Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:56, контрольная работа
Цель данной работы рассмотрение категорий материалистической диалектики.
Задачи данной работы:
1. отразить сущность диалектики;
2. дать понятие объективного и субъективного характера категорий диалектики;
3. рассмотреть категории материалистической диалектики – это материя, сознание, движение, время, пространство, качество и количество, противоречие, причины и следствия, необходимость и случайность, содержания и форма.
1 Введение……………………………………………………………………3
2 Объективный и субъективный характер категорий диалектики……….5
3 Категории диалектики…………………………………………………….8
4 Заключение………………………………………………………………..14
5 Список использованной литературы…………………………………….15
План
1 Введение…………………………………………………………
2 Объективный и субъективный характер категорий диалектики……….5
3 Категории диалектики…………………………
4 Заключение……………………………………………………
5 Список использованной
Введение
Дух философии – вечный поиск, вечное напряжение. «Мыслю, следовательно существую», - провозглашал в XVIIв. Р.Декарт. «Знание – сила», - утверждал его старший современник Ф,Бэкон.
Философы Запада и Востока, мыслители древности и Нового времени, опираясь на социальный и духовный опыт своей эпохи и на опыт всей человеческой истории, разгадывали по сути одну великую тайну – тайну человеческого бытия, неповторимости, безвозвратности человеческой жизни. Познавая человека, философия познавала весь бесконечный и вечный мир.
За три тысячелетия
своей истории философия
Цель данной работы рассмотрение категорий материалистической диалектики.
Задачи данной работы:
В ходе исследования этой темы были использованы учебные пособия: по философии под редакцией Спиркина Н.Г. и Кохановского В.П.
В результате данной работы можно сделать вывод, что категории возникают на базе многократного повторения практических действий над предметами посредством орудий труда. Они представляют собой всеобщие определенности бытия и познания, практически освоенные в активной социальной деятельности.
Объективный и субъективный характер категорий диалектики
Материалистическая диалектики является методом мышления, ведущим к достижению новых результатов, потому что она вскрывает объективные закономерности движения самого предмета. Чтобы познать объективную истину, мысль должна следовать законам, определяемым самим реальным миром.
И так, диалектика1 – это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанной на этом учение универсальный метод мышления действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики:
1. античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель);
2. немецкая классическая,
которая была разработана
3. материалистическая, основы
которой были заложены К.Марксо
Какую бы историческую форму диалектика не принимала, в центре ее внимания всегда была проблема развития.
Материалистическая диалектика
как научная развивающаяся
Элементы диалектики
представляют собой целостную, развивающуюся,
субординированную систему
Категории возникают на базе многократного повторения практических действий над предметами по средством орудий труда. Они представляют собой всеобщее определенности бытия и познания практически освоенные в активной социальной деятельности.
Категории диалектики будучи отражением реального мира в сознание человека, имеют объективный характер, т.е. не являются плодом выдумки, фантазии человека, а отражаю то, что существует в природе и обществе, независимо от воли и сознания людей. Они являются не «пособием» человека, а выражением всеобщих закономерностей природы и общества. Объект всех категорий один – реальный мир. Различные философские категории позволяют увидеть его каждый раз с новой стороны, представляют собой своеобразные его «срезы». Каждая категория имеет свое специфическое содержание соответственно тому какие аспекты, моменты объективной реальности и познания выражаются в ней.
Вместе с тем категории субъект
Поскольку в окружающим нас мире все явления взаимодействуют, изменяются, развиваются, то и категории диалектики неразрывно связаны между собой, представляют целостную динамичную систему. В этой системе они расположены не произвольно, а находятся в отношении субординации, выведены одна из другой путем восхождения от абстрактного к конкретному, от простого к сложному в процессе диалектического отражения развивающейся действительности. В процессе все более полного и глубоко отражения последний происходит как обогащение содержания давно известных категорий (качества, движения, противоречия и др.), так и возникновение новых понятий (система, структура, элемент), которые будучи доведенными до определенной философской «кондиции» могут быть включены в содержание диалектики.
Следовательно, категории материалистической диалектики как Логики и теории познания в их развивающейся системе имеют:
Категории диалектики
Основные категории материалистической диалектики – материя, сознание, движение, время, пространство, качество и количество, противоречие, причины и следствия, необходимость и случайность, содержание и форма – являются универсальными, предельно общими, и применимы, поэтому ко всем без исключения действительности.
1.Материя. У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего, поэтому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятие материя. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одно из вещей, существующих наряду с другими.
Материя- это нереальная возможность всех форм, а действительное их бытие3. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.
Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общие, что объединяет все в мире. Один из атрибутов материи – ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Исследуя фундамент материи, современная физика открыла всеобщую превращаемость элементарных частиц. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изменений. Превращение механического движения вследствие трения приводит к накоплению внутренней энергии тела, к усиления теплового движения его молекул. Тепловое движение в свою очередь может превратиться в излучение. Закон сохранения и превращения энергии гласит: какие бы процессы превращения не происходили в мире, общее количество массы и энергии останется неизменным. Любой материальный объект существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром
Принцип не уничтожимости и несотворимости материи имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, как законы сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы которые происходят в различных областях природы.
2. Движение – это способ существования сущего. Быть – значит быть в движении, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир слагается и разлагается, он не когда не бывает чем-то законченным. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не производится из вне, оно абсолютно, непреложно и всеобще проявляясь в виде конкретных форм движения. Каждой форме движения присущ определенный носитель – субстанция. Так, элементарные частицы являются носителями разнообразных процессов взаимопревращений, элементы атомного ядра – носителями ядерной формы движения, элементы атома – носителями внутриатомной формы движения, элементы молекул и молекулярных соединений – носителями химической формы движения, и т.д. вплоть до социальной формы, которая в ряду известных форм движения является высшей.
Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи. Понятия движения отдельного тела – чистая бессмыслица. Таким образом, для изучения движения какого-либо объекта нужно найти систему отчета – другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение.
3.Пространство и время. Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены в не друг друга и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образуют структуру пространства.
Явления характеризуется длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью зимой и весной летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время – это форма координации сменяющихся объектов и их состояний4. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образуют структуру времени.
Пространство и время – это всеобщее формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они – формы бытия всех предметов и процессов которые были, есть и будут в бесконечном мире пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно – направление от прошлого через настоящее к будущему.
Таким образом, пространство и время существуют объективно, их существование независимо от сознания. Их свойства и закономерности так же объективны, не являются порождением всегда субъективной мысли человека.
4. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает общий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона качество, количество, мера, скачок.
Качество – это целостная характеристика функционального единства существенных свойств объекта, его внутренний и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия от других объектов, а также сходство с ними. Это значит, что качество неотъемлемо от предмета. Данный предмет, теряя свое качество, перестает существовать. Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Целостность свойств и есть качество. Свойства – это определенная сторона качества объекта. Свойства объекта обусловлено его структурой, строением, внешними и внутренними взаимодействиями его элементов.
С целью установления количественной определенности предмета рассматривают составляющие его элементы – пространственные размеры, скорость изменения, степень развития с определенным эталоном как единицы счета и измерения. Чем сложнее явление, тем труднее его подвергать изучению с помощью количественных методов.
Мера выражает единство качество и количество. Мера – это соразмерность. Она может содержать в себе определенные нормативные черты: в морали – знание меры во всем, умеренность, скромность; в эстетике – симметрия, пропорция, например грация – это свободно организованная гармония, мерность движения. На основе строгого соблюдения меры строится ритм, мелодия, гармония в музыке.
Мера выражает единство количества и качества применительно к предметам, для которых характерно просто превращение, изменение в пределах данного уровня организации материи. Переходы от одного качества к другому Гегель называл узловой линией мер. Границы этих мер далеко не всегда четко фиксированы, а порой и не установлены.
Переход от старого качества к новому выражается в скачке, перерыве постепенности в развитии. Процесс развития сочетает в себе единство не прерывного и прерывного. Непрерывность в развитии системы выражает её относительную устойчивость, качественную определенность, а прерывность – ее переход в новые качества.
Скачок есть процесс коренного изменения данного качества, надлом старого и рождение нового. В процессе развития имеют место как правило, два основных типа скачка в зависимости от того, в каком темпе они происходят: скачки, протекающее в быстром темпе и бурно (скачки «с взрывом»), и скачки осуществляющиеся постепенно. Для скачков первого типа характерны резко выраженные границы перехода, большая интенсивность, высокая скорость процесса. При постепенном переходе происходит последовательное количественное и качественное изменение отдельных элементов структуры, усиление одних свойств и ослабление других.