Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 13:26, реферат
Темой исследования данной работы является эволюция марксистской философии. Марксистская философия - это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), а также взгляды их последователей. Эта философия возникла в середине XIX века, и долгое время оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии.
Введение.
1. Эволюция мировоззренческих и философских взглядов Карла Маркса.
2. Основные черты и содержание марксистско-ленинской философии.
3. Исторические судьбы марксистской философии.
4. Место Карла Маркса в истории философской мысли.
Заключение.
Марксистская философия входит в состав более широкого идеологического образования, которое называется Марксизмом. В системе марксизма философия образует его теоретическое ядро, теоретический фундамент. Кроме философии, составной частью марксизма является его политэкономия и учение о коммунизме. Между тремя частями марксизма существует тесная, органическая связь и курсы марксистских философии, политэкономии и научного коммунизма часто идентично разрабатывают ряд общих проблем. Те, кто будут читать или изучать для себя марксизм, увидят, что ряд социологических, футурологических проблем просто повторяются в курсах марксистской и философии, и социологии, и политической экономии.
3. Исторические судьбы марксистской философии.
Как
философское и общественно-
4. Место Карла Маркса в истории философской мысли.
Философия Карла Маркса - это, во-первых, высочайший уровень и завершение немецкой классической философии, а отсюда – вершина и конец той европейской философской мысли, которая была начата в античности. После Маркса и в лице Маркса европейская философская мысль разрывает рамки своей, так сказать, европейскости, и выходит на арену мировой философской мысли. Являясь порождением специфики античной философии, философия Маркса стала принадлежностью мировой философской мысли. Философия Маркса оказалась способной органически воплотиться в философские и культурные традиции не европейской культуры, развиваться в новых для нее условиях (в Индокитае, на Ближнем Востоке, среди тюркских народов и т.п.) и в то же время оставаться самой собой. Для человечества, которое начинало жить глобально, наиболее пригодной философией оказалась именно та философия, основы которой были заложены Карлом Марксом. По аналогии можно сказать, что в среде философии марксизм является тем, чем в среде религий является христианство. Это – во-первых.
Во-вторых – Маркс вывел свою философию за рамки чистого теоретизирования и органически связал ее с потребностями жизни, практикой. Метод изложения мировоззренческой мысли Гегелем он называет "фехтовальным искусством" и делает для себя вывод: "Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело состоит в том, чтобы его изменить" ("Тезисы о Фейербахе", Соч., т. 42, стр. 266). Изменения мира Маркс позже и на всю жизнь свяжет с революционным преобразованием, которое должен осуществить пролетариат. А потому миссию своей философии Маркс усматривал в том, чтобы она подготовила и побудила рабочий класс к революции. "Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами", - писал он. Для овладения массами философские идеи надлежало сделать доступными для этих масс. Исходя из этого, марксистская философия стала достоянием не изысканной интеллигенции, не кабинетных мыслителей, не студенческих аудиторий, а широчайших слоев населения, руками и мыслью которых создаются абсолютно все материальные и духовные блага общества. "Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие", - писал молодой Маркс (Соч., т. 1, стр. 422). В результате, философия Карла Маркса получила такое распространение в массах, которого не знала и до этого времени не знает ни одна философия в мире. Марксизм стал мировоззрением обездоленных масс. (Выдающийся политический деятель современной России Явлинский - родившийся во Львове - метко назвал коммунизм (марксизм) педикулезом бедняков. А бедняки, которые содержатся на границе прозябания, и сейчас составляют 80% населения земного шара – т.е. свыше 4 млрд. человек, были, есть и еще долго будут питательной средой для философии К. Маркса).
Философия Карла Маркса, в-третьих, продуктивно-критична ко всему философскому наследию. Марксизм сделал органической составной частью своего мировоззрения все те достижения чужой философской мысли, которые совпадали с его принципами и подверг беспощадной критике все то, что противоречило этим принципам.
Философия
Карла Маркса, в-четвертых, оказалась
открытой к новизне и критичной
к самой себе. Марксизм чутко реагировал
и реагирует на новейшие научные
достижения, на новые и переменные
веяния в социально-политической жизни.
Научные концепции дарвинизма, генетики,
квантовой физики, кибернетики, космологии
и все другие, которые создавались
после появления марксизма, неизменно
объявлялись очередным
Философия
Карла Маркса, наконец, в-пятых, в исторических
реалиях не всегда достигала тех кардинально
отличных от предшествующих философий
особенностей, которые были заложены в
ее фундамент самим основателем. Как-то
наблюдается в любом направлении (школе
последователей), философия Карла Маркса
не избежала догматизации, эпигонства,
вульгаризации, ревизионизма. Причем все
эти отклонения в марксизме стали проявляться
еще при жизни и активной творческой деятельности
самого Карла Маркса, что однажды дало
ему основания в сердцах заявить: "Я
– Маркс, но не марксист". Позже Энгельс,
Каутский, Плеханов, Ленин называли не
по уму усердных марксистов "попами
марксистского прихода".
Заключение.
В заключение данной работы, анализируя изученный материал, можно сделать выводы о следующем:
Карл
Маркс, безусловно, является яркой личностью,
внесшей большой вклад в
Становление философских взглядов К. Маркса происходило на протяжении ряда лет, в течение которых наблюдалось не только их формирование, но и эволюция. Можно выделить этапы творчества «молодого» и «зрелого» Маркса, налицо трансформация многих категорий. Говорить о его философской зрелости можно уже к 30 годам, когда он вместе с Энгельсом создает «Манифест коммунистической партии».
Необходимо
отметить, что долгие годы марксизм
был официальной идеологией СССР,
правда, он существовал в несколько
ином виде, нежели представлял его
Маркс. Философия диалектического
материализма совершила новый виток
развития и трансформировалась в
философию Марксизма –
Однако, марксизм- ленинизм не следует рассматривать как единственный пример развития философской мысли Маркса, т.к. существовало еще два достаточно развитых направления – бернштейнианство и каутскианство. Вполне возможно, что если бы к власти пришли Каутский или Бернштейн, то именно их философские догмы стали официальной идеологией, но история сложилась иначе.
Необходимо выделить два глобальных этапа развития марксизма в Советском Союзе: I этап (20-30 гг.) был связан с деятельностью В. Ленина (1870-1924), Л. Троцкого (1879-1940), и Н. Бухарина (1888-1938). Предметами их философских исследований становились проблемы бытия и развития, вопрос общественного прогресса и роли личности в истории, и т. п. И II этап (начиная с 50-х гг.), который был связан с преодолением культа личности Сталина, причем это было распространено и на сферу философских исследований.
С большой долей
уверенности можно сказать, что
философия Марксизма, являясь философией
широких масс, еще долгое время
будет находить своих последователей,
и, приспосабливаясь к условиям современного
мира, являясь актуальной и значимой
темой, неоднократно вызовет дискуссию.
Список
литературы.
1. Хофман Дж. Марксизм и теория «Праксиса». М., 1978 г.
2. Ленин В.И. «Философские тетради».
3. Маркс К. и Энгельс Ф. Полное собрание сочинений, т. XIV, 651, т. V.
4. Ленин В.И. , Полное собрание сочинений т. XIII.
5. Маркс К. , Избранные произведения, т. I.
6. Маркс К. , «Капитал», т .I, издание 1935 г.
7. «Манифест коммунистической партии», издание 1938 г.