Категории диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:56, контрольная работа

Описание

Цель данной работы рассмотрение категорий материалистической диалектики.
Задачи данной работы:
1. отразить сущность диалектики;
2. дать понятие объективного и субъективного характера категорий диалектики;
3. рассмотреть категории материалистической диалектики – это материя, сознание, движение, время, пространство, качество и количество, противоречие, причины и следствия, необходимость и случайность, содержания и форма.

Содержание

1 Введение……………………………………………………………………3
2 Объективный и субъективный характер категорий диалектики……….5
3 Категории диалектики…………………………………………………….8
4 Заключение………………………………………………………………..14
5 Список использованной литературы…………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

контрольня работа по философии.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)


План

1 Введение……………………………………………………………………3

2 Объективный и субъективный характер категорий диалектики……….5

3 Категории диалектики…………………………………………………….8

4 Заключение………………………………………………………………..14

5 Список использованной литературы…………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дух философии – вечный поиск, вечное напряжение. «Мыслю, следовательно  существую», - провозглашал в XVIIв. Р.Декарт. «Знание – сила», - утверждал его старший современник Ф,Бэкон.

Философы Запада и  Востока, мыслители древности и Нового времени, опираясь на социальный и духовный опыт своей эпохи и на опыт всей человеческой истории, разгадывали по сути одну великую тайну – тайну человеческого бытия, неповторимости, безвозвратности человеческой жизни. Познавая человека, философия познавала весь бесконечный и вечный мир.

За три тысячелетия  своей истории философия глубоко  разработала мощные орудия познания – логику, диалектику и методологию  мысли, что составляет величайшую ценность культуры, наследуемую поколениями  так же, как наследуется язык, нормы общественной морали, высшие эстетические ценности.

Цель данной работы рассмотрение категорий материалистической диалектики.

Задачи данной работы:

  1. отразить сущность  диалектики;
  2. дать понятие объективного и субъективного характера категорий диалектики;
  3. рассмотреть категории материалистической диалектики – это материя, сознание, движение, время, пространство, качество и количество, противоречие, причины и следствия, необходимость и случайность, содержания и форма.

В ходе исследования этой темы были использованы учебные пособия: по философии под редакцией Спиркина Н.Г. и Кохановского В.П.

В результате данной работы можно сделать вывод, что категории  возникают на базе многократного  повторения практических действий над  предметами посредством орудий труда. Они представляют собой всеобщие определенности бытия и познания, практически освоенные в активной социальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объективный и  субъективный характер категорий диалектики

Материалистическая диалектики является методом мышления, ведущим к достижению новых результатов, потому что она вскрывает объективные закономерности движения самого предмета. Чтобы познать объективную истину, мысль должна следовать законам, определяемым самим реальным миром.

И так, диалектика1 – это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанной на этом учение универсальный метод мышления действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики:

1. античная, которая была  наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель);

2. немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно  глубоко Гегелем;

3. материалистическая, основы  которой были заложены К.Марксом и Ф.Энгельсом.

Какую бы историческую форму  диалектика не принимала, в центре ее внимания всегда была проблема развития.

Материалистическая диалектика как научная развивающаяся система  знания строится в строгом соответствии с системой универсальных всеобщих законов развитии объективного мира.

Элементы диалектики представляют собой целостную, развивающуюся, субординированную систему категорий, законов и принципов, которые  в своей совокупности отражают единство, целостность развивающегося реального  мира в его всеобщих характеристиках.

Категории возникают  на базе многократного повторения практических действий над предметами по средством  орудий труда. Они представляют собой  всеобщее определенности бытия и  познания практически освоенные  в активной социальной деятельности.

Категории диалектики будучи отражением реального мира в сознание человека, имеют объективный характер, т.е. не являются плодом выдумки, фантазии человека, а отражаю то, что существует в природе и обществе, независимо от воли и сознания людей. Они являются не «пособием» человека, а выражением всеобщих закономерностей природы и общества. Объект всех категорий один – реальный мир. Различные философские категории позволяют увидеть его каждый раз с новой стороны, представляют собой своеобразные его «срезы». Каждая категория имеет свое специфическое содержание соответственно тому какие аспекты, моменты объективной реальности и познания выражаются в ней.

Вместе с тем категории субъективны2 в том смысле, что представляют собой ступени выделения человека из природы, т.е. ступени познания мира. Категории диалектики с одной стороны, характеризуют всеобщее свойства реальных предметов, а с другой – являются логическими формами, в которых фиксируется знание от данных предметах. Поэтому субъективный характер категорий выражается так же в том, что они являются абстракциями, отвлечениями от объективной действительности и представляют собой сокращения бесконечной массы частностей внешнего мира и деятельности.

Поскольку в окружающим нас мире все явления взаимодействуют, изменяются, развиваются, то и категории диалектики неразрывно связаны между собой, представляют целостную динамичную систему. В этой системе они расположены не произвольно, а находятся в отношении субординации,  выведены одна из другой путем восхождения от абстрактного к конкретному, от простого к сложному в процессе диалектического отражения развивающейся действительности. В процессе все более полного и глубоко отражения последний происходит как обогащение содержания давно известных категорий (качества, движения, противоречия и др.), так и возникновение новых понятий (система, структура, элемент), которые будучи доведенными до определенной философской «кондиции» могут быть включены в содержание диалектики.

Следовательно, категории  материалистической диалектики как Логики и теории познания в их развивающейся системе имеют:

  1. онтологическое значение, поскольку являются отражением входе практики связей и отношений объективной действительности в ее целостности и развитии, выражают ее всеобщие закономерности;
  2. гносеологическая значение, поскольку выступают этапами процесса познания, дают самую общую картину этого процесса;
  3. логическое значение, поскольку являются формами мышления;
  4. методологическое значение, поскольку представляют собой способ движения мысли от незнания к знанию, от менее глубокого знания к более глубокому, более полному;
  5. мировоззренческое значение, поскольку в них выражена определенная система взглядов на мир, которая дает диалектико-материалистическое понимание происходящих в нем событий и соответствующим образом ориентирует людей в их жизни;
  6. «практически-действенное» значение, поскольку взятые в их системе категории диалектики есть всеобщее регулятивы не только познания, но и изменения мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категории диалектики

Основные категории материалистической диалектики – материя, сознание, движение, время, пространство, качество и количество, противоречие, причины и следствия, необходимость и случайность, содержание и форма – являются универсальными, предельно общими, и применимы, поэтому ко всем без исключения действительности.

1.Материя. У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего, поэтому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятие материя. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одно из вещей, существующих наряду с другими.

Материя- это нереальная возможность всех форм, а действительное их бытие3. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общие, что объединяет все в мире. Один из атрибутов материи – ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Исследуя фундамент материи, современная физика открыла всеобщую превращаемость элементарных частиц. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изменений. Превращение механического движения вследствие трения приводит к накоплению внутренней энергии тела, к усиления теплового движения его молекул. Тепловое движение в свою очередь может превратиться в излучение. Закон сохранения и превращения энергии гласит: какие бы процессы превращения не происходили в мире, общее количество массы и энергии останется неизменным.  Любой материальный объект существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром

Принцип не уничтожимости и несотворимости материи имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, как законы сохранения массы, энергии, заряда, четности  и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы которые происходят в различных областях природы.

2. Движение  – это способ существования сущего. Быть – значит быть в движении, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир слагается и разлагается, он не когда не бывает чем-то законченным. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не производится из вне, оно абсолютно, непреложно и всеобще проявляясь в виде конкретных форм движения. Каждой форме движения присущ определенный носитель – субстанция. Так, элементарные частицы являются носителями разнообразных процессов взаимопревращений, элементы атомного ядра – носителями ядерной формы движения, элементы атома – носителями внутриатомной формы движения, элементы молекул и молекулярных соединений – носителями химической формы движения, и т.д. вплоть до социальной формы, которая в ряду известных форм движения является высшей.

Движение любой вещи осуществляется только в отношении  к некоторой другой вещи. Понятия  движения отдельного тела – чистая бессмыслица. Таким образом, для  изучения движения какого-либо объекта нужно найти систему отчета – другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение.

3.Пространство и время. Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены в не друг друга и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образуют структуру пространства.

Явления характеризуется  длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью зимой и весной летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время – это форма координации сменяющихся объектов и их состояний4. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний  образуют структуру времени.

Пространство и время  – это всеобщее формы существования, координации объектов. Всеобщность  этих форм бытия заключается в  том, что они – формы бытия  всех предметов и процессов которые  были, есть и будут в бесконечном мире пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно – направление от прошлого через настоящее к будущему.

Таким образом, пространство и время существуют объективно, их существование независимо от сознания. Их свойства и закономерности так же объективны, не являются порождением всегда субъективной мысли человека.

4. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает общий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона качество, количество, мера, скачок.

Качество – это целостная характеристика функционального единства существенных свойств объекта, его внутренний и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия от других объектов, а также сходство с ними. Это значит, что качество неотъемлемо от предмета. Данный предмет, теряя свое качество, перестает существовать. Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Целостность свойств и есть качество.  Свойства – это определенная сторона качества объекта. Свойства объекта обусловлено его структурой, строением, внешними и внутренними взаимодействиями его элементов.

С целью установления количественной определенности предмета рассматривают составляющие его элементы – пространственные размеры, скорость изменения, степень развития с определенным эталоном как единицы счета и измерения. Чем сложнее явление, тем труднее его подвергать изучению с помощью количественных методов.

Мера выражает единство качество и количество. Мера – это соразмерность. Она может содержать в себе определенные нормативные черты: в морали – знание меры во всем, умеренность, скромность; в эстетике – симметрия, пропорция, например грация – это свободно организованная гармония, мерность движения. На основе строгого соблюдения меры строится ритм, мелодия, гармония в музыке.

Мера выражает единство количества и качества применительно  к предметам, для которых характерно просто превращение, изменение в  пределах данного уровня организации материи. Переходы от одного качества к другому Гегель называл узловой линией мер. Границы этих мер далеко не всегда четко фиксированы, а порой и не установлены.

Переход от старого качества к новому выражается в скачке, перерыве постепенности в развитии. Процесс развития сочетает в себе единство не прерывного и прерывного. Непрерывность в развитии системы выражает её относительную устойчивость, качественную определенность, а прерывность – ее переход в новые качества.

Скачок есть процесс коренного изменения данного качества, надлом старого и рождение нового. В процессе развития имеют место как правило, два основных типа скачка в зависимости от того, в каком темпе они происходят: скачки, протекающее в быстром темпе и бурно (скачки «с взрывом»), и скачки осуществляющиеся постепенно. Для скачков первого типа характерны резко выраженные границы перехода, большая интенсивность, высокая скорость процесса. При  постепенном переходе происходит последовательное количественное и качественное изменение отдельных элементов структуры, усиление одних свойств и ослабление других.

Информация о работе Категории диалектики