Классический период античной философии. Платон. Аристотель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:29, реферат

Описание

Платон, великий греческий философ и писатель, родился в Афинах. Он происходил из старинного аристократического рода: по отцу - от последнего аттического царя Кодра, по матери - от знаменитого законодателя VI в. до н.э. Солона. Платон с юных лет был всесторонне одаренным человеком, и, можно сказать, в нем воплотилось представление классического грека в так называемой калокагатии, то есть идеальном сочетании в человеке физической и нравственной красоты. В молодости Платона влекла в себе не только философия, он был драматургом, поэтом, музыкантом, живописцем, атлетом. Однако все эти разносторонние увлечения Платона прекратились после встречи с Сократом.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии.docx

— 48.94 Кб (Скачать документ)

Основными задачами государства  Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества  граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов  в повиновении. Он отвергает спекулятивное  «идеальное государство» Платона. Идеальным  он считает такое государство, которое  обеспечивает максимально, возможную  меру счастливой жизни для наибольшего  числа рабовладельцев. Рабов и  свободную бедноту он считает  политически бесправными. Остальные  свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в  делах государства.

Идеал государства, по Аристотелю,—  общество, которое опирается на частную  собственность на орудия труда, земли  и рабов. Здесь речь идет, собственно, об идеализации афинского государства  времен Перикла.

Понимание Аристотелем устройства общества тесно связано с его  воззрением на мораль. Здесь он во многом близок к Платону и Сократу. В  отличие от Платона он, однако, обосновывает свои моральные принципы положением человека в реальном обществе и его  отношением к государству. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых  нельзя достичь благосостояния общества.

Онтология

Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель  не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие и  отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» .

Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, так же как и у Платона, - это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, т.е. превращает ее из возможности в действительность форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Аристотелю, - это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей ценностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса.

В соответствии с учением  о сущности, Аристотель проводит классификацию  причин бытия. Он выделяет четыре вида причин:

  1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
  2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.
  3. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.
  4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?»

Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение потенциального в актуальное. Понятие энергии впервые было сформулировано Аристотелем. Завершение развития, воплощение энергии у Аристотеля носит название энтелехии. Под энтелехией Аристотель понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое бытие содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс закончился, и движение достигло своего завершения, цели развития. Таким образом, понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер. Телеологизм Аристотеля находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе, вечном двигателе. Указав, что движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. «Первый двигатель» для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, первый двигатель не обладает материей, в нем нет косного, он есть чистая форма – цель.

Учение о душе

Душа является формой по отношению к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа – это проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животное и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. «Растительная душа» ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых существ. У животных к функциям души прибавляется способность желания, т.е. стремление к приятному и избеганию неприятного.

Разумной же душой обладает только человек. Аристотель определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела. Он бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление  и которым живет все в мире.

Учение о человеке

Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности  человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам. Только человек способен к восприятию таких  понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость – писал Аристотель в своей работе «Политика». Центральное  понятие аристотелевской этики  – добродетель. Аристотель разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Дианоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические складываются благодаря привычки. Решающее значение, для Аристотеля, имеют дианоэтические добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие.

Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно  обнаружить, тот, кто действует. Высшей формой деятельности является познавательная, теоретическая. Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, не в почестях, не в деятельности, направленной на достижение каких-то целей, пользы, а в самом процессе теоретической деятельности, в созерцании. Общим мотивом, звучащим в этических предписаниях Аристотеля, является стремление найти среднюю линию поведения. «Середина – принадлежность добродетели».

Так же как и у Платона, аристотелевское  учение о человеке направлено на то, чтобы поставить на службу государству  личность. Согласно Аристотелю, человек  есть политическое животное. Человек родился политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Поскольку Аристотеля занимали, прежде всего, добродетели, применяемые и осуществляемые в общественной жизни, постольку центральное место он отводил понятию справедливости. Справедливым можно быть лишь по отношению к другому человеку. Забота о другом, в свою очередь, есть проявление заботы об обществе. В справедливости человек обнаруживает себя, прежде всего, политически-общественным существом. Справедливость рассматривается Аристотелем в связи с понятием «равенство». Он строго различал проявление справедливости среди равных и среди неравных. Справедливость, по его мнению, состоит в равенстве, но не для всех, а для равных, а неравенство также представляется ему справедливостью, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных. Неравенство – это нормальное состояние людей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/losev/filosofiya-platon-i-aristotel.htm
  2. Античная философия. Асмус В.Ф. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Asmus/17.php)
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD
  4. http://openreality.ru/school/philosophy/antique/classic/
  5. Философия: курс лекций. Радугин А.А.

 



 

 

 

 

 


Информация о работе Классический период античной философии. Платон. Аристотель