга, обнаруживают глубокое внутреннее
родство, а весь универсум знаний строится
на соответствиях, явных или скрытых, то
есть исполненных сокровенного смысла,
постичь который доступно посвященному.