Кант Иммануил (1724-1804)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:33, реферат

Описание

Биография. Этика Канта как основа его политико-правового учения. Кант о системе права. Понятие естественного состояния и общественного договора. Госудаство, его сущность и закономерности функционировния. Концепция разделения власти. Виды, формы власти.

Работа состоит из  1 файл

КАНТ.docx

— 37.01 Кб (Скачать документ)

КАНТ 
 
Биография - КАНТ ИММАНУИЛ (1724-1804)

Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794) родился 22 апреля 1724 в многодетной семье  Иоганна Георга Канта в Кенигсберге, где и прожил почти всю жизнь, не выезжая за пределы города более  чем на сто двадцать километров. Кант воспитывался в среде, где особое влияние имели идеи пиетизма - радикального обновленческого движения в лютеранстве.

После обучения в пиетистской  школе, где он обнаружил прекрасные способности к латинскому языку, на котором впоследствии были написаны все его четыре диссертации (древнегреческий  и французский Кант знал хуже, а  английским почти не владел), в 1740 Кант поступил в Кенигсбергский университет  «Альбертину». Среди университетских  преподавателей Канта особо выделялся  вольфианец М. Кнутцен, ознакомивший его  с достижениями современной науки.

С 1747 Кант в силу финансовых обстоятельств работает домашним учителем за пределами Кенигсберга в семьях пастора, помещика и графа.

В 1755 Кант возвращается в  Кенигсберг и, завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию  «Об огне». Затем в течение  года он защищает еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в  качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не становится и работает экстраординарным (т. е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770, когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета.

За свою преподавательскую  карьеру Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии. В 1796 он прекратил  лекционную деятельность, а в 1801 оставил  университет.

Важнейшее сочинение, заключающее  в себе изложение его теории познания -- «Критика чистого разума» (1781). В  нем Кант устанавливает, непознаваемость  вещей самих по себе («вещь в  себе»), создающих явление внешнего мира путем воздействия на сознание человека, действительно познаваемо лишь то, что находится в нашем  сознании.

В области этики Кант создал свой главный труд: «Критика практического  разума» (1788). Отвергнув метафизику (учение о сверхчувственном мире) как  науку, Кант, тем не менее, допускал ее в качестве веры, обоснованной признанием безусловной обязательности нравственного  закона. Этика Канта -- чисто императивная: нравственный закон выражается в  форме категорического императива, требования которого имеют обязательный для всех характер.

В «докритический» период («Всеобщая естественная история  и теория неба», 1755) Кант разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы  из первоначальной «туманности», т. е. из огромного облака диффузного вещества.

Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803. Умер в 1804 г. в Кенигсберге.

 

 

  1. Этика Канта как основа его политико-правового учения.

Этика определяется Кантом как наука о законах  свободы. Действия по законам свободы, т.е. свободные действия возможны при условии, что они независимы от каких-либо принципов, основывающихся на опыте, или от целей, имеющих практический результат.

Он писал: "Две вещи наполняют душу всегда новым и  все более сильным удивлением и благоговением, чем еще и  продолжительнее мы размышляем о  них, - это звездное небо надо мной и  моральный закон во мне". Основа нравственности лежит, по Канту, априори  в понятиях чистого разума. В данном случае разум Кант понимает как практический разум, а не теоретический, как было раньше. Практический разум - это и  есть нравственность, имеющая дело с проблемами свободы и свободной  воли. Чистый разум функционирует  как практический, когда он определяет волю и она становится свободной  волей.

Кант подчеркивает, что  «мораль … основана на понятии  о человеке свободном» и «для себя самой … мораль отнюдь не нуждается  в религии». Но, отказывая морали в необходимости опоры на религиозные  основания, Кант придает абсолютный характер самому моральному закону.

Кантовская этическая  система являет собой высший образец  этического абсолютизма. Категорический императив есть обращенное к каждому человеку нравственное повеление, не зависящее ни от каких конкретных условий места, времени и обстоятельств так же, как фундаментальные законы физики, управляющие движением тел, не зависят от подобных условий.

Более того, Кант всячески подчеркивает, что полезность и приятность доброго  дела выводит соответствующий поступок из сферы моральных оценок, ибо  такой поступок совершается не по велению абсолютного долга, выраженного  категорическим (т.е. не связанным ни с какими ситуационными обстоятельствами) императивом, а по чисто практическим соображениям удобства или практичности.

Следует подчеркнуть, что  абсолютизм категорического императива Кант не считает нужным обосновывать религиозными соображениями. Мораль уже  сама по себе является, по Канту, абсолютным нравственным законом, выражающим безусловный долг человека, который превышает все остальные человеческие обязательства. Кант указывает 3 основные формулировки категорического императива. Первая из них требует «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом», т.е. фактически поступок мог быть возведен в ранг универсального морального закона.

Второй: не делать другим ничего такого, что  ты сам не хотел бы претерпеть со стороны других.

Третий: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

В этической концепции  Канта каждый поступок человека оценивается  по абсолютной шкале, по его соответствию категорическому императиву. Поэтому  здесь бессмысленно применять схему  рассуждений типа: я сейчас нарушаю  категорический императив по мелкому  поводу, дабы потом его реализовать  в более важном случае.

Этическая система Канта, вся его концепция этики содержит в себе ту существенную истину, что  мораль нуждается в опоре на какие-то абсолютные принципы, стоящие выше непосредственных человеческих интересов. Ценность следования категорическому императиву не просто выше всех человеческих ценностей, непосредственно ощущаемых как благо. Категорический императив не обещает человеку никакого удовольствия от его исполнения (разве что чувство удовлетворения от исполненного трудного долга). Но этим принижается право человека на стремление получить лично им ценимое благо, поскольку стремление к такому благу лишает его действия моральной ценности.

Предпосылкой этики канта  является свобода человека поступать. Но при этом Кант утверждает, что  «свободная воля и воля, подчиненная  нравственным законам, - это одно и  то же.

Кант детально исследует  вопрос о первоначальных зачатках добра  в человеческой природе и о  склонности человека ко злу. В этой склонности различаются три ступени:

хрупкость человеческой природы (слабость человеческого сердца - хочу добра, но не могу его совершить);

недобросовестность, когда  моральный мотив смешивается  с другими;

злонравие - склонность предпочитать неморальные мотивы действий.

Кант не считает, что человек  в естественном состоянии свободен от зла.

Стать моральной личностью человек  способен лишь в том случае, если возвысится до понимания своей ответственности  перед человечеством в целом, провозгласил мыслитель. Поскольку  же люди равны между собой как  представители рода, постольку каждый индивид обладает для другого  абсолютной нравственной ценностью. Этика  Канта утверждала, таким образом, примат общечеловеческого над эгоистическими устремлениями, подчеркивала моральную  ответственность индивида за происходящее в мире.

Опираясь  на эти принципы, Кант вывел понятие  нравственного закона. Моральная  личность, считал философ, не может  руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят  от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу - в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания.

  1. Кант о системе права. Понятие естественного состояния и общественного договора.

Кант различает три правовые категории:

1) естественное право, которое  имеет своим источником самоочевидные  априорные принципы;

2) положительное право, источником  которого является воля законодателя;

3) справедливость – притязание, не предусмотренное законом и  потому не обеспеченное принуждением.

Естественное  право, в свою очередь, распадается  на две ветви: частное право и  право публичное. Первое регулирует отношения индивидов как собственников. Второе определяет взаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан (государство), как членами политического целого.

Под естественным правом Кант подразумевает естественные, прирожденные права личности. Кант, не останавливаясь на достигнутом в правовой мысли, далее развивал естественно-правовую интерпретацию прав человека. Он ставит вопрос об основании притязаний человека на признание своих прав. Положительное право, основанное на воле законодателя, должно соответствовать естественному праву, т.е. требованиям категорического императива, и поддерживаться силой принуждения.

Справедливость Кант связывает со свободой «Свобода (независимость от принуждающего произвола другого), поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом, – утверждает Кант, – и есть это единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду ». 

Рассматривая  соотношение частного и публичного права, Кант выступает как сторонник  отграничения гражданского общества от государства.

Частное право, по Канту, – это отношения  индивидов как частных собственников. В сфере должного данные отношения  должны строиться на основе свободы, равенства, независимости, так как  это вытекает из принципов естественного  права. Основным признаком права  Кант считает формальное равенство: в гражданском обороте люди выступают  как лица, формально равные. Формальное равенство может быть только в  свободе. Не должно быть привилегий в  сфере права.

Кант различает право на вещь и вещное право: «Право на вещь – это право частного пользования вещью, которой я владею (первоначально или в силу установления) совместно со всеми другими... Под словами вещное право (ius reale) подразумевается не только право на вещь (ius in re), но и совокупность всех законов, касающихся вещного мое и твое».

Собственность (dominium), по Канту, – это «внешний предмет, который по своей субстанции есть чье-то свое, кому неотъемлемо принадлежат все права на эту вещь (как акциденции присущи субстанции), которой собственник (dominus) может распоряжаться по своему усмотрению (ius disponendi de re sua)».

В системе частного права Кант выделяет личное право.

Вещно-личное право как одна из трех разновидностей частного права (вещное, личное), по Канту, «представляет собой право владения внешним предметом как вещью и пользования им как лицом». 1 Оно регулирует также и отношения между мужем и женой, родителями и детьми, господином и рабом.

В числе других прав в системе частного права Кант выделяет брачное право, родительское право, право хозяина  дома, наследственное право и др.

Кант  считает, что частное право соответствует  естественному состоянию, а гражданскому состоянию (status civilis) общества, подчиняющегося распределяющей справедливости, соответствует состояние публичного права. Публичное право регулирует отношения лиц как граждан. По Канту, главным в этих отношениях является право народа участвовать в принятии конституции.

Право должно быть общеобязательным, так  как цель человека – совместить свой произвол (свободу) с произволом (свободой) других. Но для соблюдения права необходимо принуждение, а  осуществление принуждения Кант связывает с государством.

 

"Общественный договор", по Канту, заключают между собой  морально развитые люди. Поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними как с существами, которые не ведают морального закона, и не могут сами правильно выбрать линию поведения. Согласно общественному договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и в соответствии с категорическим (моральным) императивом, все отдельные лица, составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже как членов государства. От свободы беспорядочной, необузданной переходят к свободе подлинной во всем ее объеме в правовом состоянии. Свобода в рамках правового состояния предусматривает в первую очередь свободу критики.

  1. Госудаство, его сущность и закономерности функционировния. Концепция разделения власти. Виды, формы власти.

«Государство (civitas), – пишет Кант, – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Поскольку эти законы необходимы как априорные законы, то есть как законы, сами собой вытекающие из понятий внешнего права вообще (а не как законы статутарные), форма государства есть форма государства вообще, то есть государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права, причем идея эта служит путеводной нитью (norma) для любого действительного объединения в общность (следовательно, во внутреннем)».

Кант  представляет государство как соединение множества людей под властью  правового закона. Наилучшим государством он считает республику как правовой союз (а не как форму правления).

Информация о работе Кант Иммануил (1724-1804)