Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:36, реферат
Пытаясь обозреть культурные и социальные институты человечества через призму протекания психических процессов, Фрейд отталкивается от созданной им модели личности. Он считает, что механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями личности находят свой аналог в социальных и культурных процессах общества.
Цель работы – рассмотреть культуру З.Фрейда.
Задачи работы – охарактеризовать психоаналитическую концепцию культуры З.Фрейда; историю культурного развития человечества по З. Фрейду; определить недовольство культурой З. Фрейда.
Введение
1. Философия и история культуры З. Фрейда
2. История культурного развития человечества по З. Фрейду
3. Недовольство культурой З. Фрейда
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Философия и история культуры З. Фрейда
2. История культурного развития человечества по З. Фрейду
3. Недовольство культурой З. Фрейда
Заключение
Список литературы
Введение
Учение Фрейда уже на первых стадиях своего развития далеко перешагнуло рамки медицины. Буквально через несколько лет после изложения Фрейдом основных идей психоанализа вокруг него образовался небольшой кружок, где горячо обсуждались общие психоаналитические проблемы.
Позднее, прослеживая историю возникновения и развития психоанализа, Фрейд писал, что, его работы о толковании сновидений, об остроумии и ряд других с самого начала показали, что психоаналитическое учение не ограничивается областью медицины, а может быть использовано и в различных науках о духе.
Начав с рассмотрения истории
развития первобытного общества, Фрейд
попытался набросать эскиз
Пытаясь обозреть культурные и социальные институты человечества через призму протекания психических процессов, Фрейд отталкивается от созданной им модели личности. Он считает, что механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями личности находят свой аналог в социальных и культурных процессах общества.
Цель работы – рассмотреть культуру З.Фрейда.
Задачи работы – охарактеризовать психоаналитическую концепцию культуры З.Фрейда; историю культурного развития человечества по З. Фрейду; определить недовольство культурой З. Фрейда.
1 Философия и история культуры
З. Фрейда
Одной из областей приложения
психоаналитического учения Фрейда
стала философия истории и
культуры. Считая, что с помощью
психоаналитического
Фрейд исходил из того, что
психическое развитие отдельного человека
сокращенно повторяет ход развития
всего человечества, а протекание
бессознательных процессов
Психоаналитическая картина истории развития первобытного состояния человечества впервые была дана Фрейдом в работе "Тотем и табу" (1913) , где с позиций своего учения он попытался объяснить процесс становления психической жизни примитивного человека.
Объяснение многих явлений, характерных для первобытного общества (механизмов функционирования психики примитивного человека, процессов образования первобытных запретов - табу, возникновения анимизма и тотемизма), осуществлялось Фрейдом на основе данных, полученных при изучении типичных детских неврозов - так называемых фобий (боязни) детей, а теоретической установкой при этом служил опять-таки "эдипов комплекс".
Возникающие у детей неврозы,
называемые фобиями, выражаются в боязни
какого-то определенного животного.
При этом, как правило, обнаруживается
двойственная установка ребенка: с
одной стороны, он боится животное,
а с другой - проявляет к нему
всяческий интерес, фиксируя на нем
свое внимание и подражая ему. Эти
амбивалентные чувства к
Благодаря такому замещению,
как считает Фрейд, происходит разрешение
внутрипсихических конфликтов. Это
бессознательное замещение
В конструировании
Человеческая культура, по
мнению Фрейда, и началась с этого
великого события, постоянно напоминающего
человеку о преступлении его предков.
"Общество покоится теперь на соучастии
в совместно совершенном
Таким образом, в психоаналитической
трактовке получается, что на сознании
вины за совершенное преступление,
которое незримо присутствует в
душе каждого человека, покоится вся
современная культура с ее предписаниями
морали и все возрастающими
Психоаналитическое толкование
философии истории исходит из
того, что религия, мораль, социальные
чувства первоначально
Фрейд попытался ответить на эти вопросы. Дифференциацию психики на "Я" и "Оно" он признает не только в современном или первобытном человеке, но и в более примитивных живых существах. Такая дифференциация, в его представлении, является необходимым условием возможности воздействия внешнего мира на живой организм. Но поскольку бессознательное "Оно", по Фрейду, не может испытывать и переживать реальность иначе, как при помощи "Я", которое замещает для него внешний мир, постольку моральные и религиозные аспекты вытекают как бы из "Я" и имеют значимость только для "Я". Однако это не означает, что Фрейд признает прямую наследственность в "Я" (в таком случае обнаруживалась бы пропасть между конкретным человеком и понятием человеческого рода). Вспомним, что разница между фрейдовским "Я" и "Оно" относительна, поскольку "Я" является дифференцированной частью "Оно". Поэтому переживания "Я" рассматриваются Фрейдом как превратившиеся в переживания "Оно", которые сохраняются и передаются по наследству. Иными словами, хотя фрейдовское "Я" черпает "Сверх-Я" (совесть) из "Оно", тем не менее это свидетельствует лишь о том, что на поверхность всплывают старые образования, изначально сохраняющиеся в самом "Я", что наследственные бессознательные влечения в своих конкретных проявлениях обнаруживают осадки некого априорного морального закона.
Словом, основоположник психоанализа приходит к выводу о наличии нравственных и моральных основ психической жизни человека, из которых произрастают все культурные и социальные достижения человечества.
Но такое понимание
природы нравственности не согласуется
с первоначальными установками
психоанализа, согласно которым прогресс
человечества всецело связан с деятельностью
бессознательных психических
Чтобы освободить свое учение
от этого внутреннего
Онтогенетически первое такое
отречение, по его мнению, произошло
в первобытной орде, когда, убив своего
отца и испытав чувство вины, сыновья
отказались от права обладания женщинами.
Последующее развитие культуры и
процесс очеловечения живого существа,
по Фрейду, шли в русле его сознательного
отказа от сиюминутного удовлетворения
желаний в пользу получения отсроченного,
но более надежного удовольствия.
Причем сознательный отказ от непосредственного
удовлетворения природных страстей,
первоначально основывающийся на внешнем
принуждении с целью сохранения
человеческого рода, постепенно превратился
во внутреннюю установку личности,
соблюдающей нравственные нормы
и моральные предписания
Таким образом, вся культура
представляется Фрейду построенной
на внешнем или внутреннем подавлении
бессознательных влечений человека,
который поступился частью своего природного
достояния, подвергнув сублимации свои
первоначально сексуальные
2 История культурного развития человечества по З. Фрейду
В работах 20 - 30-х годов при рассмотрении истории культурного развития человечества Фрейд учитывает уже и социальные факторы существования человека, пытается раскрыть материальные и духовные аспекты культуры в их взаимном переплетении. Такой подход к осмыслению истории культуры был, разумеется, более плодотворным.
Усилилась критическая тенденция
его теории. Фрейд подметил, что
в то время как человечество достигло
значительных успехов в познании
закономерностей явлений
Принципиально не изменило эту его позицию даже обращение и трудовым процессам человека в обществе, что само по себе являлось значительным шагом вперед по сравнению с его ранними работами, в которых он акцентировал внимание на сексуальной деятельности индивида.
Фрейд признает, что никакая другая деятельность человека не связывает его с социальной реальностью так, как это делает увлечение работой. Профессиональная деятельность людей способна принести такое удовлетворение человеку, которое он не может получить в сфере сексуальных отношений: это возможно в том случае, когда профессиональная деятельность свободно выбирается человеком. Но в современном обществе, констатирует Фрейд, большинство людей работают только по необходимости и, следовательно, не получают от работы никакого удовлетворения, за исключением денежного вознаграждения.
Поскольку человек не существует изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует "другой", с которым он вступает в контакт, постольку и психология личности в понимании основателя психоанализа является одновременно и социальной психологией. Отсюда его вывод, что психоаналитический метод может быть использован не только при изучении индивидуально-личностных, но и культурно-социальных проблем, то есть этот метод неоправданно возводится им в ранг универсального.
Рассматривая с
Человек представляется Фрейду
отнюдь не мягкосердечным, любящим
существом: среди его инстинктивных
влечений имеется врожденная склонность
к разрушению и необузданная страсть
к истязанию самого себя и других
людей. Именно в силу этих внутрипсихических
качеств человека культура и цивилизация
постоянно находятся под
Этот вывод Фрейда во многом основывался на эмпирических наблюдениях, связанных с первой мировой войной, а также своих личностных размышлениях, вызванных смертью близких ему людей.
Потрясенный человеческой жестокостью
и трагической развязкой любой
жизненной судьбы человека, он безоговорочно
включает в свое психоаналитическое
учение понятия об агрессивности
человеческого существа и присущем
ему "инстинкте смерти". Развитие
культуры рассматривается с этого
времени Фрейдом с точки зрения
обуздания агрессивных