Эволюция марксистской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 13:26, реферат

Описание

Темой исследования данной работы является эволюция марксистской философии. Марксистская философия - это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), а также взгляды их последователей. Эта философия возникла в середине XIX века, и долгое время оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии.

Содержание

Введение.

1. Эволюция мировоззренческих и философских взглядов Карла Маркса.

2. Основные черты и содержание марксистско-ленинской философии.

3. Исторические судьбы марксистской философии.

4. Место Карла Маркса в истории философской мысли.

Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 31.42 Кб (Скачать документ)

     Марксистская  философия входит в состав более  широкого идеологического образования, которое называется Марксизмом. В  системе марксизма философия  образует его теоретическое ядро, теоретический фундамент. Кроме  философии, составной частью марксизма  является его политэкономия и  учение о коммунизме. Между тремя  частями марксизма существует тесная, органическая связь и курсы марксистских философии, политэкономии и научного коммунизма часто идентично разрабатывают  ряд общих проблем. Те, кто будут  читать или изучать для себя марксизм, увидят, что ряд социологических, футурологических проблем просто повторяются  в курсах марксистской и философии, и социологии, и политической экономии.

     3. Исторические судьбы марксистской философии.

     Как философское и общественно-политическое течение марксизм существует уже полтора столетия. За это время ему выпала судьба показать все свое величие и обнаружить свои недостатки. Не следует думать, что с распадом Советского Союза последовал крах и марксизма. Авторы учебника по философии (Под редакцией И.Ф. Надольного) справедливо подчеркивают, что связи марксизма с построением социализма в СССР и других странах "требуют специального и непредубежденного анализа». Конечно, марксизм не исчерпал своих возможностей и его будущее как философии во многом зависит от уровня талантливости тех, кто еще должен прийти в его школу. Во всяком случае, на сегодня можно уверенно заявить, что по содержанию своего философского содержания и по влиянию на современное человечество у марксизма и близко нет достойных соперников.

     4. Место Карла Маркса в истории философской мысли.

     Философия Карла Маркса - это, во-первых, высочайший уровень и завершение немецкой классической философии, а отсюда – вершина и конец той европейской философской мысли, которая была начата в античности. После Маркса и в лице Маркса европейская философская мысль разрывает рамки своей, так сказать, европейскости, и выходит на арену мировой философской мысли. Являясь порождением специфики античной философии, философия Маркса стала принадлежностью мировой философской мысли. Философия Маркса оказалась способной органически воплотиться в философские и культурные традиции не европейской культуры, развиваться в новых для нее условиях (в Индокитае, на Ближнем Востоке, среди тюркских народов и т.п.) и в то же время оставаться самой собой. Для человечества, которое начинало жить глобально, наиболее пригодной философией оказалась именно та философия, основы которой были заложены Карлом Марксом. По аналогии можно сказать, что в среде философии марксизм является тем, чем в среде религий является христианство. Это – во-первых.

     Во-вторых – Маркс вывел свою философию за рамки чистого теоретизирования и органически связал ее с потребностями жизни, практикой. Метод изложения мировоззренческой мысли Гегелем он называет "фехтовальным искусством" и делает для себя вывод: "Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело состоит в том, чтобы его изменить" ("Тезисы о Фейербахе", Соч., т. 42, стр. 266). Изменения мира Маркс позже и на всю жизнь свяжет с революционным преобразованием, которое должен осуществить пролетариат. А потому миссию своей философии Маркс усматривал в том, чтобы она подготовила и побудила рабочий класс к революции. "Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами", - писал он. Для овладения массами философские идеи надлежало сделать доступными для этих масс. Исходя из этого, марксистская философия стала достоянием не изысканной интеллигенции, не кабинетных мыслителей, не студенческих аудиторий, а широчайших слоев населения, руками и мыслью которых создаются абсолютно все материальные и духовные блага общества. "Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие", - писал молодой Маркс (Соч., т. 1, стр. 422). В результате, философия Карла Маркса получила такое распространение в массах, которого не знала и до этого времени не знает ни одна философия в мире. Марксизм стал мировоззрением обездоленных масс. (Выдающийся политический деятель современной России Явлинский - родившийся во Львове - метко назвал коммунизм (марксизм) педикулезом бедняков. А бедняки, которые содержатся на границе прозябания, и сейчас составляют 80% населения земного шара – т.е. свыше 4 млрд. человек, были, есть и еще долго будут питательной средой для философии К. Маркса).

     Философия Карла Маркса, в-третьих, продуктивно-критична ко всему философскому наследию. Марксизм сделал органической составной частью своего мировоззрения все те достижения чужой философской мысли, которые совпадали с его принципами и подверг беспощадной критике все то, что противоречило этим принципам.

     Философия Карла Маркса, в-четвертых, оказалась  открытой к новизне и критичной  к самой себе. Марксизм чутко реагировал и реагирует на новейшие научные  достижения, на новые и переменные веяния в социально-политической жизни. Научные концепции дарвинизма, генетики, квантовой физики, кибернетики, космологии и все другие, которые создавались  после появления марксизма, неизменно  объявлялись очередным подтверждением учения Карла Маркса. А политическая конъюнктура всегда доминировала в  практической деятельности марксистской партии. При очередной ломке буквы  марксизма И.В. Сталин говорил: "Марксизм - не догма, а руководство к действию". Таким образом, марксизм имеет возможность  оставаться самим собой и одновременно с этим быть постоянно современным.

     Философия Карла Маркса, наконец, в-пятых, в исторических реалиях не всегда достигала тех кардинально отличных от предшествующих философий особенностей, которые были заложены в ее фундамент самим основателем. Как-то наблюдается в любом направлении (школе последователей), философия Карла Маркса не избежала догматизации, эпигонства, вульгаризации, ревизионизма. Причем все эти отклонения в марксизме стали проявляться еще при жизни и активной творческой деятельности самого Карла Маркса, что однажды дало ему основания в сердцах заявить: "Я – Маркс, но не марксист". Позже Энгельс, Каутский, Плеханов, Ленин называли не по уму усердных марксистов "попами марксистского прихода". 

     Заключение.

     В заключение данной работы, анализируя изученный материал, можно сделать выводы о следующем:

     Карл  Маркс, безусловно, является яркой личностью, внесшей большой вклад в мировую  философию. Говоря о философии Маркса можно говорить и о вершине  немецкой классической философии. Сочетание  объективного идеализма Гегеля, преодолевшее конфликт между идеалом и действительностью  и антропологизм Фейербаха сменившей  личностный акцент на социально-философскую концепцию – вот истинный Маркс.

     Становление философских взглядов К. Маркса происходило  на протяжении ряда лет, в течение которых наблюдалось не только их формирование, но и эволюция. Можно выделить этапы творчества «молодого» и «зрелого» Маркса, налицо трансформация многих категорий. Говорить о его философской зрелости можно уже к 30 годам, когда он вместе с Энгельсом создает «Манифест коммунистической партии».

     Необходимо  отметить, что долгие годы марксизм был официальной идеологией СССР, правда, он существовал в несколько  ином виде, нежели представлял его  Маркс. Философия диалектического  материализма совершила новый виток  развития и трансформировалась в  философию Марксизма – Ленинизма, которая была введена в массы и приняла глобальные масштабы.

     Однако, марксизм- ленинизм не следует рассматривать как единственный пример развития философской мысли Маркса, т.к. существовало еще два достаточно развитых направления – бернштейнианство и каутскианство. Вполне возможно, что если бы к власти пришли Каутский или Бернштейн, то именно их философские догмы стали официальной идеологией, но история сложилась иначе.

     Необходимо  выделить два глобальных этапа развития марксизма в Советском Союзе: I этап (20-30 гг.) был связан с деятельностью В. Ленина (1870-1924), Л. Троцкого (1879-1940), и Н. Бухарина (1888-1938). Предметами их философских исследований становились проблемы бытия и развития, вопрос общественного прогресса и роли личности в истории, и т. п. И II этап (начиная с 50-х гг.), который был связан с преодолением культа личности Сталина, причем это было распространено и на сферу философских исследований.

С большой долей  уверенности можно сказать, что  философия Марксизма, являясь философией широких масс, еще долгое время  будет находить своих последователей, и, приспосабливаясь к условиям современного мира, являясь актуальной и значимой темой, неоднократно вызовет дискуссию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы. 

     1. Хофман Дж. Марксизм и теория «Праксиса». М., 1978 г.

     2. Ленин В.И. «Философские тетради».

    3. Маркс К. и Энгельс Ф. Полное собрание сочинений, т. XIV, 651, т. V.

    4. Ленин В.И. , Полное собрание сочинений т. XIII.

     5. Маркс К. , Избранные произведения, т. I.

     6. Маркс К. , «Капитал», т .I, издание 1935 г.

     7. «Манифест коммунистической партии», издание 1938 г.

Информация о работе Эволюция марксистской философии