Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:57, контрольная работа
Цель: рассмотреть понятие категории, изучить категории диалектики.
Задачами написания работы является рассмотрение следующих вопросов:
1. Категории диалектики
2. Часть - целое
3.Форма и содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Категории, выражающие преимущественно всеобщие связи
бытия: ………………………………………………………………………4
1.1.Категории диалектики…………………………………………………4
1.2.Часть-целое..……………………………………………………………..7
1.3.Формы и содержания…………………………………………………...9
ГЛАВА 2. Категории, выражающие преимущественно изменчивость
бытия:………………………………………………………………………11
2.1 Причины следствия…………………………………………………..11
2.2 Необходимость и случайность………………………………………...13
2.3 Сущность и явления………………………………………………….14
2.4 Возможность и действия…………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Категории,
выражающие преимущественно всеобщие
связи
бытия: ………………………………………………………………………4
1.1.Категории диалектики…………………………………………………
1.2.Часть-целое..…………………………………
1.3.Формы и содержания………………………………………………….
ГЛАВА 2. Категории,
выражающие преимущественно изменчивость
бытия:………………………………………………………………
2.1 Причины следствия………………………………………………….
2.2 Необходимость и случайность………………………………………...1
2.3 Сущность и явления………………………………………………….14
2.4 Возможность и действия…………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………18
ВВЕДЕНИЕ
Диалектика (греч.-искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин “диалектика” в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий [6,12]. Платон называл диалектику как логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину диалектике дурной оттенок, называя диалектику как искусство представлять ложное и сомнительное за истинное [2,23], мегарцы диалектику называли искусство спора. Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В средние века в философии термин “диалектика” употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл как особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении “логика”, а иногда под ней подразумевали искусство дискутирования.
В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой [5,66].
По Гегелю, диалектика — это своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике.[3,.70]. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка[3, 11].
Цель: рассмотреть понятие категории, изучить категории диалектики.
Задачами написания работы является рассмотрение следующих вопросов:
1. Категории диалектики
2. Часть - целое
3.Форма и содержание
4. Причины и следствия
5. Необходимость и случайность
6. Сущность и явления
7. Возможность и
действия
ГЛАВА1.Категории,
выражающие преимущественно всеобщие
связи
бытия
1.1 Категории
диалектики
Категория - это наиболее общее понятие (универсальная форма человеческого мышления), в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления. Т.е. как форма знания- она раскрывает существенные связи объективного мира, как форма познания - она отражает не только связи объективного мира, но и субъекта и процесса их взаимодействия, как форма мышления - она раскрывает связи мыслительных форм субъекта. Категории объективны по содержанию, но субъективны по форме [18].
Любая наука,
какую бы область материальной действительности
она ни изучала, представляет собой не
только систему законов, но и определенных
категорий, то есть наиболее общих понятий,
которые вырабатываются в ходе развития
каждой науки и являются ее фундаментом,
основой.
Философские категории
– это такие понятия, которые отражают
общие черты и связи, стороны и свойства
действительности. Это, прежде всего категории
материи и сознания, а также движения,
пространства и времени. Такие категории,
как противоречие, количество, качество,
скачок, отрицание, отдельное и общее,
содержание и форма, сущность и явление,
причина и следствие, необходимость и
случайность, возможность и действительность.
Изучение этих категорий существенно
дополняет наши представления о всеобщем
развитии и связях материального мира,
об основных законах диалектики [ 1,524].
Законы и категории диалектики взаимосвязаны. Изучая основные законы диалектики, мы видим, что они представляют в сущности отношение, связь категорий. Например, закон перехода количественных изменений в качественные выражает определенную связь категорий количества и качества. Поэтому без знания категорий невозможно уяснить и законы. С другой стороны, знание законов позволяет понять сущность категорий диалектики. Так, закон единства и борьбы противоположностей дает возможность раскрыть действительный смысл таких противоположных категорий, как содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и т. д. Категории диалектики являются итогом, обобщением многовекового опыта людей, их трудовой деятельности и познания.
Соприкасаясь в процессе практической деятельности с предметами и явлениями мира, познавая их, человек выделял в них существенное общее, а результаты выделения фиксировал в категориях, понятиях. Категории причины и следствия, содержания и формы и другие формировались в сознании по мере того, как человек миллиарды раз практически сталкивался с объективно существующими причинами и следствиями, содержанием и формой конкретных материальных тел и другими важнейшими сторонами действительности. Таким образом, категории представляют результат практической и познавательной деятельности человека, являются ступеньками познания человеком окружающего мира.
Являясь итогом практики и познания, категории материалистической диалектики имеют огромное значение для практической и познавательной деятельности. Будучи ступеньками в познании, они помогают людям разобраться в сложной сети явлений природы и общества, раскрыть взаимную связь и зависимость вещей, определенный порядок, закономерность их развития и в соответствии с этим успешно действовать на практике.
Диалектика, раскрывая сущность категорий, источники их возникновения, прежде всего, подчеркивает их объективный характер. Источником категорий являются вне человека существующие предметы и явления, наиболее общие, существенные черты которых они и отражают. Одной важнейшей чертой категорий с точки зрения марксистской диалектики является их взаимосвязь, изменчивость, подвижность. Эти черты категорий отражают единство самого материального мира, всеобщую связь и взаимодействие его предметов и явлений. Связь категорий настолько тесна, что при некоторых условиях они могут переходить, превращаться друг в друга: причина становится следствием, а следствие - причиной, необходимость становится случайностью, а случайность – необходимостью. Но категории не только взаимосвязаны, но и изменчивы, подвижны. Отражая постоянно развивающийся материальный мир, они и сами изменяются. Метафизики извращают диалектическую природу категорий. Они обычно отрывают категории друг от друга, игнорируют роль одних категорий и абсолютизируют значение других. А это приводит к искажению действительности, к реакционным политическим выводам. Только с позиций диалектического материализма можно понять подлинную природу категорий, использовать их как орудие научного познания и практической деятельности. В дальнейшем при рассмотрении отдельных категорий мы попытаемся показать их научное и практическое значение.
При изучении материального мира человеку прежде всего бросается в глаза бесчисленное множество отдельных, единичных предметов и явлений. Затем, сравнивая, сопоставляя их, человек выделяет в них общие, сходные черты и связи.
Точно так же и каждый предмет, кроме индивидуальных, только ему присущих признаков, имеет и признаки, общие с другими предметами. Общее и составляет то, что присуще множеству единичных, отдельных предметов. Если индивидуальные черты отличают данный предмет от других, то общее как бы сближает его с этими другими предметами, связывает их друг с другом, обусловливает их принадлежность к определенному виду, классу однородных предметов. Диалектический материализм считает, что всякое отдельное есть, так или иначе общее. Единичное и общее не только взаимосвязаны, но и постоянно изменяются. Граница между ними подвижна. В процессе развития при известных условиях они превращаются друг в друга: отдельное становится общим и наоборот.
1.2. Часть - целое. Системность. Структурность
Долгое время под частями
Трактовка о соотношении части и целого дополнялась понятием связи и обогащалась категориями «элемент», «структура», «система».
Система - общенаучное понятие, которое выражает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность и имеющих структуру и организацию.
Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов. Элементарность выступает не в форме первичного объекта и события, а как их аспект, который можно понять лишь в его отношении к исходному целому.
Все существующие в мире совокупности подразделяются на такие, в которых слабо выражены черты внутренней организации и связи частей носят нестабильный характер (например, в различных конгломератах - куче камней, случайном скоплении людей), и такие, в которых явственно выражены системные связи.
Типы связей образуют структуру системы, обеспечивают ее упорядоченность, организованность, направленность, устойчивость, стабильность, качественную определенность. Структура - это совокупность устойчивых связей объекта (элементов системы), обеспечивающих его целостность. Широкое распространение структурных методов в различных сферах знания выразилось в структурно-функциональном подходе. Последний преувеличивает значение самоинтеграции системы, адаптации человека к ней в ущерб новаторству индивидов, их преобразовательной деятельности, социальной статики в противовес социальной динамике.
Поступательное развитие объекта осуществляется в рамках системности. Так, системный подход потенциально способен принести успех преобразованию нашего общества. Суть концепции обновления - борьба за утверждение и расширение прав и свобод человека в единстве с ответственностью, экономической и политической демократии в связке с дисциплиной, устранение всех видов угнетения вместе с развитием конкурентности за эффективность деятельности, рост экономической отдачи наряду с утверждением социальной защищенности, расширение коллективистской солидарности и в то же время развитие индивидуализации. Здесь системность предстает как единство взаимодополняющих противоположностей, выступающих в парной обособленности. Системность выражается также в целом через совокупность звеньев. Так, в комплекс направлений обновления нашего общества входят: научно-технический прогресс, переход к новейшим технологиям; реформирование отношений собственности и выход на смешанную экономику, приведение в действие эффективных видов мотивации труда; формирование правового государства. В совокупности эти звенья обеспечивают естественность развертывания процессов в сочетании с упорядоченностью, динамичную стабильность функционирования нашего общества. Здесь имеет место системный плюрализм, существенно отличающийся от эклектизма. В рассматриваемом конкретном случае системный плюрализм характеризует глубинную суть одного явления - обновление нашего общества через указание на взаимодополняющие звенья единого процесса.
1.3.Содержание и форма
Содержание - это совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление. Форма - это структура, организация содержания, причем она не является чем - то внешним по отношению к содержанию, а внутренне ему присуща. «Элементарные» частицы и процессы, связанные с их движением, представляют содержание атома химического элемента. Организация этих частиц, порядок их размещения в атоме составляют его форму. Содержанием живого организма являются процессы обмена веществ, раздражимости, сокращаем ости и другие, а также органы, ткани, клетки, в которых эти процессы протекают. Порядок протекания жизненных процессов в организме, структура его органов и тканей представляют форму живого организма. Содержание и форма присущи и всем общественным явлениям. Так, производительные силы (прежде всего орудия производства и люди, управляющие этими орудиями) составляют содержание исторически определенного способа производства. Производственные отношения (взаимная связь людей в процессе производства, основанная на их отношении к этим орудиям) составляют его форму.
Диалектический материализм исходит из единства содержания и формы, их неотделимости друг от друга. Как форма, так и содержание внутренне присущи данному предмету и поэтому не могут быть отделены друг от друга. Нет содержания вообще, есть только оформленное, то есть имеющее определенную форму, содержание. Точно так же нет и чистой, бессодержательной формы. Форма всегда содержательна, она предполагает наличие определенного содержания, структуру, организацию которого представляет. Выяснив, что каждый предмет представляет собой неразрывное единство содержания и формы, рассмотрим теперь, как взаимосвязаны содержание и форма, каково их взаимодействие в процессе развития предметов.
Информация о работе Категории, выражающие преимущественно всеобщие связи бытия