Классическая и неклассическая эстетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:03, реферат

Описание

Эстетика – это раздел философии изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.
История эстетики насчитывает много веков, на протяжении этого времени отношение к ней и ее место в системе философского знания неоднократно менялось. Наиболее фундаментальные подходы к определению предмета и содержания эстетики сформировались еще в античности.

Содержание

1. Эстетика как философская дисциплина 3
2. Особенности эстетического метода познания мира 4
3. Эстетика неклассическая 5
4. Немецкая классическая эстетика 11
4.1 И. Кант 11
4.2 Ф. Шиллер 13
4.3 Г. Гегель 15
Список литературы 18
Контрольные вопросы 18

Работа состоит из  1 файл

СУРС 2 по эстетике.docx

— 55.66 Кб (Скачать документ)

         В своей «Эстетике» Гегель  последовательно провел  исторический  принцип рассмотрения  искусства,  подчеркнув  огромное  социальное  значение   этого явления. Согласно его грандиозной по своему идейному богатству эстетической  концепции  искусство  проходит   три   стадии,   характеризующие   изменение соотношения содержания и формы: символическую, классическую, романтическую.

         Символическая форма искусства  (которой соответствует искусство  Древнего и  отчасти  средневекового  Востока)  —  есть  его  начальная   стадия.   Ей  предшествует  так  называемое  «предыскусство»,  то  есть   басни,   притчи, аллегории, дидактические поэмы.  Символическая  форма  характеризуется  тем, что в ней идейное  содержание  еще  не  обладает  особой  индивидуальностью, которая и является предпосылкой «идеала». Однако эта  еще  неясная  идея  не может найти адекватную форму выражения. Это приводит к  символизму,  который способен создать только  «внешнюю  среду»  для  идеи.  Как  следствие  этого наблюдается отсутствие единства  между  содержанием  и  формой,  более  того ощущается преобладание формы над содержанием. Принципу  символической  формы искусства более всего соответствует, по мысли Гегеля, архитектура.

         Классическая форма искусства  включает  в  себя  единство  содержания  и формы. Путь к этому единству отражен в борьбе  старых  и  олимпийских  богов  античной  Греции  и  в  победе  последних.  Идея,   получившая   в   образах классического искусства черты индивидуальности, выступает как идеал.  Эстетический  идеал   в   классическом   искусстве   Греции   порождает гармоническое единство содержания и  формы,  что  получило  наиболее  полное выражение в античной  классической  скульптуре.  Между  тем,  очеловечивание облика античных богов постепенно привело к умножению  случайных  черт  в  их реальном облике.  Это,  в  свою  очередь,  стало  причиной  их  гибели,  как носителей классического идеала. Подобное разложение классического  искусства и способствовало переходу к романтической его форме.

         Романтическая форма искусства  утверждала приоритет духовного  содержания  над  чувственной  формой.  В  свою  очередь,  изживание  формы  ведет  и   к самоуничтожению искусства, ибо оно по своей природе нуждается в  чувственной  форме. Романтической форме  искусства  по  этапам  восхождения  к  духовному  соответствуют живопись, музыка, поэзия.

         Изложенная выше эволюция, по  Гегелю,  есть  реализация  искусством  его  основной социальной  функции  —  познавательной,  поскольку  искусство  есть  форма самопознания абсолютной идеи. «Именно искусство, — подчеркивал Гегель, —  доводит  до  сознания  истину  в  виде чувственного образа, который в самом своем явлении имеет высший,  более глубокий смысл и значении». Все другие функции искусства в «Эстетике»  Гегеля  рассматриваются в зависимости от познавательной функции и  потому  не  имеют  самостоятельного значения. Обращение к абсолютному духу, в котором, якобы,  искусство  должно найти  свою  цель,  показывает   желание   Гегеля   увидеть   прежде   всего общечеловеческое  содержание  художественного  творчества,  его  возможность быть одним из способов «...  познания  глубочайших  человеческих  интересов, всеобъемлющих истин духа».

     В самом искусстве, как средстве познания, начинают играть  все  большую роль философские, рационалистические структуры. Считая  упадок  искусства  в индустриальную эпоху исторически неизбежным и  разумным,  Гегель  оправдывал противоречия капиталистического  развития.  Он  звал  человечество  навсегда примириться с условиями индустриальной цивилизации, которые он  рассматривал как вечные, единственно разумные условия жизни.

         По существу, Гегель подошел к  мысли не  о  том,  что   искусство  должно  отмереть вообще, а о  том,  что  его  социальные  функции  коренным  образом изменяются, идеологизируются и усложняются. Познавательная  функция уже не может быть столь специфична искусству как на его  первых  двух  исторических ступенях. Но далее, констатировал Гегель, искусство не  соответствует  более  «духу  времени».  «Дух  нашего  современного  мира,  —  писал  он  в   своей «Эстетике», — точнее говоря,  дух  нашей  религии  и  нашей,  основанной  на  разуме  культуры,  поднялся,  по-видимому,  выше  той  ступени,  на  которой  искусство представляет собой высшую форму осознания абсолютного». [2]

         И хотя  историчность и диалектичность  мышления Гегеля  подводили   его  к пониманию многофункциональности  искусства,  определяющим  стало  стремление видеть  в  искусстве  лишь  специфическое  чувственное   выражение   некоего универсально-логического  идеала.  «Искусство   имеет   своей   задачей,   — подчеркивал Гегель в «Лекциях по истории философии»,  —  раскрыть  истину  в чувственной форме, в художественном оформлении».

     Огромное  влияние оказала гегелевская  эстетика и  на  современников  великого философа. Это способствовало  появлению  новых  имен,  эстетических  школ  и направлений, в  основном  позитивистского  плана.  Неогегельянцами  называли себя  К.  Розенкранц,  автор  «Эстетики  безобразного»  (1835),   А.   Руге, написавший «Новую предварительную школу эстетики» (1837),  и  Ф.  Г.  Фишер, чей труд «Эстетика или  наука  прекрасного»  представляет  собой  достаточно развернутое сочинение.  

     Немецкая  классическая эстетика конца XVIII  —  начала  XIX  вв.  внесла существенный вклад  в  развитие  мировой  эстетической  мысли.  Ее  главными  достижениями, бесспорно, являются рассмотрение проблем эстетики и  искусства с точки зрения историзма, активности и диалектичности сознания.

 

Список  литературы

    1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.
    2. История эстетической мысли. В 6-и тт. Т. 1-4. – М., 1984 –  1987.
    3. Радугин А.А. Эстетика: Учеб. пос. для вузов. – М.: Центр, 1998.
    4. Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.  
    5. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.

        

  Контрольные вопросы

    1. Что такое эстетика?
    2. Объясните понятие монистичность.
    3. Что такое реди-мейдс по мнению Марселя Дюшана?
    4. Какие мыслители являются наиболее яркими представителями немецкой классической философии?
    5. Какой метод использовали философы немецкой классической эстетики?
    6. Кому принадлежит труд «Критика способности суждения»?
    7. Что такое романтизм?
    8. Кому принадлежат слова : «Искусство   имеет   своей   задачей раскрыть  истину  в чувственной форме, в художественном оформлении»?

Информация о работе Классическая и неклассическая эстетика