Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить феномен самовольного ухода из жизни и эвтаназию как один из способов ухода из жизни.
Для полного достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить исторические аспекты изучения самовольного ухода из жизни (сиуцида);
2) рассмотреть социальные и асоциальные факторы, сопутствующие суициду;
3) охарактеризовать философский аспект анализа самовольного ухода из жизни (суицида);
4) раскрыть историко-социальный аспект эвтаназии;
5) раскрыть философский аспект эвтаназии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 САМОВОЛЬНЫЙ УХОД ИЗ ЖИЗНИ………………………………….5
1.1 Исторический аспект изучения самовольного ухода из жизни (сиуцида)…………………………………………………………………………..5
1.2 Социальные и асоциальные факторы, сопутствующие суициду…..11
1.3 Философский аспект анализа самовольного ухода из жизни (суицида)…………………………………………………………………………15
2 ЭФТАНАЗИЯ КАК СПОСОБ УЙТИ ИЗ ЖИЗНИ……………………18
2.1 Историко-социальный аспект эвтаназии…………………………….18
2.2 Современный философский аспект эвтаназии……………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 САМОВОЛЬНЫЙ УХОД ИЗ ЖИЗНИ………………………………….5
1.1 Исторический
аспект изучения самовольного
ухода из жизни (сиуцида)………………
1.2 Социальные
и асоциальные факторы,
1.3 Философский
аспект анализа самовольного
ухода из жизни (суицида)………………
2 ЭФТАНАЗИЯ КАК СПОСОБ УЙТИ ИЗ ЖИЗНИ……………………18
2.1 Историко-социальный аспект эвтаназии…………………………….18
2.2 Современный философский аспект эвтаназии……………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...31
ВВЕДЕНИЕ
При достаточно поверхностном
анализе суицида, не вдаваясь
пока ни в какие подробности
оценки этого явления с точки
зрения ключевых для него причи
Для выяснения истинных
Цель курсовой работы – изучить феномен самовольного ухода из жизни и эвтаназию как один из способов ухода из жизни.
Для полного достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить исторические аспекты изучения самовольного ухода из жизни (сиуцида);
2) рассмотреть социальные и асоциальные факторы, сопутствующие суициду;
3) охарактеризовать философский аспект анализа самовольного ухода из жизни (суицида);
4) раскрыть историко-социальный аспект эвтаназии;
5) раскрыть философский аспект эвтаназии.
Объект исследования – философский взгляд на смерь человека.
Предметом курсовой работы является философский взгляд на самовольный уход из жизни и эвтаназию.
Методы исследования – исторический, философский, аналитический, метод синтеза.
Тема широко освещается в научно-публицистической литературе и научных источниках, что определяется ее актуальностью.
Теоретической базой написания курсовой работы стали труды следующих авторов: Т.Т. Алиева, П.В. Алексеева, Н.Л. Ардашевой, И.П. Красненковой, А.Л. Пулатова, А.А. Радугина, Г.Б. Романовского, Ю.А. Чернышевой, Ю.Н. Филиппова и др.
1 САМОВОЛЬНЫЙ УХОД ИЗ ЖИЗНИ
1.1 Исторический аспект изучения самовольного ухода из жизни (сиуцида)
Самовольный уход из жизни (суицид) - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Приходится различать проведение двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств данного конкретного случая и исследование некоторых общих оснований, которые приводят человека к мысли о необходимости безвременно уйти из жизни. Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам. Среди них и изменение солнечной активности, и влияние магнитных полей Земли, и загрязнение окружающей среды, накопление определенных морских воздушных масс, циклонов и антициклонов, но наиболее ценными для понимания самоубийства являются социальные, социально-психологические и психологические причины, разрушающие личность человека, его «я» [2, С. 249].
Непосредственные причины, толкнувшие человека на отказ от жизни, как правило, тесно связаны с его ближайшим окружением - семьей, родителями, друзьями. И, наконец, главным звеном в решении вопроса «быть или не быть» является сам человек, от силы его личности зависит, как поведет он себя в кризисном психическом состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациями, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств. Другой важный момент, связанный с проблемой самоубийства, - это временная перспектива. Поиск причин суицида нередко приводит в прошлое человека или общества, в котором он живет, а неопределенность или безысходность будущего часто явный признак или причина стремления к самоуничтожению.
Связь «общество» - «микросоциум» - «я» во временном пространстве «прошлое - настоящее – будущее» в большей или меньшей степени можно проследить во всей истории общественного развития человека. Есть, по крайней мере, два вида самоубийств, прямым образом связанных с социальными причинами [10, С. 207].
В первом случае общество в определенных ситуациях как бы требует от своих членов самопожертвования, и эти социальные нормы заложены в общественных нормах, правилах поведения и неписаных кодексах чести. Добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов в древности существовало практически у всех народов. В голодные годы старики ради сохранения жизни рода лишали жизни себя; нередко жертвы приносились ради прекращения войн, эпидемий, стихийных бедствий. Человеческая жизнь считалась лучшей гарантией успешности многих крупнейших мероприятий, начиная от военных действий и кончая строительством городов, крепостей и других важных объектов (в Японии при постройке моста в основании закапывалась человеческая жертва «хитобашира», чтобы мост был прочным и бог реки не гневался на самоуправство строителей). Определенную долю общественно регламентированных самоубийств составляли добровольные уходы из жизни после смерти «повелителя» - жены и слуги правителей и других высокопоставленных лиц обязаны были разделить участь господина и отправиться в загробный мир, самоубийства же вдов во многих странах являлись свидетельством подлинной любви к мужу и доказательством их верности. В Индии обычай сати - самосожжение вдовы вместе с телом мужа вплоть до 19 в. являлся обязательным ритуалом. Самоубийство женщин ради сохранения своей чести и во избежание насилия и позора также фактически предписывалось общественными нормами поведения. У мужчин существовал другой кодекс чести, требовавший свою долю самоубийств. Один из главных пунктов в нем - это искупление позора от военных поражений. В подтверждение этому служит печально известный сталинский приказ от 1942 года, фактически предписывавший советским воинам в случае угрозы плена совершать самоубийства - попавшие в плен живыми считались предателями [2, С. 250].
Самоубийство в истории
Большинство из этих национально-традиционных форм «общественного поощрения» суицидов стало достоянием историков и этнографов, но обычаи прошлого то и дело вплетаются в современность.
Другим видом самоубийств, непосредственно
связанным с социальными
Во время же войн и революций, когда наблюдается действие механизма переноса накопленной агрессии против своего «я» на других людей, принадлежащих к «лагерю врагов», кривая самоубийств ползет вниз. С другой стороны практически невозможно подсчитать количество людей добровольно стремящихся уйти от жизни в такие периоды, ведь в военное время нет недостатка в ситуациях, когда человек, стремящийся покончить с жизнью, отказывается от реальных возможностей избежать смерти. Да и смерть в эти периоды истории является настолько обычным явлением, что преднамеренность некоторых случаев не является предметом изучения.
Среди общественных условий, влияющих на самоубийства, особую роль играют некоторые культурные явления. Например, появление «Вертера» Гёте в 1774 году, в котором описаны жизнь и смерть от несчастной любви юного Вертера, породило целую эпидемию самоубийств. Средства массовой информации множат этот эффект заражения вирусом самоубийства, основанный на подражании кумирам. Смерть Курта Кобейна в 1994 году - солиста популярной группы «NIRVANA» повлекла за собой целый ряд самоубийств среди молодежи.
Одна из главных тенденций, прослеживающихся в процессе развития общества, это связь самоубийств с общественно-политической обстановкой в стране, и здесь четко просматривается закономерность уменьшения суицидов при общественном подъеме, при оживлении в политике, экономике и культурной жизни общества и увеличения суицидов при общественных спадах. Потеря же надежд после общественного подъема, как правило, усугубляет кризис общественного сознания, угнетающе действует на членов общества и способствует добровольному отказу от жизни наиболее слабых его членов.
Особенно сильно это проявляется в обществе, переживающем упадок и не имеющем перспектив для развития. Общество без будущего представляет неистощимый источник для самоубийц.
Позитивно суицид оценивался некоторыми древними сообществами людей периода родоплеменных отношений, такими, например, как древние скандинавские племена с их идеологией альтруистического самоубийства стариков, освобождающих племя от неутешительных забот о дряхлеющей старости, или готы с существовавшей у них «скалой предков», с которой бросались из-за страха перед естественной смертью. Суицид оценивался не только позитивно, но и приобретал эффект эстетизации в ритуальных формах Харакири (Япония) и Сати (Индия). Античный мир периода правления римских императоров и борьбы политических партий и группировок знает немалое число самоубийств римской аристократии по политическим мотивам.
В Индии, наоборот, давняя традиция сати «живительный» источник самоубийств. Она предписывает жене после смерти мужа совершить сожжение на его кремационном костре. Из-за этого обычая процент самоубийств женщин в Индии в несколько раз выше, чем у мужчин.
Негативная оценка явления
суицида все-таки имеет более
устойчивый и массовый
Так, в частности, народы Ближнего Востока - Древняя Персия и Вавилон строго осуждали самоубийство, исходя из священных заповедей «Авесты» (книги основных догматов религии зороастризма); древний иудейский мир вообще практически не знал такого рода насилия, что дало право социологу Э. Дюркгейму без всякой иронии заметить: «еврейство - это как раз та религия, в рамках которой склонность к самоубийству имеет наименьшую величину» [6, С. 29].
Христианство осуждает самоубийство в качестве следствия впадения в смертный грех уныния, а также как форму убийства в нарушение заповеди «не убий!».
Эпоха «первых христиан» практически не знает самоубийства (Новый Завет дает в качестве примера две судьбы: отчаявшегося получить прощение своему предательству самоубийцы Иуды и преодолевшего отчаяние троекратного отречения от Христа апостола Петра).
Век Просвещения в лице Д. Юма и Ж. Ж. Руссо сломал представление об абсолютной неприемлемости цивилизованным человечеством права человека на смерть. Логическим завершением такого по существу атеистического взгляда на самоубийство в истории человеческой культуры явилось принятие советским законодательством в 1922 году в России статьи 148 Уголовного кодекса, совершенно исключающей наказуемость самоубийства и покушения на него и карающей лишь за содействие или подговор к нему [10, С. 215].