Карл Юнг. Типы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:48, реферат

Описание

Талантливый ученик и соратник З. Фрейда, Карл Густав Юнг (1875 - 1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую вел около шестидесяти лет. В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между людьми существуют устойчивые психологические различия. Это различия в восприятии действительности. Юнг заметил, что структура психики, описанная З. Фрейдом, проявляется у людей не одинаково, ее особенности связаны с психологическим типом.

Работа состоит из  1 файл

философия !!.docx

— 68.90 Кб (Скачать документ)

Мышление экстравертного мыслительного типа позитивно (т.е. продуктивно). Оно ведет или к новым фактам, или к общим концепциям разнообразного, не связанного между собой, опытного материала. В большинстве случаев оно носит прогрессирующий или творческий характер, но если доминирующей функцией становится не мышление, а другая функция, то мышление принимает негативный характер.

 

4.2.2 ЧУВСТВУЮЩИЙ ТИП:

 

Юнг разделяет экстравертное  чувство на позитивное и негативное. Если люди ходят в театр, на концерт или в церковь - все это относится к позитивным чувствам. Но если объект приобретает преувеличенное влияние, то позитивное влияние утрачивается и превращается в негативное чувство.

Наибольшее количество представителей экстравертного чувствующего типа, по мнению Юнга, встречаются среди женщин.

 Наиболее наглядно это проявляется в выборе объекта любви. Юнг пишет: «любят подходящего мужчину, а не какого-нибудь другого; он является подходящим не потому, что  он вполне отвечает субъективному скрытому существу женщины, - в большинстве случаев она об этом совершенно не знает, - а потому, что он отвечает всем разумным требованиям в отношении сословия, возраста, имущественного состояния, значительности и почтенности своей семьи». Такие женщины бывают хорошими женами и хорошими матерями, но до тех пор, пока чувству не будет мешать мышление. Поэтому мышление у этого типа по возможности подавляется. То чего женщина не может чувствовать, она не может и мыслить сознательно. При выходе компенсирующего мышления из сферы бессознательного у женщин наблюдаются моменты, когда то, что они больше всего ценили, совершенно утрачивает свою ценность. При этом у женщин наблюдаются неврозы в виде истерии «с характерным для нее инфантильно-сексуальным миром бессознательных представлений».

4.2.3.ОЩУЩАЮЩИЙ ТИП:

 

      В экстравертной  установке ощущение зависит   от объекта, определяется преимущественно  объектом, его сознательным применением.  Те объекты, которые вызывают  наиболее сильное ощущение, являются  решающими, по мнению Юнга, для  психологии индивида. «Ощущение  есть жизненная функция, наделенная  самым сильным жизненным влечением.  Если объект вызывает ощущение, значит, он является значимым  и вступает в сознание как  объективный процесс. Субъективная  же сторона ощущения задержана  или вытеснена

 Человек, принадлежащий  к экстравертному ощущающему  типу, в течение всей жизни  накапливает опыт о реальном  объекте, но как правило, не использует его. Ощущение лежит в основе его жизнедеятельности, является конкретным проявлением его жизни, его желания направлены на конкретные наслаждения и означает для него «полноту действительной жизни». Реальность для него состоит в конкретности и действительности, а все, что стоит выше этого «допускаются лишь постольку, поскольку они усиливают ощущение». Все мысли и чувства, приходящие изнутри, он всегда сводит к объективным основам. Даже в любви он основывается на чувственных прелестях объекта.

          Но чем больше ощущение преобладает, тем неприятнее становится этот тип: он превращается «или в грубого искателя впечатлений, или в беззастенчивого, рафинированного эстета».

4.2.4.ИНТУИТИВНЫЙ ТИП:

 

Интуиция в экстравертной  установке не является только восприятием  или созерцанием, а представляет собой активный, творческий  процесс, который с такой же степенью влияет на объект, с какой и он.

Одной из функций интуиции является «передача образов или  наглядных представлений об отношениях и обстоятельствах, которые с  помощью других функций или совсем непостижимы, или могут быть достигнуты лишь на далеких, окольных путях».

 Интуитивный тип при  передаче окружающей его действительности  постарается описать не фактичность  материала, в отличие от ощущения, а ухватить наибольшую полноту  событий, опираясь на непосредственное  чувственное ощущение, а не на  сами ощущения.

Для интуитивного типа каждая жизненная ситуация оказывается  замкнутой, гнетущей, и задача интуиции - найти выход из этого вакуума, постараться его отомкнуть.

          Этот тип направлен на будущее, он постоянно находится в поисках чего-либо нового, но как только это новое  достигнуто и не видно дальнейшего прогресса, то он сразу теряет всяких интерес, становится безразличным и хладнокровным.

Чаще эти люди становятся во главе кого-либо начинания, максимально  используют все возможности, но как правило, не доводят дело до конца. Они растрачивают свою жизнь на других, а сам остается у разбитого корыта. 

 

 

4.3. Интровертный тип.

 

Интровертный тип отличается от экстравертного тем, что он ориентируется преимущественно не на объект, а на субъективные данные. У него между восприятием объекта и его собственным действием вклинивается субъективное мнение, «которое мешает действию принять характер, соответствующий объективно данному».

Как и экстравертная установка  интровертная  имеет в своей основе наследственную психологическую структуру, которая присуща каждому индивиду от рождения.

Незнакомые, новые объекты  вызывают у интровертного типа страх и недоверие. Он боится попасть под власть объекта, вследствие чего у него развивается трусость, мешающая отстаивать себя и свое мнение.

 

 

4.3.1 МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП:

         Интровертное мышление ориентируется на субъективный фактор, т.е. имеет такую внутреннюю направленность, которая в итоге определяет суждение.

В отличие от экстравертного мыслительного типа, который оперирует  фактами,  интровертный тип ссылается на субъективные факторы.  Он находится под влиянием идей, которые вытекают, но не из объективного данного, а из субъективной основы. Такой человек будет следовать своим идеям, но не ориентируясь на объект, а ориентируясь на внутреннюю основу. Он стремиться к углублению, а не к расширению. Объект для него никогда не будет иметь высокую цену и в худшем случае он будет окружен ненужными мерами предосторожности.

            Человек этот типа молчалив, а когда говорит, чаще наталкивается на людей, которые его не понимают. Если же его случайно однажды поймут, «тогда он впадает в легковерную переоценку». В семье он чаще становится жертвой честолюбивых женщин, умеющих эксплуатировать, или же он остается холостяком «с сердцем ребенка».

Человек интровертного типа любит одиночество и думает, что уединение защитит его от бессознательных воздействий. Однако это еще больше уводит его в конфликт, который внутренне его изнуряет. 

 

4.3.2.ЧУВСТВУЮЩИЙ ТИП:

 

Как и мышление интровертное чувство в основе своей определено субъективным фактором. По мнению Юнга, чувство имеет негативный характер и его внешнее проявление идет в негативном, отрицательном смысле. Интровертный чувствующий тип встречается, главным образом, среди женщин. Он характеризует их следующим образом: «...они молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрыты под детской или банальной маской, нередко так же отличаются меланхолическим характером». Хотя внешне такой человек выглядит как полностью уверенный в себе, умиротворенный и спокойный, но его истинные мотивы в большинстве случаев остаются скрытыми. Его холодность и сдержанность является поверхностной, а истинное чувство развивается вглубь.

При нормальных условиях этот тип приобретает некую таинственную силу, которая способна очаровать  экстравертного мужчину, т.к. оно затрагивает  его бессознательное. Но при акцентуации  «слагается тип женщины, известный  в неблагоприятном смысле своим  беззастенчивым честолюбием и коварной жестокостью».  

 

4.3.3.ОЩУЩАЮЩИЙ ТИП:

 

Ощущение в интровертной установке имеет субъективный характер, т.к. радом с объектом, который ощущается, стоит субъект, который ощущает и который «привносит к объективному раздражению субъективное расположение». Такой тип чаще всего встречается среди художников.

 Человек интровертного ощущающего типа передает образ, который не воспроизводит внешнюю сторону объекта, а обрабатывает его в соответствии с его субъективным опытом и воспроизводит в соответствии с ним.

 Внешне этот тип   производит впечатление спокойного, пассивного человека с разумным  самообладанием. Это происходит  вследствие его не соотнесенности  с объектом. Но внутри этот  человек - философ, задающий себе  вопросы о смысле жизни, назначении  человека и т.д. 

 

4.3.4.ИНТУИТИВНЫЙ ТИП:

 

Интуиция в интровертной установке направлена на внутренние объекты, которые представляются в виде субъективных образов. Эти образы не встречаются во внешнем опыте, а являются содержанием бессознательного. По мнению Юнга, они являются содержанием коллективного бессознательного, следовательно, не доступны онтогенетическому опыту. Человек интровертного интуитивного типа, получив раздражение от внешнего объекта, не останавливается на воспринятом, а пытается определить что было вызвано внешним внутри объекта. Интуиция идет дальше ощущения, она как бы старается заглянуть дальше, за ощущение, и воспринять внутренний образ, вызванный ощущением.

          Отличие   экстравертного интуитивного типа от интровертного состоит в том, что первое выражает безразличие по отношению к внешним объектам, а последние  к внутренним; первое чувствует новые возможности и шагает от объекта к объекту, второе переходит от образа к образу, ища новые заключения и возможности.

По мнению Юнга, тот человек, который является интровертным интуитивным типом, представляет собой мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника, с другой стороны. Интровертный интуитив больше всего вытесняет ощущения объекта, т.к. «в его бессознательном имеется компенсирующая экстравертная функция ощущения, отличающаяся архаическим характером». Но при актуализации сознательной установки наступает полное подчинение внутреннему восприятию. Тогда возникают навязчивые ощущения привязанности к объекту, которые сопротивляются сознательной установке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Каждая из двух общих установок, интроверсия и экстраверсия, проявляет себя в индивиде особым образом, через преобладание одной из четырех основных функций. Строго говоря, не существует чистых и неразложимых интровертов и экстравертов, а есть только интровертные и экстравертные функциональные типы (функции-типы), такие как мыслительные типы, ощущающие типы и так далее. Существует, таким образом, по крайней мере, восемь ясно различаемых типов. Очевидно, что можно при желании увеличить это число, если, скажем, каждую из функций разложить на три подгруппы, что было бы возможным эмпирически. Можно, например, легко разделить мышление на три хорошо известные формы: интуитивное и спекулятивное, логическое и математическое, эмпирическое и позитивное. Сходные подгруппы могут быть образованы и для других функций, например в случае интуиции, имеющей как интеллектуальный, так и эмоциональный и сенсорный аспект. На этом уровне может быть образовано большое число типов, каждое новое подразделение становится все возрастающее утонченным.

                 Сам К.Г. Юнг в своей работе говорил, что описанные им типы в чистом  виде встречаются в  повседневной  жизни.  Он  призывал  относиться  к  ним  как  к Гальтоновским семейным фотографиям, накопляющим общую и поэтому типичную черту. Но, тем не менее, его работа оказала значительное влияние  на  развитие

как психологии в целом, так  стала и источником, из  которого  возникли  новые науки, такие как соционика в частности. С помощью изучения  различных  типов людей мы можем прогнозировать их типичные взаимоотношения, будем  знать  как лучше построить свое отношение к другому человеку, и даже будем более  полно

понимать другого  человека. 

В  данный  момент  в  психологии  существует  ветвь,  которая  занимается

исключительно  психологией  здоровых   людей,   и   называется   эта   ветвь валиеологией. Переоценить значение работы К.Г. Юнга о психологических типах людей для данного направления в психологии попросту говоря невозможно.

 

 

 

Список  использованной литературы.

1. Юнг К.Г. «Психологические типы» под общей редакцией

В. Зеленского.- Москва,: «Прогресс - Универс», 1995 г.;179-216с.

2. Юнг К.Г. «Аналитическая психология. Прошлое и Настоящее». -   Москва, 1995 г.;134-150с.

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности» 2-е издание.- Санкт - Петербург,

1997 г.;11-250 с.

  1. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. Пособие для вузов. – М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 440 с.

  1. Новиков Ю.В. «Природа человека». - Москва., 1991;  215с.
  2. Фрейд З. «О клиническом психоанализе». – МОСКВА.,1995.; 345 С.
  3. Спиркин А.Г.» Сознание и самосознание». -  Москва., 1972.; 25-26 С.

 

 

 

 

 


Информация о работе Карл Юнг. Типы личности