Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:57, контрольная работа
Цель: рассмотреть понятие категории, изучить категории диалектики.
Задачами написания работы является рассмотрение следующих вопросов:
1. Категории диалектики
2. Часть - целое
3.Форма и содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Категории, выражающие преимущественно всеобщие связи
бытия: ………………………………………………………………………4
1.1.Категории диалектики…………………………………………………4
1.2.Часть-целое..……………………………………………………………..7
1.3.Формы и содержания…………………………………………………...9
ГЛАВА 2. Категории, выражающие преимущественно изменчивость
бытия:………………………………………………………………………11
2.1 Причины следствия…………………………………………………..11
2.2 Необходимость и случайность………………………………………...13
2.3 Сущность и явления………………………………………………….14
2.4 Возможность и действия…………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………18
Содержание отличается большой активностью. В силу присущих ему противоречий оно постоянно развивается, движется, а затем в зависимости от изменения содержания изменяется и форма. Содержание определяет форму. Например, стремясь получить возможно больше материальных благ, люди постоянно совершенствуют орудия производства, повышают свою квалификацию. А это неизбежно приводит и к изменению формы общественного производства - производственных отношений. Хотя форма и порождается содержанием, она не остается пассивной по отношению к нему. Она активно воздействует на содержание, способствует или тормозит его развитие. Новая, соответствующая своему содержанию, форма способствует его развитию, движению вперед. Старая же форма, не соответствующая своему содержанию, тормозит его развитие. Если мы вернемся в этой связи к вопросу о развитии общественного производства, то убедимся, что его форма - производственные отношения - не только зависит от содержания, но и сама играет, активную роль в его развитии. Анализируя взаимодействие формы и содержания, следует иметь в виду и то, что в зависимости от условий одно и то же содержание может развиваться в различных формах.
ГЛАВА 2. Категории,
выражающие преимущественно изменчивость
бытия
2.1. Сущность и явления
Понятие сущности родственно понятию содержание. Если содержание представляет совокупность всех элементов и процессов, образующих данный предмет, то сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета (или совокупность его сторон и отношений). Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки. Так, сущностью живого организма является присущий ему обмен веществ. Он лежит в основе всех жизненных отправлений, составляет внутреннюю природу всякого живого тела.
Как указывает Энгельс, из
обмена веществ, представляющего существенную
функцию белка, вытекают все прочие
факторы жизни: раздражимость, сокращаемость,
способность к росту, внутреннее
движение. В общественных явлениях
сущность также выражает внутреннюю,
главную сторону процессов. Например,
сущностью социалистического
Диалектический материализм, обобщая достижения науки, и практической деятельности, утверждает единство сущности и явления. Сущность и явление взаимосвязаны, неразрывны. Явление – это та же сущность, но взятая со стороны проявления ее в непосредственной действительности. Внешняя, поверхностная сторона действительности, отдельные свойства, моменты, стороны вещей и составляют явление. Сущность – это те же явления, те же многообразные моменты, стороны, но взятые в их наиболее устойчивом, глубоком, общем виде.
Сущность и явление не только едины, но и противоположны, они никогда не совпадают полностью. Противоположность их есть выражение внутренней противоречивости самих предметов действительности. Сущность не видна на поверхности, она скрыта, недоступна непосредственному наблюдению. Она может быть раскрыта только в процессе длительного всестороннего изучения предмета. Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, писал Маркс, то всякая наука была бы излишня. Задача науки в том и состоит, чтобы за множеством явлений, внешних сторон, черт действительности отыскивать сущность – внутренние, глубинные процессы, лежащие в их основе.
2.2. Причина и следствие
В объективном мире мы наблюдаем
постоянное взаимодействие явлений, в
результате которого одни из них порождают,
вызывают к жизни другие, а эти
в свою очередь – третьи и т.
д. Трение, например, вызывает теплоту,
отсутствие осадков, засуха – неурожай
и т. д. Взаимодействие явлений наблюдается
и в общественных процессах. Так,
могучее национально-
Причина зависимость между
двумя явлениями имеет место
лишь тогда, когда одно из них не
только предшествует другому, но и с
неизбежностью порождает
2.3. Необходимость и случайность
Чтобы легче понять, что
такое необходимость и
Необходимость и случайность диалектически взаимосвязаны. Одно и то же событие является и необходимым и случайным одновременно - необходимым в одном отношении и случайным в другом. Изолированно друг от друга, в чистом виде, необходимость и случайность не существуют. Необходимость выступает в том или ином процессе как главное направление, тенденция развития, но эта тенденция пробивает себе дорогу через массу случайностей. Случайность дополняет необходимость, представляет форму ее проявления. За массой случайностей всегда скрывается объективная необходимость, закономерность. Случайность служит формой проявления необходимости и в общественном развитии. Действие закона стоимости находит свое проявление в случайных колебаниях цен на рынке, складывающихся под влиянием спроса и предложения.
2.4. Возможность и действительность
Новое, развивающееся необходимо,
но оно возникает не сразу. Сначала
создаются лишь определенные предпосылки,
факторы для его возникновения,
затем эти предпосылки зреют,
развиваются, и в силу действия объективных
законов вырастает новый
Следует различать прогрессивные (положительные) и реакционные (отрицательные) возможности. Как и все в мире, возможности развиваются, движутся: одни из них растут, расширяются, другие сокращаются, свертываются.
1.Категория - это наиболее общее понятие (универсальная форма человеческого мышления), в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления. Т.е. как форма знания- она раскрывает существенные связи объективного мира, как форма познания - она отражает не только связи объективного мира, но и субъекта и процесса их взаимодействия, как форма мышления - она раскрывает связи мыслительных форм субъекта. Категории объективны по содержанию, но субъективны по форме.
2. Трактовка о соотношении части и целого дополнялась понятием связи и обогащалась категориями «элемент», «структура», «система».
Система - общенаучное понятие, которое выражает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность и имеющих структуру и организацию. Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов. Структура - это совокупность устойчивых связей объекта (элементов системы), обеспечивающих его целостность.
3. Содержание - это совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление. Форма - это структура, организация содержания, причем она не является чем - то внешним по отношению к содержанию, а внутренне ему присуща.
4. Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки. Так, сущностью живого организма является присущий ему обмен веществ. Он лежит в основе всех жизненных отправлений, составляет внутреннюю природу всякого живого тела.
Явление – это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления
5. Явление или группа взаимодействующих явлений, предшествующая другому и вызывающая его, называется причиной. То же явление, которое
вызывается действием причины, называется следствием. Причина всегда предшествует следствию, однако следование во времени не является достаточным признаком причины.
6. То явление или событие, которое при наличии определенных условий обязательно наступает, называется необходимостью. С необходимостью день следует за ночью, одно время года сменяется другим. Необходимость вытекает из сущности, внутренней природы развивающегося явления. Она постоянна, устойчива для данного явления. В отличие от необходимости случайность не вытекает из природы данного предмета, она неустойчива, временна. Но случайность не беспричинна. Ее причина не в самом предмете, а вне его - во внешних условиях и обстоятельствах.
7. Новое, развивающееся
необходимо, но оно возникает не сразу.
Сначала создаются лишь определенные
предпосылки, факторы для его возникновения,
затем эти предпосылки зреют, развиваются,
и в силу действия объективных законов
вырастает новый предмет и явление. Эти
предпосылки для возникновения нового,
имеющиеся в существующем, и получили
название возможности. Так, всякий зародыш
обладает возможностью развития, превращения
во взрослый организм. Взрослый же организм,
развившийся из зародыша, - это уже действительность.
Действительность представляет осуществленную,
реализованную возможность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М., 1998.
2. Аристотель, Риторика,
II 24, 1402 а 23),
3. Гегель Г.В.Ф. Соч. М – Л., 1929г.
4. Зверев А.М. «Генезис и система парных категорий» Казань, 2008.
5. И. Кант, Критика чистого разума, П., 1915 г
6. Ксенофонт Афинский. Сократические соч. М.,1935, с.167.
7. Молчанов К.В. Что делать? – 3.М., 2003.
8. Молчанов К.В. Философия сама и в непосредственности бытия //Философские исследования.2005. № 2
9. Молчанов К.В. Сферы и этапы развития философии в бытии. И Новейшая философия // Философские исследования. 2006. № 3 – 4.
10. Молчанов К.В. Современная экономическая философия и обоснование нового модернизационного проекта развития России. М., 2006.
11. Молчанов К.В. Философия сама. Диалектическая философия. Новейшая философия // Философские исследования. 2007. № 1
12. Молчанов К.В. К вопросу о структурности методов диалектической философии // Философские исследования. 2007. № 3 – 4.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С.21., 1957г.
14. Наш современник. 1991. №12. С.169.
15. Спирин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М., 1999.
16. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001.
17. Ф. Энгельс, “Анти-Дюринг, М., 1957 г.
18. http://www.ebiblioteka.ru/
19. http://works.tarefer.ru/91/
Информация о работе Категории, выражающие преимущественно всеобщие связи бытия