Классическая и неклассическая эстетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:03, реферат

Описание

Эстетика – это раздел философии изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.
История эстетики насчитывает много веков, на протяжении этого времени отношение к ней и ее место в системе философского знания неоднократно менялось. Наиболее фундаментальные подходы к определению предмета и содержания эстетики сформировались еще в античности.

Содержание

1. Эстетика как философская дисциплина 3
2. Особенности эстетического метода познания мира 4
3. Эстетика неклассическая 5
4. Немецкая классическая эстетика 11
4.1 И. Кант 11
4.2 Ф. Шиллер 13
4.3 Г. Гегель 15
Список литературы 18
Контрольные вопросы 18

Работа состоит из  1 файл

СУРС 2 по эстетике.docx

— 55.66 Кб (Скачать документ)

     Прежде  всего в эстетике после Т. Адорно («Эстетическая теория», 1970) снова активизируется имплицитный уровень, то есть ее проблемы наиболее активно обсуждаются и решаются внутри смежных дисциплин (искусствознания, филологии, литературоведения, «продвинутой» философии, семиотики, психологии, информатики и др.). Сами эстетики занимаются существенным пересмотром оснований эстетики и поисками новых парадигм и принципов аутентичного эстетического дискурса, опираясь на другие современные гуманитарные и даже естественные науки, на нетрадиционные для западного мышления духовные практики, на эстетический опыт традиционных цивилизаций древности. Эксперимент и самый широкий поиск во многих направлениях — основы неклассической эстетики. В качестве ее своеобразной пропедевтики в XX в. легитимируется новая эстетическая категория, обозначающая ее предмет — эстетическое, которая включает в свое поле не только традиционные эстетические категории и понятия, но и многие оппозиционные им (или даже антиэстетические с точки зрения классической эстетики) явления и категории типа абсурдного, заумного, жестокости, шока, насилия, садизма, мазохизма, деструктивности, энтропии, хаоса, телесности, вещности, лабиринта, энвайронмента, ландшафта, стратегии, ризомы, фристайла, симулякра, шизоанализа и т.п. Новым смыслом наполняются понятия эстетического наслаждения («тексты удовольствия» и «тексты наслаждения» по Р.Барту), иронизма (пронизывающего не только постмодернистскую культуру, но и науку), символического, композиции (теоретически подготовленные методы «нарезки» У.Берроуза, лабиринта У.Эко, стохастические принципы создания музыки К.-Х. Штокхаузена и т.п.). Современные эстетики руководствуются принципами релятивности, полисемии, полиморфии ценностей и идеалов, а нередко вообще отказываются от них, используя опыт исследовательских практик многих крупных мыслительных направлений XX в.: психоанализа, экзистенциализма, феноменологии, структурализма, постструктурализма и др. Э.н., пользуясь языком синергетики, — это своего рода «нелинейная среда», потенциальное поле бесконечных возможностей, в котором формируются основы будущих становлений; вызревает некое интеллектуально-духовное корневище новой гуманитарной науки будущего. [2]

     Сегодня уже вырисовываются черты по сути дела нового эстетического объекта  — художественно-эстетического  универсума как саморазвивающейся  системы природно-социально-предметно-художественных феноменов, основные законы функционирования и структуру которой еще предстоит  изучать, а также — разрабатывать  методы этого изучения и соответствующий  вербальный аппарат. В поле современного эстетического объекта попадают и многие тексты современных гуманитарных наук и постмодернистской философии, ибо они, как правило, основываются на той игре смыслами и культурными  ценностями, которая носит сугубо эстетический характер. Этот сложный и динамический объект исследуется неклассической эстетикой в модусе его неутилитарного отношения и взаимодействия с эстетическим субъектом, который сам в современной философии является проблематичным. Структуралистско-постструктуралистские исследования показали принципиальную релятивность категорий субъекта и объекта, сняли их оппозиционность и даже фактически полностью размыли границу между ними, с трудом возведенную новоевропейской философией. Новейшее художественно-эстетическое сознание ощутило плодотворность этой мыслительной стратегии, а перед эстетикой возникла новая, трудно решаемая пока проблема, ибо ее предмет в определенном смысле детерминирован этой границей, субстанциальной гранью. Стирание границ между объектом и субъектом, между реальностью и текстом, между означаемым и означающим, диффузия реального и виртуального (в компьютеризированном мире), объективного и субъективного стимулируют постоянный поиск аутентичных стратегий и дискурсов эстетического исследования, что и составляет на сегодня главную задачу неклассической эстетики. 
 

4. Немецкая классическая эстетика 

     Немецкая  классическая эстетика ХУШ-Х1Х  вв.  —  важнейший  этап  в  развитии мировой эстетической мысли. Наиболее  выдающимися  ее  представителями  были Кант,  Фихте,  Шиллер,  Гегель,  Фейербах.  Их  главной  заслугой   является  понимание эстетической науки как органичной и необходимой части философии  и включение ее в свои философские системы.

         Диалектический метод исследования  немецкие философы  успешно   применяли не только к изучению эстетических проблем, но и  к  анализу  всего  мирового художественного процесса.

     Классики  немецкой  философии  видели  связь  эстетических  проблем   и искусства с важнейшими задачами  данного  исторического  периода,  постоянно подчеркивая их тесное взаимодействие с жизнью общества и человека.

         Эстетические концепции содержали  в себе гуманистические тенденции,  ибо опирались   на   диалектический   метод   исследования    и    рассматривали  художественную культуру исторически. Немецкая классическая эстетика  оказала  сильнейшее влияние на развитие эстетических теорий Англии, Франции,  Италии, России. 

4.1 И. Кант 

         Основоположником немецкой классической  эстетики был выдающийся  философ И. Кант (1724-1804). Главным сочинением Канта  по  эстетике  стала  «Критика способности суждения» (1790). Вслед за  «Критикой  чистого  разума»  (1781) и «Критикой практического разума» (1778), она представляет собой третью  часть его теории  познания,  излагающую  три  основных  вида  «общих  способностей души».

         Эстетическая часть  «Критики  способности  суждения»  состоит   из  двух разделов: «Аналитика прекрасного» и «Аналитика возвышенного».  В  «Аналитике прекрасного» Кант объясняет природу эстетического суждения, которое, по  его мнению, отлично от  логического  суждения.  Эстетическое  суждение  является «суждением вкуса», в  то  время  как  логическое  имеет  своей  целью  поиск истины. Особым видом эстетического суждения вкуса является прекрасное.

     Кант  определяет четыре момента субъективного  восприятия прекрасного:

         1. прекрасное свободно от практического интереса;

         1. прекрасное носит всеобщий характер  и имеет значение для каждого;

         2.  красота  есть  форма   целесообразности  предмета,   поскольку   она

            воспринимается в нем без представления  о цели;

         4.  прекрасное  есть  то,  что   нравится  без  понятия,   как   предмет

         необходимого любования.

     Во  второй части «Критики способности  суждения» — в «Аналитике  возвышенного» — Кант развивает  свое  учение  о  возвышенном.  Философ подчеркивает,  что возвышенное обладает теми же четырьмя характеристиками,  что  и  прекрасное. Возвышенное также свободно от интереса, оно имеет  значение  для  всех,  оно целесообразно и  необходимо.  Между  тем  Кант  показывает  и  различие.  Он выделяет два типа возвышенного: «математически возвышенное»  и  «динамически возвышенное». Примером первого являются величины, имеющие  протяженность  во времени и пространстве: небо, океан; второе — выражает величины силы  и  могущества:  наводнения,  землетрясения, ураганы. В обоих случаях возвышенное подавляет наше воображение.

         В «Критике способности суждения»  Кант уделяет внимание  и   двум  другим основным категориям эстетики — трагическому и комическому. Правда, о них  он говорит гораздо  меньше,  скорее  пытаясь  показать  их  во  взаимосвязи,  в координации с прекрасным и возвышенным.

         В своем анализе искусства  философ сосредоточивается на  двух  вопросах: природа и воспитание гения и классификация искусств.

         Кант формулирует четыре качества  художественного гения:

         - гений абсолютно оригинален;

         - творчество гения должно быть  образцовым;

         - гений — это способность создавать  правила;

         - гений встречается лишь в  искусстве.

         В ходе своего дальнейшего  рассуждения философ приходит  к выводу о  том, что гений  нуждается  в  воспитании  и  образовании,  ибо  без  этого  любая одаренность вырождается.

         Другая проблема, к которой Кант  обращается в своем учении  об искусстве, — это систематизация  и  классификация  его  видов.  Все  искусства  философ разделил на: словесные (красноречие и  поэзия),  изобразительные  (пластика, живопись) и искусства «изящной игры ощущений» (музыка и  искусство  красок). Ведущим видом  искусства  Кант  считает  поэзию,  которая  «...  эстетически возвышается до идеи». По способности  вызвать  «душевное  волнение»  после  поэзии идет  музыка.  Среди  изобразительных   искусств   предпочтение   отдавалось живописи. [1]

     Заканчивая  изложение  эстетики  классификацией   изящных   искусств,   Кант производит эту систематизацию «по суду разума». И он твердо  уверен  в  том, что то искусство, которое ничего не дает для идеи — деградирует.  

4.2  Ф. Шиллер 

     К  числу  ярчайших  представителей   немецкой   классической   эстетики принадлежит поэт  и  философ  Ф.  Шиллер  (1759-1805).  В своем творческо становлении он прошел ряд этапов. Первоначально его деятельность была  тесно связана с литературно-художественным движением  просветительского  характера  «Буря и натиск».  Это  движение  зародилось  в  70-80-  е  гг.  XVIII  в.  в Германии, как идеологическое наступление демократической  молодежи  («бурных  гениев») на существовавшие каноны в духовной культуре.  Лидером  организации  был И. Г. Гердер, а среди тех, кто   себя   активно   проявлял, были И. В. Гете, Ф. Шиллер, Ф. М. Клингер и др.

         «Штюрмеры» (так они себя называли сами от немецкого названия движения) выдвинули   ряд   важнейших   эстетических    положений,    которые    стали принципиальными в их теоретическом наследии:

      1)  исторический  подход  к   литературе  и  искусству.   Искусство   должно   рассматриваться с точки зрения  соответствия  его произведений  «духу своего времени»;

      2) зависимость искусства от естественной (природной) и социальной Среды;

      3) каждый народ должен  иметь   свою  художественную  культуру,  пронизанную национальным духом;

      4) «новое прочтение» мирового  культурного наследия.

         Под влиянием  эстетических  идей  «Бури  и  натиска»  Шиллер  в  первых  теоретических сочинениях «О современном  немецком  театре»  (1782),  «Театр,  рассматриваемый как нравственное учреждение» (1784) —  выдвигает  на  первый  план театр, как наиболее мощное средство пропаганды новых идей и  воспитания нравственности. В своих ранних статьях  и  драмах  Шиллер  выступает  против правил классицизма, нарушая все  привычные  каноны  классицистского  театра, обосновывает свободу и универсальность художественного гения. [2]

         Наиболее полно  эстетические  взгляды  Шиллера  представлены  в  работе «Письма об эстетическом воспитании» (1793-1795). Здесь  философ  формулирует концепцию эстетического воспитания личности, акцентируя внимание на  мирном, нереволюционном  пути  буржуазно-демократического  преобразования  общества.

     В  дальнейших  рассуждениях  Шиллера  особое  значение  получают  два  понятия:  «игра»  и  «эстетическая видимость». Игра,  по  мнению  философа,  имеет  большое  значение  в  жизни человека.  Она  представляет  собой  деятельность,   свободную   от   всяких практических целей. В игре человек  реализует  себя  наиболее  гармонично.  В процессе игры создается «эстетическая видимость», которая отличается как  от самой реальности, так и от воображения и фантазии.  Шиллер  вместе  с  Гете, Лессингом,  Гердером  и  Винкельманом  стояли  у истоков рождения   нового европейского идейного и художественного движения — романтизма.

         Романтизм — это мощное художественное  направление,  в  основе  которого лежал творческий метод, провозглашавший своим главным  принципом  абсолютную и  безграничную  свободу  личности.  Сутью   романтического   мировосприятия является   признание   драматического   неразрешимого   противоречия   между низменной действительностью  и  высоким  идеалом,  несовместимым  с  нею,  а подчас и вообще нереализуемым.

         Для романтизма как художественного  стиля характерно  противопоставление «подражанию   природе»   творческой    активности    художника,    отрицание  нормативности в создании произведений искусства и обновление  художественных форм.  Понимая  искусство  как  высшую  реальность,  романтизм   стимулирует ассоциативность художественного  мышления  и  взаимопроникновение  различных  видов  и  жанров  искусства.  Произведения  романтиков  наполнены  чувствами восторга и разочарования, воодушевления и отчаяния. Эти  душевные  колебания создавали ощущение непостижимости действительности,   вечной  загадки  мира,  признания невозможности его  полного  духовного  постижения.  
 
 

  4.3 Г. Гегель 

         Теоретическое наследие Г. В.  Ф. Гегеля (1770-1831)  стало  своеобразным итогом развития немецкой классической эстетики. Философу удалось  не  только обобщить   и   систематизировать   наиболее    существенные    идеи    своих предшественников, но и ввести в рассмотрение эстетических  проблем  историзм и диалектику.  Свое эстетическое учение  Гегель  излагает  в  лекциях,  прочитанных  в Гейдельбергском (1817-1818) и Берлинском (1820-1829) университетах. «Эстетика» Гегеля состоит из  введения,  учения  о  прекрасном  или  идеале, учения о трех формах существования искусства и теории  отдельных  его  видов (архитектуры, скульптуры, живописи,  музыки,  поэзии).  Остановимся на  тех страницах гегелевского  сочинения,  которые  раскрывают  природу  искусства,  специфику его общественного функционирования, противоречие идеологических  и  гуманистических тенденций в нем.

Информация о работе Классическая и неклассическая эстетика