Эволюция теории внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 16:25, реферат

Описание

Основными проблемами, обсуждаемыми в теориях международной торговли, были следующие:
• какие факторы предопределяют конкурентоспособность страны в мировой торговле?
• что является основой международного разделения труда?
• какая международная специализация будет наиболее эффективной для отдельных стран и регионов[1]?
Все эти вопросы являются актуальными и на сегодняшний день, и именно поэтому эволюция теорий внешней торговли представляет собой такой практический интерес.

Содержание

Введение 3
Меркантилисты и физиократы 4
Классическая школа теории внешней торговли 6
Неоклассическая школа 9
Технологические теории внешней торговли 11
Заключение 17
Список использованных источников 18

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ РГУПС (2).docx

— 44.41 Кб (Скачать документ)

     По  мнению отечественных ученых, хотя в последние годы и была признана необходимость индустриализации развивающихся стран, теория Хекшера-Олина в целом направлена на сохранение в этих странах сырьевой специализации и развитие тех отраслей промышленности, связанных с использованием дешевой рабочей силы, также данная теория направлена на заинтересованные транснациональных корпораций в создании ряда производств в развивающихся странах в настоящее время[1].

     Данная  теория Хекшера-Олина была значительно  дополнена П. Самуэльсоном и иногда ее называют теоремой Хекшера-Олина-Самузльсона. Самуэльсон доказал, что в процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства, которое происходит следующим образом - вначале цена факторов производства, которые имеются в стране в изобилии, и будет сравнительно низкой и высокой на те факторы, которых недостает. Специализация той или иной страны на производстве капиталоемких товаров приводит к интенсивному перемещению капитала в экспортные отрасли, где возрастает спрос на капитал по сравнению с его предложением, и из-за этого растет его цена процент на капитал. Специализация остальных стран на производстве и экспорте трудоемких товаров и получение увеличенных доходов вызывает перемещение значительных трудовых ресурсов в соответствующие отрасли. Вследствие этого растет спрос на рабочую силу[1]. Можно сделать вывод, что в соответствии с моделью, разработанной Самуэлсоном, обе группы стран постепенно утрачивают свои первоначальные преимущества. По мнению российского ученого Сельцовского В.Л., выравнивание цен факторов является очень важным процессом стимулирования международной торговли, и способствует в целях получения наибольшей прибыли, проникновению экспорта в международное разделение труда с учетом вновь возникших сравнительных преимуществ отдельных факторов производства, расширению круга экспортных отраслей.

     Указанные в теореме Хекшера-Олина-Самуэльсона, выравнивание факторных цен происходит главным образом не в результате мобильности производственных ресурсов, а в результате международной торговли, которая реализует это выравнивание[1]. На это обстоятельство еще указывал ученый Р. Манделл: «международная торговля оказывает точно такое же воздействие на факторные цены, как и реальное перемещение факторов производства между отдельными странами, и в этом смысле выступает как субститут международной мобильности производственных ресурсов»[7].

     Также, по мнению Сельцовского В.Л. международная торговля «не только реализует преимущества факторов, но и оказывает влияние на цены факторов производства. Международной торговле свойственно постоянные колебания цен, причем изменения цен влияют на цены факторов производства, с использованием которых эти товары были произведены». Данная взаимосвязь была впервые доказана В. Столпером совместно с П. Самуэльсоном - изменения мировой цены товара изменяет цену интенсивно используемого в производстве этого товара фактора производства, причем факторные цены изменяются пропорционально и в большей пропорции, чем цены товаров (этот эффект известен в мировой экономике как эффект усиления Джонса)[1]. Теорема Столпера-Самуэльсона затрагивает очень важный вопрос мировой экономики - распределение доходов внутри страны. Отечественный экономист В. Волгина заявляет, в соответствии с этой теоремой международная торговля сокращает реальные доходы труда и увеличивает реальные доходы капитала в капиталонасыщенных странах. Избытком капитала по сравнению с трудом обладают развитые страны, и именно в этих странах международная торговля непосредственно влияет на их реальную заработную плату. В особенно неблагоприятную ситуацию попадают неквалифицированные рабочие, так как их доходы снижаются в максимальной степени[1].

     АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ  ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

     Ученый  Познер впервые рассмотрел вопрос о влиянии технологических изменений на взаимную торговлю стран, предложив так называемую модель технологического разрыв - технические новшества, приобретенные одной страной, позволяют ей иметь сравнительные преимущества в соответствующей отрасли, производя товары с меньшими издержками и следовательно выигрывать конкурентную борьбу на мировых рынках[8]. Экспорт этого товара из страны-производства на мировой рынок будет продолжаться до момента, пока другие страны не преодолеют технологический разрыв в этой отрасли. После нивелирования технологического разрыва, по теории Познера, исчезают причины для развития торговли данным товаром[8].

     ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

     Данная  теория Познера была дополнена Г. Хафбауером, который ввел понятие имитационного лага - определенного ограниченного периода времени, в течение которого страна может использовать временное технологическое превосходство для получения сравнительных преимуществ в производстве высокотехнологических товаров. Г. Хафбауер, считал одним из важных элементов для удлинения имитационного лага динамическую экономию от масштаба производства и также рассмотрел возможность удлинения имитационного лага[9].

     Эффект  масштаба состоит в следующем - с  увеличением объема  производства снижаются издержки производства единицы  продукции за счет экономии на условно-постоянных расходах, в результате и цена товара снизится. Это и приводит к экономии, обусловленной масштабами производства. П. Кругман и К. Ланкастер также подробно изучали эффект воздействия экономии от масштаба производства на внешнюю торговлю. Данная модель применяется больше при анализе процесса торговли между индустриально развитыми странами. Модель П. Кругмана представляет собой следующее. Например, мы имеем две страны, десять фирм из которых торгуют друг с другом. Вместо двух маленьких рынков появляется один большой, а эффект носит следующий характер:

     - количество фирм на каждом  рынке возрастает, появляются иностранные  производители (например, 15 фирм  вместо 10), суммарное количество фирм сокращается;

     - предприятия становятся больше и эффективнее[10].

     П. Линдерт в работе "Экономика  мирохозяйственных связей" отдавал  также приоритет в развитии внешней  торговли возможности экономии на масштабах  производства. Страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства смогут извлечь максимальную выгоду из торговли друг с другом, если обе  они будут специализироваться в  разных отраслях, характеризующихся  экономией на масштабах (эффективностью массового производства) - снижением  издержек на единицу выпуска по мере наращивания объема производства[11].

     Отрицательные эффекты масштаба производства описываются также некоторыми отечественными учеными. Их суть состоит в том, что концентрация производства и процесс увеличение национальных фирм неизбежно приводят к появлению монополий и изменению структуры рынка соответственно. Рынок становится либо олигополистическим, либо монополистическим, с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, или с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами соответственно. В случае монополии, международная торговля находится в руках транснациональных корпораций. Значительно возрастает объем внутрифирменной торговли, направления которой определяются не принципами сравнительных преимуществ или соотношением факторов производства, а стратегическими целями корпорации[12].

     К представителям технологических теорий международной торговли, относится Вернон, и его концепция жизненного цикла товара. Согласно его теории, товарная структура торговли изменяется во времени по мере того, как товары проходят различные этапы своего жизненного цикла: рождение (изобретение), рост, зрелость, упадок. Страна имеет возможность эффективно использовать сравнительное преимущество до тех пор, пока она является единственным обладателем новой технологии. С расширением рынков и распространением технологий страна нововведения лишается производственных преимуществ. По теории Вернона, с развитием НТР и стандартизацией технологий производства (на этапе зрелости) появляются стимулы перемещения выпуска многих товаров в страны, где более низкий доход, и, следовательно, основой сравнительных преимуществ является дешевая рабочая сила, а не сфера НИОКР. Из-за этого, вышеуказанная теория приводит к выводу о необходимости перемещении в развивающиеся страны трудоемких и сборочных производств с целью последующего экспорта готовых изделий[1].

     По  мнению некоторых российских ученых (Сельцовский В.В., Фаминский И.П.), данная теория жизненного цикла товара имеет следующие недостатки. Существуют товары с коротким жизненным циклом - моральный износ многих электронных и других приборов проходит достаточно быстро, так что распространять их производство в мировом масштабе нецелесообразно, а жизненный цикл многих видов продукции обрабатывающей промышленности тянется десятилетиями и даже столетиями (итальянский вермут, шотландские виски, французские духи и т.д.)[1]. Кроме того, теория не совсем удовлетворительно объясняет современное состояние дел в связи с массовым распространением в мире функционирования транснациональных корпораций, которые внедряют новые товары на отечественном и зарубежных рынках практически одновременно, и вместо того чтобы просто учитывать потребности внутренних рынков компании, разрабатывают продвижение нового товара в глобальном масштабе. Следовательно, данная активность крупных ТНК нивелирует различия между странами в обладании факторами производства, девальвируя эти различия для развития международной торговли, и замещая ее такими формами внешнеэкономических связей как движением инвестиций и международным производством[1].

     В современных условиях расширения и углубления процессов интернационализации производства, научно-технического развития, имеющих глобальный характер, усложнилась структура международной конкуренции. Новый подход к оценке конкурентоспособности стран и возможностей их специализации в международном разделении труда был предложен американским экономистом М. Портером в работе «Конкурентные преимущества наций». М. Портер обозначил ограниченность традиционных теорий международной торговли и их неспособность объяснить многие современные явления в мировой экономике, что стало особенно очевидным в настоящих условиях глобализации конкуренции[13].

     Согласно теории М. Портера, в системе факторов определяющих позиции страны в международной конкуренции и ее внешнеторговую специализацию, главная роль отводится факторам конкурентоспособности, и не просто факторам производства, так как обладание последними уже не является достаточным для успеха на мировом рынке. Как отмечает М. Портер, задачи, стоящие в деле повышения конкурентоспособности страны и усиления ее позиций в международной торговле вызывают необходимость перехода от эксплуатации традиционно понимаемых сравнительных преимуществ (природные ресурсы, дешевая рабочая сила и др.) к использованию конкурентных преимуществ, основанных на диверсификации производства за счет уникальных продуктов и более эффективных технологических процессов. В более широком смысле это переход на инновационную деятельность, предполагающую интенсивную разработку новых продуктов и технологических процессов, что позволяет стране опережать другие страны в технологическом плане. В соответствии с взглядами М. Портера «в развитых странах с относительно высокой стоимостью рабочей силы и равным доступом к глобальным рынкам производство стандартной продукции с использованием стандартных приемов не обеспечит поддержания конкурентного преимущества»[14]. Следовательно, по мнению Портера, стратегическим направлением деятельности страны должно быть инновационная диверсификация производства, которая более эффективна, чем меры по реструктуризации и снижению затрат. В основе конкурентных преимуществ фирм М. Портер видит четыре детерминанты:

     - параметры факторов, наделенность факторами, их иерархия и создание новых;

     - параметры спроса на внутреннем рынке на товары, предлагаемые отраслью;

     - наличие в стране конкурентоспособных на внешнем рынке отраслей,;

     - конкурентоспособность отрасли зависит от национальных черт, определяющих особенности создания и управления фирмами и характера конкуренции на внутреннем рынке[13].

     Одна  их современных теорий внешней торговли, это теория Марка Мелица. Суть ее заключается в том, что не все  фирмы в мире имеют одинаковый размер, и не все выходят на рынок  одновременно. Выигрывают в данном случае наиболее крупные фирмы, а  мелкие со временем исчезают в процессе глобализации. Из выживших в этой борьбе фирм далеко не все становятся экспортерами из-за многих экспортных издержек[15]. Данная теория приобрела значительную популярность среди современных зарубежных экономистов. Данная работа Марка Мелица была опубликована в 2003 году.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Как  можно увидеть из вышеприведенного анализа, теория развития внешней торговли не стоит на месте и постоянно развивается с учетом современной ситуации в мире. Таким образом, по мнению некоторых ученных, несмотря на разнообразие теорий международной торговли, формирующих ее методологические параметры, ни одна из них не объясняют все реально существенные тенденции развития современной торговли[1]. Вместе с тем современное развитие мировой торговли подтверждает актуальность и жизнеспособность всех теорий и необходимость их постоянной модификации, расширения, дополнения новыми идеями, что обусловлено объективными тенденциями научно-технического прогресса и общей либерализацией международных экономических отношений. Данная тема безусловно будет оставаться актуальной на протяжении всего существования внешней торговли как вида экономической деятельности.  
 
 
 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Сельцовский В.Л. Концептуальные основы теорий международной торговли. – М.: Российский внешнеэкономический вестник. 2008.
  2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1962. С. 333.
  3. Риккардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч. В 3 т. Т. 1. М., 1955. С. 116-117.
  4. Милль Дж. С. Основы политической экономии. М.: Прогресс, 1980. Т 11, с. 369.
  5. Милль Дж. С. Основы политической экономии. М.: Прогресс, 1980. Т 11, с. 370.
  6. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: Прогресс, 1992, с. 34.
  7. Mundell R. A. International Trade and Factor Mobility //American Economic Review, June 1957. N47. P. 321-335
  8. Moderne AuBenwirtschafts theorie Von Wilfried J.Ethier-MUnchen-Wien: R. Oldenbourg Verlag, 2001, pp. 190-192, 194-195.
  9. Hufbauer G.S. Synthetic Materials und the Theory of International Trade. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1966, p. 72-84.
  10. Захаренко Р.Л. Пол Кругман – Нобелевский лауреат, теоретик международной торговли и экономической географии. – М.: Экономический журнал ВШЭ, 2009, с. 122.
  11. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйствнных связей. - М.: Прогресс, 1992, с.43.
  12. Международные экономические отношения / Под ред. И.П. Фаминского. М.: Экономистъ, 2004, с.86.
  13. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. New York: The Free Press. London: Macmillan
  14. Porter M.E. National Innovative Capacity.// The Global Competitiveness Report 2001-2002, New York, Oxford University Press, 2002, p. 102.
  15. Melitz M. The Impact of Trade on Intra-Industry Reallocations and Aggregate Industry Productivity // Econometrica. 2003. P. 71.

Информация о работе Эволюция теории внешней торговли