Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:36, реферат
Пытаясь обозреть культурные и социальные институты человечества через призму протекания психических процессов, Фрейд отталкивается от созданной им модели личности. Он считает, что механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями личности находят свой аналог в социальных и культурных процессах общества.
Цель работы – рассмотреть культуру З.Фрейда.
Задачи работы – охарактеризовать психоаналитическую концепцию культуры З.Фрейда; историю культурного развития человечества по З. Фрейду; определить недовольство культурой З. Фрейда.
Введение
1. Философия и история культуры З. Фрейда
2. История культурного развития человечества по З. Фрейду
3. Недовольство культурой З. Фрейда
Заключение
Список литературы
3 Недовольство культурой З. Фрейда
З. Фрейд утверждал, что
наше исследование о счастье пока
дало нам мало такого, что не было
бы общеизвестным. Даже если мы продолжим
исследование, поставив вопрос, почему
людям так трудно стать счастливыми,
то, кажется, от этого шансы на получение
чего-то нового не слишком увеличатся.
Мы уже ответили на этот вопрос указанием
на три источника, из которых проистекают
наши страдания: превосходящие силы
природы, бренность нашего собственного
тела и недостатки установлении, регулирующих
наши отношения друг с другом в
семье, в государстве и в обществе.
Что касается первых двух, то тут
при вынесении суждения нет оснований
для больших колебаний: мы должны
признать эти источники страданий
и подчиниться неизбежному. Мы никогда
не можем достичь полного
Фрейд отмечал, что когда мы начинаем рассматривать эту возможность, мы наталкиваемся на одно утверждение, столь поразительное, что нам стоит на нем остановиться. Это утверждение гласит, что большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура: мы были бы гораздо счастливее, если бы от нее отказались и восстановили первобытные условия. Я нахожу это утверждение поразительным, так как, что бы мы ни подразумевали под понятием культуры, несомненно одно: все то, чем мы пытаемся защищаться от грозящих нам источников страдания, принадлежит именно этой культуре.
Согласно З. Фрейду, какими путями столь многие люди пришли к этой точке зрения, к этой странной враждебности по отношению к культуре? Я полагаю, что давно существующее глубокое недовольство соответствующим состоянием культуры создало почву, на которой затем в определенных исторических условиях возникли поводы для ее осуждения. Мне кажется, что я могу установить последний и предпоследний из этих поводов; я не обладаю достаточной эрудицией, чтобы развернуть эту цепь достаточно далеко в глубь истории человеческого рода. Подобный фактор враждебности к культуре должен был играть роль уже при победе христианства над языческими религиями. Он был близок к обесценению земной жизни, последовавшему в результате христианского учения. Предпоследний повод появился, когда развитие исследовательских экспедиций привело нас в соприкосновение с примитивными народами и племенами. Из-за недостаточного наблюдения за их нравами и обычаями и неправильного их понимания многим европейцам показалось, что эти люди ведут простой, непритязательный и счастливый образ жизни, недостижимый для культурно превосходящих их посетителей.
Дальнейший опыт внес поправки
в некоторые суждения такого рода;
во многих случаях известная доля
жизненного облегчения была ошибочно
приписана отсутствию западных требований
культуры, в то время как это
объяснялось великодушием богатой
природы и легкостью
К этому следует присовокупить
еще один момент разочарования. В
течение жизни последних
Поэтому можно, пожалуй, утверждать,
что в нашей современной
Фрейд отмечал, что сейчас
своевременно заняться сущностью той
культуры, чья ценность, как источника
счастья, была подвергнута сомнению.
Не будем стремиться найти формулу,
определяющую эту сущность в нескольких
словах, прежде чем мы чего-то не узнаем
из нашего исследования. Поэтому ограничимся
повторением, что термин «культура»
обозначает всю сумму достижений
и установлении, отличающих нашу жизнь
от жизни наших предков из животного
мира и служащих двум целям: защите
человека от природы и урегулированию
отношений между людьми. Для лучшего
понимания рассмотрим подробно характерные
черты культуры, какими они себя
проявляют в человеческих коллективах.
При этом без опасений позволим себе
руководствоваться обычным
Заключение
Собственно говоря, Фрейд всегда мечтал иметь "в качестве пациента весь род людской", и исследование истории развития человечества подводило его к этому. Однако истинные причины и пути устранения "социальных неврозов" Фрейд не сумел выявить.
Основной и в то же время роковой проблемой человечества Фрейд считал установление целесообразного равновесия между бессознательными влечениями человека и моральными требованиями культуры, между психической организацией личности и социальной организацией общества. В последние годы жизни он ставит под сомнение многие завоевания цивилизации, считая невозможным предугадать, достижимо ли такое равновесие или конфликт между данными установлениями остается в принципе неустранимым.
Высоко оценивая достижения человечества в его господстве над природой, основатель психоанализа видит и другую сторону исторического прогресса: "Люди располагают такой властью в своем господстве над силами природы, что, пользуясь ею, легко могут уничтожить друг друга вплоть до последнего человека. Они это знают - отсюда возникает значительная доля их теперешнего беспокойства, их уныния, их мрачного предчувствия".
Список литературы
1. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие.- М.: Гардарика, 1998.
2. Радугин А.А. Культурология. М.: ИНФРА-М, 2003.
3. Философия / Под ред. С.М. Яшкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
4. Фрейд 3. Либидо. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1996.
5. Фрейд З. Психоанализ. М.: Психология, 2003.