Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 22:02, контрольная работа
В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Однако в таком понимании он относится только к духовной сфере, пропадает его практический, динамический момент, поэтому необходимо отметить, что гуманизм был собой общественным движением и представлял в этом смысле огромный исторический прогресс. Относительно места Гуманизма в эпохе Ренессанса существует бесчисленное множество критической литературы. Однако ученые не только не достигли определенности и единодушного согласия в характеристике этого периода, но мало-помалу запутываются в клубке различных проблем. Вопрос осложняется тем, что в это время происходят изменения не только в области философской мысли, но и во всех сферах жизни человека: в общественном, политическом, моральном, литературном, художественном, научном и религиозном аспектах.
1.Введение
2.Идеология гуманизма.
3.Этические учения Л. Валы.
4.Учение о достоинстве человека Дж. Пико дела Мирандолы.
5.Этические взгляды М. Монтеня и Э. Роттердамского.
Этические
взгляды М. Монтеня
и Э. Роттердамского
Одним из самых известных неитальянских гуманистов является Мишель Монтень (1533-1592). В его работе «Опыты» скептицизм сосуществует с искренней верой. «Атеизм, - пишет Монтень, - есть предположение противоестественное, чудовищное и тягостное для человеческой души». -«Естественное» знание о Боге зависит исключительно от веры. Монтень, как решительный противник схоластики, отвергал бессодержательную академичность университетской философии, которая подчинялась авторитетам. Он делал упор на самостоятельность суждений, образцом для которых могло быть свободомыслие античной философии. Этическое учение Монтеня является натуралистическим. Против схоластической модели «добродетельной» жизни он выдвигает гуманистический идеал яркой, любвеобильной, умеренной добродетели, но при этом достаточно мужественной, непримиримой к злобе, страху и унижениям. Монтень осуждает безразличие, подлость и подобострастие, которые душат самостоятельное мышление человека. Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои могут быть обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства. Все эти преимущества были утрачены с развитием цивилизации.
Другим
мыслителем, пытавшимся совместить христианство
и гуманизм, был Эразм
Роттердамский (Герхард Герхардс) (1467-1536).
Свое учение Эразм чаще всего именовал
«философией Христа». Это учение призывало
к возрождению идей и идеалов первоначального
христианства, давно забытых католической
церковью, погребенных под грудой обрядового
формализма. Необходимая религиозная
реформа для Эразма представлялась в том,
что нужно стряхнуть с себя все, что навязано
силой церковного авторитета, оспаривать
тех схоластиков, которые указывают на
простоту евангельской истины, которую
сами же запутывают и усложняют. Неприятие
католичества в существовавшей форме
Эразм отражает в своей книге «Похвала
глупости», написанной в сатирической
форме. Поскольку «большинство людей глупы,
и всякий дурачится на свой лад», оказывается,
что «в человеческом обществе все полно
глупости, все делается дураками и среди
дураков». В этой книге обличаются лесть,
себялюбие, тщеславие, самодовольство.
Особенно злым нападкам подвергаются
монашеские ордена и верховные первосвященники.
На протяжении всей книги Эразм говорит
о двух видах глупости - одном, восхваляемом
аллегорически, и другом, восхваляемом
серьезно. Кульминацией эразмовой «глупости»
становится истинная вера: «Засим, среди
глупцов всякого города наиболее безумными
кажутся те, кого воодушевляет христианское
благочестие. Они расточают свое имение,
не обращают внимания на обиды, позволяют
себя обманывать, не знают различия между
друзьями и врагами… Что же это такое,
если не помешательство?» Подобные строки
наводят на мысль, что Эразм должен был
бы приветствовать Реформацию, но в действительности
он занял противоположную позицию. Он
полагал, что отсечение прогнившей церковной
верхушки ни к чему не приведет: суеверная
масса быстро отрастит себе новую, которая
будет столь же корыстолюбивой, прочной
и деспотичной. Делу может помочь лишь
свободная проповедь, возникающая спонтанно
(будь то в верхах или низах церковной
иерархии). Ее придется вести, полагаясь
лишь на «кроткое убеждение», отказавшись
от тех властных, принудительных мер, посредством
которых до сих пор действовала существовавшая
церковь.
Заключение
Гуманизм
- одно из важнейших течений Ренессанса,
отразившее основную идею этой эпохи.
Освобождение человека из рамок средневековых
ограничений, признание его величия
и даже божественности неотвратимо изменило
всю систему ценностей, выдвинув на центральное
место этой системы человека. Эпоха Возрождения
– одно из самых ярких явлений в истории
европейской культуры. Споры о его характере,
исторических корнях, этапах трехвекового
развития не утихают и поныне. В исторической
науке Возрождение рассматривалось как
передовая культура, характерная для эпохи
перехода от феодальных отношений
к капиталистическим, когда на смену средневековой
церковно-схоластической системе мышления
шло утверждение светски-рационалистических
принципов мировоззрения. Именно Италия,
где ренессансная культура начала складываться
уже во второй половине XIV в., достигла
блестящего расцвета в следующем столетии
и кульминации в первые десятилетия XVI
в., стала родиной многих ярких гуманистических
идей и художественных образов, оказавших
глубокое воздействие на формирование
Возрождения в других странах Европы.
Италия была непосредственной наследницей
античной римской культуры, продолжавшей
оказывать определенное влияние на ее
жизнь и в средние века. Высокая степень
урбанизации страны в эпоху феодализма,
экономическое могущество городов и политическая
самостоятельность многих из них – все
это обусловило особенно активную роль
бюргерства в общественной жизни итальянских
государств. Другим важным фактором, оказавшим
влияние на складывание ренессансной
культуры в Италии, была политическая
разобщенность страны и многообразие
государственных форм на ее территории,
что отразилось на локальной специфике
итальянского Возрождения. Определенную
роль сыграл и процесс региональной централизации,
развернувшийся в XV в. и повлиявший на
формирование различных школ и направлений
в ренессансной культуре Италии. Этот
полицентризм способствовал многообразию
Возрождения.
Литература
1. Бычков В.В., "Эстетика". Москва; 2004
2. Гарен Э., Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. С. 357; Ferrau G. Laconcezione storiografica del Valla // Lorenzo Valla e 1'Umanesimo italiano: Atti del Convegno intemazionale di studi umanistici (Parma 18-19 ottobre 1984). Padova, 1986.
3. Кривцун
О.А., Эстетика: Учебник. — М.: Аспект Пресс,
2000.
4. Ревякина Н.В., Политическое значение трактата Лоренцо Валлы «Заявление о ложном и вымышленном дарении Константина» // Вестник МГУ. Сер. 9. История 1961.
5. Буркхардт Я., Культура Италии эпохи Возрождения М., 2001.
6. Гуревич А.Я., Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
7. Баткин Л.М., Итальянские гуманисты: стиль жизни; стиль мышления. М., 1978.
8. Фойгт Г., Возрождение классической древности или первый век гуманизма М., 1884 – 85.
9. Лосев
А.Ф., История античной эстетики. Высокая
классика. М., 1974.