Кант Иммануил (1724-1804)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:33, реферат

Описание

Биография. Этика Канта как основа его политико-правового учения. Кант о системе права. Понятие естественного состояния и общественного договора. Госудаство, его сущность и закономерности функционировния. Концепция разделения власти. Виды, формы власти.

Работа состоит из  1 файл

КАНТ.docx

— 37.01 Кб (Скачать документ)

Кант различает гражданское  общество и государство. Государство, утверждает Кант, должно строиться  на основе взаимной ответственности  личности и государства. Государство и гражданин – равные субъекты права. Деятельность государства основана на правовых законах, а эти законы, в свою очередь, должны соответствовать правовым принципам, суть которых составляют естественные права человека. Кант выделяет права и свободы граждан как членов государства: «Объединенные для законодательства члены такого общества (societas civilis), т.е. государства, называются гражданами (cives), а неотъемлемые от их сущности (как таковой) правовые атрибуты суть: основанная на законе свобода каждого не повиноваться иному закону, кроме того, на который он дал свое согласие; гражданское равенство – признавать стоящим выше себя только того в составе народа, на кого он имеет моральную способность налагать такие же правовые обязанности, какие этот может налагать на него; атрибут гражданской самостоятельности – быть обязанным своим существованием и содержанием не произволу кого-то другого в составе народа, а своим собственным правам и силам как члену общности, следовательно, в правовых делах гражданская личность не должна быть представлена никем другим».2 Кант в числе других гражданских прав выделяет и избирательное право.

Для более совершенной организации  государственной власти в целях  установления общего блага и защиты прав личности Кант предлагает установить принцип разделения властей: «В каждом государстве существует три власти, то есть всеобщим образом объединенная воля в трех лицах (trias politica): верховная власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть (присуждающая каждому свое согласно закону) в лице судьи». Но верховенство законодательной власти не означает, что она может поступиться принципами права. «Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. В самом деле, так как всякое право должно исходить от нее, она непременно должна быть не в состоянии поступить с кем-либо не по праву». Значит, правовые акты, издаваемые законодательной властью, должны соответствовать правовым принципам: свободе, равенству и справедливости как неотъемлемо присущим личности атрибутам. В процессе создания законодательных актов человек «должен рассматриваться в государстве как участвующий в законодательстве не только как средство, но в то же время и как цель сама по себе».

Кант  утверждает, что «все три власти в государстве, во-первых, координированы между собой наподобие моральных лиц (potestates coordinatae), т. е. одна дополняет другую для совершенства (complementum ad sufficientiam) государственного устройства; но, во-вторых, они также и подчинены друг другу (subordinatae) таким образом, что одна из них не может узурпировать функции другой, которой она помогает, а имеет свой собственный принцип, т. е. хотя она повелевает в качестве отдельного лица, однако при наличии воли вышестоящего лица; в-третьих, путем объединения тех и других функций они каждому подданному предоставляют его права».

Кант предлагает следующую классификацию  форм правления:  

1) Формы правления, по числу  законодательствующих лиц: 

а) автократия (абсолютизм);

б) аристократия;

в) демократия.

Автократия - одна из лучших форм. Демократия - худшая, так как наиболее сложная форма  правления.

2) Центр тяжести проблемы устройства  государства лежит непосредственно  в способах и методах управления  народа. С этой позиции Кант  разделяет следующие формы управления:

а) республиканская - основана на отделении  исполнительной власти от законодательной;

б) деспотическая - основана на слиянии  исполнительной власти и законодательной.

По  Канту, самодержавная форма власти, вполне может быть республиканской (поскольку в ней четко разделены  законодательная и исполнительная власть), а демократия чрезвычайно  подвержена трансформации в деспотизм  и совместима с ним.

Государь, правитель наделяется только правами. Кант оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот  нарушает свой долг перед государством. Осуждается также право на восстание  и допускается только легальное  и в некотором смысле пассивное  сопротивление существующей власти. Форма борьбы за право - неповиновение.

Все политически изменения Кант предлагает путем плавных реформ сверху, но не в коем случае не путем  открытой вооруженной борьбы.

Лучшей формой государства Кант считает республику (как правовой союз) с разделением властей, так  как здесь сочетаются закон, свобода  и принуждение. В анархии есть свобода, но нет закона и принуждения. В монархии есть закон и принуждение, но нет свободы. Однако формам государства Кант не придает особого значения. Главное, считает он, – это методы властвования, т.е. политический режим, а не форма правления.

  1. Кант «к вечному миру» об основах международного права.

Проблеме  сущности международного права и  рассмотрению его основных институтов посвящены, главным образом, две  работы Канта ¾ первая часть “Метафизики  нравов” и трактат “К вечному  миру”.

“Право государств в отношении друг к другу, которое не совсем правильно называется международным правом, - оно должно было бы, скорее, называться межгосударственным... это то право... когда одно государство, рассматриваемое как моральное лицо, по отношению к другому государству, в состоянии естественной свободы, а следовательно, и в состоянии постоянной войны делает своей задачей установить отчасти право на войну, отчасти право во время войны, отчасти... право после войны”. Отсюда видно, что усматривая основу международного права в праве естественном, он все же определяет его и как совокупность формально-юридических предписаний. В предмет международного права Кант также включал отношения отдельных лиц к иностранному государству и граждан различных государств между собой.

В рассуждениях Канта очень  важно, что, отталкиваясь при определении  международного права от понятия  войны, он, вместе с тем (вслед за Гроцием) не сводил его содержание исключительно  к праву на ее ведение. Однако эта  область межгосударственных отношений  занимает большое место в его  трудах. В этом смысле Кант разработал стройное учение о видах войн, их законах и обычаях, а также  основах ведения.

По мнению Канта, “война ¾ единственный способ осуществления  права в отношениях между государствами. Более того, война является в известном  смысле движущей силой общественного прогресса, так как она есть внешнее выражение антагонизма”.Вместе с тем он полагал, что постепенно по мере прогрессивного развития человечества войны должны прекратиться.

Центральной проблемой международного права для Канта являлась проблема установления вечного мира в отношениях между государствами. Эта идея за много столетий до Канта начала волновать  лучшие умы человечества, будучи широко известной еще в древней Индии  и Китае. Однако наибольший толчок в  своем развитии она получила в  эпоху зарождения капиталистического способа производства. На этом этапе  идея вечного мира отражала интересы буржуазии в ее “борьбе против анархии и произвола феодальных войн. При этом, в отличие от предшествующих веков, она все более и более  оказывается связанной не с идеей  единой мировой монархии, а с ее защитой независимости и суверенитета отдельных национальных государств”.

Кант считал разрешение проблемы установления вечного мира главнейшей целью каждого индивида и всего  человеческого общества. “Никакой войны не должно быть, - восклицает немецкий философ, - ни войны между мной и тобой в естественном состоянии, ни войны между нами как государствами... Можно сказать, - продолжает Кант, - что установление всеобщего и постоянного мира составляет не просто часть, а всю конечную цель учения о праве... ведь состояние мира ¾ это единственное гарантированное законами состояние твоего и моего среди множества живущих по соседству друг с другом людей...”

В “Метафизических началах  учения о праве” Кант отмечает, что  состояние войны между государствами  ¾ явление неправового порядка. Он глубоко убежден, что “всякое  право народов и все внешнее мое и твое государство, приобретаемое или охраняемое войной, лишь временны и только в общем союзе государств (аналогичном союзу, благодаря которому народ становится государством) это право может стать окончательно действительным и истинным состоянием мира”. Отстаивая эту идею, Кант приветствует и защищает зарождавшиеся в эпоху буржуазных революций принципы невмешательства и государственного нейтралитета как принципы полного и равноправного неучастия в военных действиях.

Принципиально иной взгляд на возможность установления прочных  добрососедских отношений между  государствами содержится в знаменитом трактате Канта “К вечному миру”. В этой работе он не только не сомневается  в реальности его построения, но и впервые выдвигает догадку  “об объективной закономерности, ведущей к установлению мира, о  неизбежности создания на мирных началах  союза народов”. Столь оптимистичный  вывод Кант делает на основе изучения “соотношения должного (категорический императив) и сущего (реальное соотношение  войны и мира, естественного и  правового состояния между государствами)... Должное, не реализуясь в сущее, не превращаясь  в него, оказывает регулятивное воздействие  на сущее, которое во все большей  степени... развивается под знаком должного, не сливаясь с ним, но все  более приближаясь к его требованиям”.

Нравственный закон, изначально присущий человеческому сознанию, побуждает  людей постоянно стремиться к  самосовершенствованию и достижению целей категорического императива. Наряду с этим, вследствие противоречивости природы человека, для него характерны также себялюбие, корысть и другие негативные проявления субъективного  характера. По мере развития человеческого  общества это противоречие постепенно разрешается. Процесс этот объективен и детерминирован общими законами природы. Главнейший из них заключается в  том, что природа изначально стремиться “так расположить некое число  разумных существ, которые в совокупности нуждаются для поддержания жизни  в общих законах, но каждое из которых  втайне хочет уклониться от них; так организовать их устройство, чтобы, несмотря на столкновение их личных устремлений, последние настолько парализовали друг друга, чтобы в публичном поведении людей результат был таким, как если бы они не имели подобных злых устремлений”.

В учении о международном  праве Кант выдвинул проект установления вечного мира. Кант мечтал о мире без захватнических войн, о создании международно-правового порядка, основанного на принципах равенства народов и невмешательства во внутренние дела государств. Призывы Канта признать за людьми "права всемирного гражданства" намного опережали свое время.


Информация о работе Кант Иммануил (1724-1804)