Категории диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:56, контрольная работа

Описание

Цель данной работы рассмотрение категорий материалистической диалектики.
Задачи данной работы:
1. отразить сущность диалектики;
2. дать понятие объективного и субъективного характера категорий диалектики;
3. рассмотреть категории материалистической диалектики – это материя, сознание, движение, время, пространство, качество и количество, противоречие, причины и следствия, необходимость и случайность, содержания и форма.

Содержание

1 Введение……………………………………………………………………3
2 Объективный и субъективный характер категорий диалектики……….5
3 Категории диалектики…………………………………………………….8
4 Заключение………………………………………………………………..14
5 Список использованной литературы…………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

контрольня работа по философии.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

5. Причина  и следствие. Взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи, который действует во всех самоорганизующихся системах, где происходят восприятие, хранение, переработка и использование информации. Причина выступает как активное и первичное по отношению к следствию. Причины могут быть объективными и субъективными. Объективные причины осуществляются помимо воли и сознания людей. Субъективные причины заключены в целенаправленных действиях людей их решимости, организованности, опыте, знании5.

Для того чтобы причина  вызывала следствие, требуются определенные условия. Условия – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие. От характера условий зависят способ действия данной причины и природа следствия. Изменяя условия, можно изменять и способ действия причины, и характер следствия.

6.Содержания и формы. Каждый объект как-то оформлен, структурно организован, содержателен. Содержание – это то, что составляет сущность объекта, единство всех его составных элементов, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержании входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей.

Форма и содержание едины: нет и не может быть бесформенного содержания и формы, лишенной содержания. Их единство выявляется в том, что определенное содержание «облачается» в определенную форму. Ведущей стороной как правило является содержание: форма организации зависит от того, что организуется. Изменение обычно начинается с содержания. Входе развития содержания неизбежен период, когда старая форма перестает соответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его дальнейшее развитие. Наступает конфликт между формой и содержанием, который разрешается путем ломки устаревшей формы и возникновения формы, соответствующей новому содержанию.

Единство формы и  содержания предполагает их относительную  самостоятельность и активную роль формы по отношению к содержанию.

Таким образом, можно  сделать вывод категории взаимосвязаны  между собой и в определенных условиях переходят друг в друга: случайное становится не обходимым, единичное – общим, количественные изменения влекут за собой изменение  качества, следствие превращается в причину. Это текучая взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной контрольной  работе были рассмотрены категории  диалектики, дано понятие их объективного и субъективного характера и сущности.

Таким образом, подводя  итог работы, можно сделать вывод, что являясь результатом отражения  объективного мира в процессе его  практического преобразования категории  становятся средством познания действительности с целью её дальнейшего более широкого и более глубокого преобразования. Все категории являются категориями историческими, так что не существует и не может существовать какой-нибудь одной неподвижной системы категорий, данной раз и навсегда. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории, а старые наполняются новым содержанием. Любая категория в реальном процессе человеческого познания, в науке  существует только в системе категорий и через нее.

Следовательно, категории  играют большую методологическую роль в науке. Без них вообще невозможно научное мышление не в одной области знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вызов. – М.: Гардарики, 2002 – 368с.
  2. Философия: учеб. Пособие для высших учебных заведений./ Отв. Ред. В.П. Кохановский. – Изд. 16-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 574с.

1 Философия: учеб. Пособие для высших учебных заведений./Отв. Ред. В.П.Кохановский. – Изд. 16-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.- стр. 132.

2 Философия: учеб. Пособие для высших учебных заведений./Отв. Ред. В.П.Кохановский. – Изд. 16-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.- стр. 134

3 Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2002. – стр. 19

4 Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2002. – стр. 23

5  Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2002. – стр. 38


Информация о работе Категории диалектики