Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить феномен самовольного ухода из жизни и эвтаназию как один из способов ухода из жизни.
Для полного достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить исторические аспекты изучения самовольного ухода из жизни (сиуцида);
2) рассмотреть социальные и асоциальные факторы, сопутствующие суициду;
3) охарактеризовать философский аспект анализа самовольного ухода из жизни (суицида);
4) раскрыть историко-социальный аспект эвтаназии;
5) раскрыть философский аспект эвтаназии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 САМОВОЛЬНЫЙ УХОД ИЗ ЖИЗНИ………………………………….5
1.1 Исторический аспект изучения самовольного ухода из жизни (сиуцида)…………………………………………………………………………..5
1.2 Социальные и асоциальные факторы, сопутствующие суициду…..11
1.3 Философский аспект анализа самовольного ухода из жизни (суицида)…………………………………………………………………………15
2 ЭФТАНАЗИЯ КАК СПОСОБ УЙТИ ИЗ ЖИЗНИ……………………18
2.1 Историко-социальный аспект эвтаназии…………………………….18
2.2 Современный философский аспект эвтаназии……………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...31
Следует отметить, что Россию
отличало от многих
В советское время был ликвидирован сектор социальных аномалий при Центральном статистическом Управлении. В этот период нашей истории существовала официально признанная статистика только по доведению до самоубийства, она обнаруживала странные демографические перекосы: большинство такого рода самоубийств совершалось в сельской местности (более 51 процента), несмотря на то, что суицид в мире преимущественно явление городское; уровень образования самоубийц был в основном средний, или неполный средний, тогда как феномен сознательного суицида чаще фиксируем в высоко интеллектуальной среде (в царской России, например, это офицеры флота, представительницы высших женских учебных заведений, известные поэты, художники и т.д.); по своему социальному статусу советские самоубийцы - это чаще всего колхозники или домохозяйки.
1.2 Социальные и асоциальные факторы, сопутствующие суициду
Обычно выделяют факторы асоциального характера (у Дюркгейма они названы «космическими факторами») такие как время года, дня, а также пол и возраст.
Давно уже принято считать
одним из фундаментальных
Параллельно с прояснением проблемы «мужского» характера суицида вновь встает проблема соотношения между суицидом и сумасшествием, т.к. если самоубийство - не женское, как правило, преступление, то сумасшествие как раз имеет в статистическом плане женский характер, что позволило в свое время Э. Дюркгейму высказать странное предположение о том, что «идиотизм предохраняет от самоубийства» [7, С. 15].
Кроме того, что суицид преимущественно «мужское явление», хотя женщины и опережают мужчин по числу суицидальных попыток, он еще и явление «молодое», т.к. суицидальный возраст без различия пола, национальности, места проживания - это 19-40 лет, т.е. период наибольшей жизненной активности человека. Коррективы в эту константу не внес ни «помолодевший» суицид в США и Европе, начиная с конца 60-х годов нашего века, ни искаженная статистика советского периода в нашей стране, ни культурологические исследования истории анализируемого феномена. Например, когда в странах Европы, США, Канаде, Японии и Австралии стал наблюдаться неизменный рост суицидальных попыток в молодежной среде, а смертность от самоубийства стала третьей ведущей причиной ухода из жизни молодых людей в возрасте от 14 лет и старше, то суицидальный «всплеск» опять-таки пришелся на наиболее «сознательный» возраст (сохраняется по сей день) от 20 до 24 лет [7, С. 16].
Время и
сезон сознательного
Именно полдень
составляет наиболее опасное
в плане суицидальных попыток
время суток выдающийся
Он делал вывод о предрасположенности живого организма в периоды сезонной солнечной активности к «резким и бурным» психическим переживаниям, включая суицид.
Если взять статистику только в течение ХХ века, то наиболее опасным временем года будут, как их называют суицидологи, «убийственные месяцы» - май и июнь, современные американские исследователи отмечают сезон - весна.
«Убийственные часы» - с утра до полудня, т.е. до 12.00, либо от 13.00 до 15.00.
Гениальность также накладывает печать неврастении, поэтому неслучаен искус самоубийством у таких известных личностей как Байрон, Гёте, Бетховен, Жорж Санд, Л. Н. Толстой, А. А. Фет, Н. В. Гоголь и др.
Особую роль в современных обществах, безусловно, играют средства массовой информации, влияющие на заразительность и коллективный характер суицида.
Учитывая заразительность суицида, легко перерастающего в психическую эпидемию на грани болезни и здоровья, можно сделать вывод о серьезной опасности влияния на психику современного человека mass media во всех его возможных на сегодняшний день формах [6, С. 30].
К социальным факторам, сопровождающим суицид, обычно относят урбанизацию населения, влияние средств массовой информации, заразительность и коллективность самого феномена самоубийства, ослабление института семьи и разрушение ее внутренней гармонии, специфику национальной окраски данного явления, а также определенную связь с характером вероисповедания определенных народов.
Внутреннее
противоречие, скрытое в просвещенческом
истолковании индивидуальной
Сквозь толщу
условностей, обрядов, обычаев,
Значительная
часть самоубийств совершается
психически здоровыми людьми
в результате социально-
Необходимо
отметить, что, как представляется,
«микро» может стать «макро»
- конфликтом, если использовать
оценку социальной
Обе крайности,
по мысли Дюркгейма, одинаково
опасны в плане
Сознательный суицид преимущественно асоциален (чем менее интегрирована личность, тем более подвержена она суицидальным настроениям), глубоко эгоцентричен (статистика показывает значительное преобладание «эгоистического» самоубийства над «альтруистическим»), обусловлен не только рядом внешних условий, но и рядом скрытых от посторонних глаз внутренних индивидуальных причин. За дебрями всевозможной статистики часто упускается главное - личностный, неповторимый характер всякого сознательного сведения счетов с жизнью [7, С. 17].
Человек, обладающий свободой
«От» принятия самостоятельно
решений, реже подвергает себя
риску самоубийства. В каком-то
смысле господин чаще кончает
собой, чем раб на протяжении
всей человеческой истории;
1.3 Философский аспект анализа самовольного ухода из жизни (суицида)
По существу, и Достоевскому, и Джемсу удалось определить парадигму «несчастного сознания» самоубийцы-интеллектуала, заключенную в двух основных несоответствиях человека и мира:
1) тоска по гармоничному
2) тоска о Боге как всемогущей личности при невозможности доказать его бытие [6, С. 31].
По Камю, самоубийство - один из способов борьбы с абсурдом бытия, один из методов познания мира. «Дойдя до своих пределов, ум должен вынести приговор и выбрать последствия. Таковыми могут быть самоубийство и возражение». Но просто самоубийство так же абсурдно, как и сама жизнь, не имеющая цели (смысла). А вот смерть-самопожертвование - есть деяние с гармонизирующей основой. Самоубийство как бунт против непознаваемости мира бесплодно, ибо «самоубийство есть полная противоположность бунта, так как предполагает согласие... На свой лад самоубийство тоже разрешение абсурда, оно делает абсурдной даже саму смерть».
Можно выделить три формы суицида:
- истинный (когда человек действительно хочет убить себя);
- аффективный (с преобладанием эмоционального момента);
- демонстративный (самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности) [6, С. 30].
Первый в
основном характерен для
По мнению академика А. Амбарцумовой: «Самоубийство - это социально-психологическое состояние личности в условиях неразрешенного конфликта, реализация вполне осознанного желания добровольно уйти из жизни. Поэтому неверно считать всех самоубийц сумасшедшими».
Причин суицида много. Например, для мегагорода (например, Москвы) очень характерна такая причина, как одиночество, которое в сочетании с городскими суперстрессами социально-экономического характера приводит очень многих к роковому концу.
Играет свою
зловещую роль пресловутый
Американский
психолог из Колумбийского
Проблемы
молодых людей, как юношей, так
и девушек, связаны в первую
очередь с тем, что они не
могут найти себе партнера
или же не в состоянии
«Одиночество потому воспринимается как нечто ужасное, - объясняет доктор психологических наук Регула Фрейтаг, работающая в Обществе по предотвращению самоубийств (Германия), - что мы никак не можем понять: это состояние вообще присуще человеку. Любому из нас знакомо чувство, что он один на всем белом свете, что возможности выразить себя, как-то заявить о своем «я» в принципе очень ограниченны. Людям было бы неприятно это сознавать, и мысли об одиночестве они подсознательно стараются подавлять» [7, С. 23].
2 ЭФТАНАЗИЯ КАК СПОСОБ УЙТИ ИЗ ЖИЗНИ
2.1 Историко-социальный аспект эвтаназии
Одним из важнейших личных прав и свобод, обеспечивающих само физическое существование человека как биологического существа и его социальный статус как субъекта правовых отношений, является право на жизнь.