Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:48, реферат
Талантливый ученик и соратник З. Фрейда, Карл Густав Юнг (1875 - 1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую вел около шестидесяти лет. В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между людьми существуют устойчивые психологические различия. Это различия в восприятии действительности. Юнг заметил, что структура психики, описанная З. Фрейдом, проявляется у людей не одинаково, ее особенности связаны с психологическим типом.
1. Введение.
Талантливый ученик и соратник З. Фрейда, Карл Густав Юнг (1875 - 1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую вел около шестидесяти лет. В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между людьми существуют устойчивые психологические различия. Это различия в восприятии действительности. Юнг заметил, что структура психики, описанная З. Фрейдом, проявляется у людей не одинаково, ее особенности связаны с психологическим типом. Изучая эти особенности, Юнг описал восемь психологических типов. Разработанная типология, десятилетиями применявшаяся и уточнявшаяся в практике самого Юнга и его учеников, получила воплощение в книге "Психологические типы", вышедшей в 1921 году.
2.Биография Карла Юнга.
Карл Густав Юнг родился 26 июля в 1875 году в Кенссвиле, городе стоящем на озере Констанца, в швейцарском кантоне Тюрго, вырос - в Базеле.
Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком, но прекрасно учился. Он жадно читал, особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых восхищался тайнами природы. В школьные годы он был всецело поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями. Он был убежден в том, что обладает тайным знанием о будущем; была у него и фантазия о том, что в нем существуют два совершенно разных человека.
После школы Юнг поступает в Базельский университет с намерением специализироваться в классической филологии и, возможно, археологии, однако предположительно одно из его сновидений побудило интерес к естественным наукам и к медицине. По окончании Базельского университета в 1900 году, Юнг получает медицинскую степень по специальности психиатрия. В том же году он получил должность ассистента в Цюрихской больнице Бургхельцли и Цюрихском госпитале для душевнобольных, окончательно избрав карьеру психиатра. Он ассистировал, а позже начал сотрудничать с создателем понятия «шизофрения»- Эугеном Блеером, выдающимся психиатром, и некоторое время учился у Пьера Жане, ученика и преемника Шарко в Париже. Интерес Юнга к сложной психической жизни больных шизофренией скоро привел его к работам Фрейда.
Находясь под сильным впечатлением, после прочтения работы З. Фрейда «The interpretation of dreams», опубликованной в 1900 году, еще молодой психиатр Карл Густав Юнг послал Фрейду копии своих сочинений, в которых в целом поддерживал его точку зрения. В 1906 году у них началась регулярная переписка, и на следующий год Юнг нанес первый визит Фрейду в Вене, где они беседовали в течение тринадцати часов! Образованность Юнга произвела большое впечатление на Фрейда, он полагал, что Юнг мог идеально представлять психоанализ в мировом научном сообществе.
Фрейд считал, что Юнгу
предстоит стать его
На протяжении четырех
лет Юнг переживал тяжелый
душевный кризис, он был буквально
одержим изучением своих
Скончался Карл Густав Юнг 6 июня 1961 года, в возрасте 85 лет, в городе Кустанахте, Швейцария.
3.Сущность психологической теории К. Г. Юнга.
Сущность теоретических разногласий между Фрейдом и Юнгом состояла в следующем:
· Персона – социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте. Символ этого – маска.
· Анима – это женские черты в личности мужчины. Символ этого – Дева Мария, Мона Лиза.
· Анимус – это мужские черты в личности женщины. Символ этого – Иисус Христос, Дон Жуан.
· Тень – это тёмная тайная и дурная сторона нашего Я, образ зверя который находится в бессознательном и просыпается в минуты ярости. Символ этого – Сатана и Гитлер.
· Самость – воплощение целостности и гармонии личности. Символ этого - Мандала, абстрактный круг и нимб святого. Состояния уравновешенности и гармонии личности можно достичь только в среднем возрасте между 35 и 40 годами.
· Мудрец – это персонификация жизненной зрелости. Символ этого – пророк.
· Бог – это конечная реализация психической реальности, спроецированная на внешний мир. Символ этого – солнечное око.
Главный недостаток этих идей Юнга состоит в том, что они трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке. Однако в последние годы на Западе наблюдается рост популярности этих отчасти мистических идей. По моему мнению, гораздо большей научной ценностью обладают идеи Юнга о типах личности, о которых будет сказано ниже.
4. Типы личности.
Юнг начал работать над
«Психологическими типами»
Юнг выделил восемь типов личности на основе двух установок – экстраверсии или интроверсии – и четырёх функций или видов ориентации – мышления, чувства, ощущения или интуиции.
4.1 Общие типы личности.
Итак, общие типы установки отличаются друг от друга особой установкой по отношению к объекту. У интроверта отношение к нему абстрагирующее, он старается оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный, наоборот, относится к объекту положительно, он ориентирует свою субъективную установку по объекту, т.е. иными словами экстравертная установка характеризуется позитивным, а интровертная - негативным отношением к объекту. Экстраверт «мыслит, чувствует и действует, соотнося себя с объектом»; он ориентируется прежде всего, на внешний мир. Юнг еще называл это тип ориентационным. Основой для интровертной ориентации служит субъект, а объект играет лишь второстепенную роль. Замкнутые, трудно располагаемые к разговору, пугливые натуры представляют собой полную противоположность людям с открытым, обходительным, веселым и приветливым характером, которые со всеми ладят, иногда сорятся, но всегда стоят в отношении к окружающему миру, влияют на него и со своей стороны воспринимают его влияние.
По мнению Юнга, эти установки
по отношению к объекту являются
основой процесс
Например, экстраверт растрачивает свою энергию на внешний объект; интроверт - обороняется от внешних требований, воздерживается от всякой затраты энергии и тем самым создает для себя более обеспеченное положение.
По мнению Юнга, формирование
установки не является результатом
онтогенеза, а является результатом
индивидуального
Между экстраверсией и интроверсией существует отношение компенсации: экстравертное сознание сочетается с интровертным бессознательным и наоборот.
Представление об интроверсии и экстраверсии, и четырех функциях позволило Юнгу выстроить систему восьми психологических типов, четыре из которых являются экстравертными, а остальные четыре интровертными.
Такая классификация, по мнению Юнга, поможет в понимании и принятии индивидуальных путей развития личности и способов мировоззрения.
4.2 Экстравертный тип.
Экстравертный тип ориентируется по внешнему объекту, его решения и действия подчиняются не субъективным воззрениям, а объективным обстоятельствам; его мысли, чувства и действия зависят от объективных условий и требований окружающего мира; его внутренний мир подчиняется внешним требованиям; все его сознание смотрит во внешний мир, т.к. важные и детерминирующие решения приходят к нему из вне.
Своей адаптивностью экстравертивный тип обязан тому, что он приспособился к определенным условиям, и не выходит за рамки объективно данных возможностей. Эта сторона его высокой приспособляемости имеет и слабую сторону, т.к. экстраверт ориентирует свою деятельность на фактическую сторону своих субъективных потребностей и нужд.
«Опасность заключается в том, что он вовлекается в объекты и совершенно теряет в них себя самого. Возникающие вследствие этого функциональные (нервные) или действительно телесные расстройства имеют значение компенсаций, ибо они принуждают объекта к недобровольному самоограничению».
4.2.1.МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП:
Вследствие общей
Экстравертное мышление не всегда конкретно. Оно может быть единым при условии, что идеи заимствованы из вне, то есть переданное через воспитание, образование и т. д. Отсюда вытекают следующие критерии экстравертного мышления:
Итак, «экстравертное
мышление возможно лишь
Есть экстраверные идеалисты, которые так стараются над осуществлением своего идеала, что прибегают ко лжи и другим нечестным средствам, руководясь девизом - цель оправдывает средства. Вследствие этого человек может пренебрегать своим здоровьем, общественным положением, жизненные интересы его семьи подвергаются насилию и в конце концов, такого человека ожидает полный финансовый и моральный крах.
Юнг объясняет это тем, что сознательно вытесненная, подчиненная функция чувства, «бессознательно действующая и вводящая в соблазн, может довести до таких заблуждений людей, в остальном стоящих на высоте».