Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:33, реферат
Биография. Этика Канта как основа его политико-правового учения. Кант о системе права. Понятие естественного состояния и общественного договора. Госудаство, его сущность и закономерности функционировния. Концепция разделения власти. Виды, формы власти.
Кант различает гражданское общество и государство. Государство, утверждает Кант, должно строиться на основе взаимной ответственности личности и государства. Государство и гражданин – равные субъекты права. Деятельность государства основана на правовых законах, а эти законы, в свою очередь, должны соответствовать правовым принципам, суть которых составляют естественные права человека. Кант выделяет права и свободы граждан как членов государства: «Объединенные для законодательства члены такого общества (societas civilis), т.е. государства, называются гражданами (cives), а неотъемлемые от их сущности (как таковой) правовые атрибуты суть: основанная на законе свобода каждого не повиноваться иному закону, кроме того, на который он дал свое согласие; гражданское равенство – признавать стоящим выше себя только того в составе народа, на кого он имеет моральную способность налагать такие же правовые обязанности, какие этот может налагать на него; атрибут гражданской самостоятельности – быть обязанным своим существованием и содержанием не произволу кого-то другого в составе народа, а своим собственным правам и силам как члену общности, следовательно, в правовых делах гражданская личность не должна быть представлена никем другим».2 Кант в числе других гражданских прав выделяет и избирательное право.
Для более совершенной организации государственной власти в целях установления общего блага и защиты прав личности Кант предлагает установить принцип разделения властей: «В каждом государстве существует три власти, то есть всеобщим образом объединенная воля в трех лицах (trias politica): верховная власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть (присуждающая каждому свое согласно закону) в лице судьи». Но верховенство законодательной власти не означает, что она может поступиться принципами права. «Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. В самом деле, так как всякое право должно исходить от нее, она непременно должна быть не в состоянии поступить с кем-либо не по праву». Значит, правовые акты, издаваемые законодательной властью, должны соответствовать правовым принципам: свободе, равенству и справедливости как неотъемлемо присущим личности атрибутам. В процессе создания законодательных актов человек «должен рассматриваться в государстве как участвующий в законодательстве не только как средство, но в то же время и как цель сама по себе».
Кант утверждает, что «все три власти в государстве, во-первых, координированы между собой наподобие моральных лиц (potestates coordinatae), т. е. одна дополняет другую для совершенства (complementum ad sufficientiam) государственного устройства; но, во-вторых, они также и подчинены друг другу (subordinatae) таким образом, что одна из них не может узурпировать функции другой, которой она помогает, а имеет свой собственный принцип, т. е. хотя она повелевает в качестве отдельного лица, однако при наличии воли вышестоящего лица; в-третьих, путем объединения тех и других функций они каждому подданному предоставляют его права».
Кант предлагает следующую классификацию форм правления:
1) Формы правления, по числу законодательствующих лиц:
а) автократия (абсолютизм);
б) аристократия;
в) демократия.
Автократия - одна из лучших форм. Демократия - худшая, так как наиболее сложная форма правления.
2)
Центр тяжести проблемы
а) республиканская - основана на отделении исполнительной власти от законодательной;
б) деспотическая - основана на слиянии исполнительной власти и законодательной.
По
Канту, самодержавная форма власти,
вполне может быть республиканской
(поскольку в ней четко
Государь, правитель наделяется только правами. Кант оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед государством. Осуждается также право на восстание и допускается только легальное и в некотором смысле пассивное сопротивление существующей власти. Форма борьбы за право - неповиновение.
Все политически изменения Кант предлагает путем плавных реформ сверху, но не в коем случае не путем открытой вооруженной борьбы.
Лучшей формой государства Кант считает республику (как правовой союз) с разделением властей, так как здесь сочетаются закон, свобода и принуждение. В анархии есть свобода, но нет закона и принуждения. В монархии есть закон и принуждение, но нет свободы. Однако формам государства Кант не придает особого значения. Главное, считает он, – это методы властвования, т.е. политический режим, а не форма правления.
Проблеме сущности международного права и рассмотрению его основных институтов посвящены, главным образом, две работы Канта ¾ первая часть “Метафизики нравов” и трактат “К вечному миру”.
“Право государств в отношении друг к другу, которое не совсем правильно называется международным правом, - оно должно было бы, скорее, называться межгосударственным... это то право... когда одно государство, рассматриваемое как моральное лицо, по отношению к другому государству, в состоянии естественной свободы, а следовательно, и в состоянии постоянной войны делает своей задачей установить отчасти право на войну, отчасти право во время войны, отчасти... право после войны”. Отсюда видно, что усматривая основу международного права в праве естественном, он все же определяет его и как совокупность формально-юридических предписаний. В предмет международного права Кант также включал отношения отдельных лиц к иностранному государству и граждан различных государств между собой.
В рассуждениях Канта очень важно, что, отталкиваясь при определении международного права от понятия войны, он, вместе с тем (вслед за Гроцием) не сводил его содержание исключительно к праву на ее ведение. Однако эта область межгосударственных отношений занимает большое место в его трудах. В этом смысле Кант разработал стройное учение о видах войн, их законах и обычаях, а также основах ведения.
По мнению Канта, “война ¾ единственный способ осуществления права в отношениях между государствами. Более того, война является в известном смысле движущей силой общественного прогресса, так как она есть внешнее выражение антагонизма”.Вместе с тем он полагал, что постепенно по мере прогрессивного развития человечества войны должны прекратиться.
Центральной проблемой международного
права для Канта являлась проблема
установления вечного мира в отношениях
между государствами. Эта идея за
много столетий до Канта начала волновать
лучшие умы человечества, будучи широко
известной еще в древней Индии
и Китае. Однако наибольший толчок в
своем развитии она получила в
эпоху зарождения капиталистического
способа производства. На этом этапе
идея вечного мира отражала интересы
буржуазии в ее “борьбе против
анархии и произвола феодальных
войн. При этом, в отличие от предшествующих
веков, она все более и более
оказывается связанной не с идеей
единой мировой монархии, а с ее
защитой независимости и
Кант считал разрешение проблемы установления вечного мира главнейшей целью каждого индивида и всего человеческого общества. “Никакой войны не должно быть, - восклицает немецкий философ, - ни войны между мной и тобой в естественном состоянии, ни войны между нами как государствами... Можно сказать, - продолжает Кант, - что установление всеобщего и постоянного мира составляет не просто часть, а всю конечную цель учения о праве... ведь состояние мира ¾ это единственное гарантированное законами состояние твоего и моего среди множества живущих по соседству друг с другом людей...”
В “Метафизических началах
учения о праве” Кант отмечает, что
состояние войны между
Принципиально иной взгляд
на возможность установления прочных
добрососедских отношений между
государствами содержится в знаменитом
трактате Канта “К вечному миру”.
В этой работе он не только не сомневается
в реальности его построения, но
и впервые выдвигает догадку
“об объективной
Нравственный закон, изначально
присущий человеческому сознанию, побуждает
людей постоянно стремиться к
самосовершенствованию и
В учении о международном праве Кант выдвинул проект установления вечного мира. Кант мечтал о мире без захватнических войн, о создании международно-правового порядка, основанного на принципах равенства народов и невмешательства во внутренние дела государств. Призывы Канта признать за людьми "права всемирного гражданства" намного опережали свое время.