Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:22, доклад
Дэниел Белл — американский социальный философ,
социолог и футуролог, основатель теории постиндустриального ( информационного) общества. Родился 10 мая 1919 в Нью-Йорке. По окончании учебы преподавал социологию в Колумбийском (1959-1969), а затем в Гарвардском университете. Первая крупная публикация Белла - книга “Конец идеологии” (1960) - создала ему репутацию одного из ведущих американских теоретиков в области социальных и политических наук.
Дэниел Белл
— американский социальный философ,
социолог и футуролог, основатель теории
постиндустриального ( информационного)
общества. Родился 10 мая 1919 в Нью-Йорке. По окончании
учебы преподавал социологию в Колумбийском
(1959-1969), а затем в Гарвардском университете.
Первая крупная публикация Белла - книга
“Конец идеологии” (1960) - создала ему репутацию
одного из ведущих американских теоретиков
в области социальных и политических наук.
Белл вместе с Шлезингером- младшим возглавил так называемую "школу консенсуса" - либерально-центристское течение, доминировавшее в интеллектуальной жизни Америки 1950-х годов. Ключевым тезисом этой школы стало утверждение об исчерпанности традиционных политических идеологий. Коммунизму, фашизму и другим "программным" идеологиям Белл противопоставил либеральную приверженность умеренному социальному реформизму, свободному рынку и индивидуальным гражданским свободам. В отличие от либеральных теоретиков националистического склада (Бурстейн) или неоконсерваторов (Кристол), Белл не стремился преувеличивать степень культурной однородности американского общества или распространенности ценностей среднего класса. Себя он однажды описывал как «социалиста в экономике, либерала в политике и консерватора в культуре». С этих позиций он и приступил к созданию принёсшей ему известность теории, которая выросла из осмысления качественно новой ситуации, сложившейся в конце 60-х годов в развитых индустриальных обществах. Белл в отличие от представителей иных теоретических направлений, прежде всего марксистских и функционалистских утверждал, что «общество правильнее рассматривать как совокупность различных сфер, каждая из которых определяется своим принципом, выступающим как нормативный фактор, регламентирующий её развитие».
Термин "постиндустриализм" был введён в научный оборот еще в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ Д. Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество».
Книга Д. Белла содержит изложение всех основных элементов постиндустриальной теории. Впервые изданная в США в 1973 году, она стала итогом осмысления тех процессов, которые происходили в экономике и общественной жизни США в послевоенные десятилетия. В ней представлен глубокий анализ основных тенденций в изменении соотношения секторов общественного производства, становлении экономики услуг, формировании научного знания как самостоятельного элемента производственных сил. Оценивается роль и место постиндустриального общества в общей картине социального прогресса.
Теория постиндустриального общества сформировалась в результате всестороннего анализа качественно новой ситуации, сложившейся в 60-е и 70-е годы в развитых индустриальных странах. Именно на обнаружение характерных черт рождающегося нового общества и были направлены усилия основоположников теории.
Подавляющее большинство исследователей называли в качестве его главных признаков радикальное ускорение технического прогресса, снижение роли материального производства, выражавшееся, в частности, в уменьшении его доли в совокупном общественном продукте, развитие сектора услуг и информации, изменение мотивов и характера человеческой деятельности, появление нового типа вовлекаемых в производство ресурсов, существенную модификацию всей социальной структуры.
Концепция постиндустриального общества является одной из самых наиболее распространенных и разработанных концепций современной западной философской мысли. Данная концепция не является чисто философской, так как во многом опирается на статистические данные социологии, психологии, а так же на последние достижения в области естественных наук и техники. Занимая пограничное положение между всеми этими дисциплинами, концепция охватывает практически все области человеческой жизни, начиная от социально политических проблем и заканчивая изменениями в области культуры, нравственности, а так же изменения, произошедшие в сознании отдельного индивида, как результат воздействия на него изменяющейся среды.
Данная концепция является практически полностью ориентированной на западное развитие. Все без исключения исследователи данного направления придерживаются мнения о том, что лишь только «цивилизованный мир», то есть мир, включающий в себя страны полностью прошедшие и закончившие индустриальное развитие, способен стать частью того глобального мира, который называется постиндустриальным. Страны, находящиеся на этапе аграрного развития не могут стать постиндустриальными, не выработав у себя индустриальной базы. Говоря более конкретно, государства, способные к шагу в будущее, это почти все государства Северной Америки, Европы и Япония.
Д. Белл рассматривал в своей работе историю как смену трех эпох : доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная. Доиндустриальное общество организовано вокруг « взаимодействия с природой» : ресурсы обеспечиваются добывающими отраслями промышленности, а общество подчиняется законам снижающейся отдачи и низко производительности. В доиндустриальных обществах, до сегодняшнего дня объединяющих большинство населения мира, рабочая сила используется преимущественно в добывающих отраслях: горной промышленности, рыболовстве, лесничестве и сельском хозяйстве. Жизнь является в первую очередь взаимодействием с природой. Человек применяет мускульную силу, работает по старинке, а его представления о мире обусловлены наличием естественных элементов- сменой времен года, типом почвы, количеством влаги. Именно этим определяется ритм жизни. Время понимается лишь как длительность, как долгие и короткие его промежутки, а темп работы зависит от времени года и погодных условий. И так это взаимодействие с природой, производительность труда низка, хозяйство зависит от неустойчивых внешних процессов и капризов цен на сырьевые товары на международных рынках. Базовой ячейкой общественной жизни выступает большая семья. Социальное обеспечение ограничивается помощью в прокормлении лишних ртов, которая требуется семьям почти всегда. Низкая производительность и перенаселенность обуславливают большую долю недозанятого населения, которое распределяется в сельском хозяйстве и сфере домашних услуг. Поэтому имеет место значительная доля занятых в сфере услуг, остающихся в своем большинстве личными услугами. Поскольку работники зачастую довольствуются платой, достаточной лишь для пропитания, работа по дому дешева и крайне распространена. В Англии середины викторианской эпохи класс прислуги оставался самым многочисленным. В «Ярмарке тщеславия» Бекки Шарп и капитан Роудон Кроули были нищими, но держали прислугу; К. Маркс, живший в Сохо в двухкомнатной квартире со своей большой семьей и иногда выселяемый за неуплату аренды, имел постоянно верную служанку Ленхен, а иногда нанимал и вторую. Доиндустриальные общества суть аграрные общества, построенные на традиционных элементах рутины и подчинения старшим.
Индустриальное общество- это « взаимодействие с преобразованной природой», которое основано на взаимоотношениях человека и машины и использует энергию для превращения естественной окружающей среды в техническую. Индустриальные общества- в основном представленные странами Североатлантического региона , а также СССР и Японией- являются товаропроизводящими обществами. Жизнь в них становится взаимодействием с преобразованной природой. Мир становится техничным и рациональным. Главное место занимает машина, и ритмы жизни размечены с механической точностью: время хронологично и разбито на равные промежутки. На смену физическому труду пришла энергия, ставшая основой производительности — искусства произвести больше с меньшими затратами, - обеспечившей массовое производство товаров, характеризующее индустриальное общество. Энергия и машины изменили природу труда. Навыки распались на их компоненты, и ремесленника прошлых лет заменили две новые фигуры — инженер, отвечающий за общую организацию и ведение работы, и полуквалифицированный рабочий, олицетворяющий человеческое «колесико» между машинами, - обреченные сосуществовать до тех пор, пока технический талант инженера не создаст машину, которая заменит и самого рабочего. Это мир координации, где люди, сырье и рынки подгоняются под нужды производства и распределения товаров. Это мир строгого расчета и запрограммированной деятельности, в котором компоненты товаров производятся в нужных пропорциях и в должное время, требующееся для ускорения кругооборота благ. Это мир строгой организации — иерархии и бюрократии, - где к человеку относятся как к вещи, потому что вещами управлять легче, чем людьми. Таким образом, создается необходимое разграничение между ролью и человеком, и оно закладывается в принципы деятельности предприятия. Организации имеют дело с потребностями ролей, а не личностей. Критерием становится эффективность, и жизнь построена по экономическому принципу: как получить наибольшее количество энергии из заданного количества ресурса ( угля, нефти, газа, воды) при помощи лучших машин и по наиболее конкурентным ценам? Единицей является индивид, и свободное общество есть совокупность индивидуальных решений в том виде, в каком они выражены в потребностях рынка. Традиционные элементы сохраняются. В тех случаях, когда представляется такая возможность, группы рабочих пытаются влиять на установление собственных ритмов работы или ограничение масштабов производства. Отходы растут. Партикуляризм и политическая деятельность распространяются все шире. Они смягчают наиболее острые углы индустриальной действительности. Между тем его сущностные, технические черты сохраняются.
Далее в своей книге Белл пишет, что постиндустриальное общество основано на « игре между людьми», в которой на фоне машинной технологии поднимается технология интеллектуальная, основанная на информации. Вследствие столь серьезных различий существуют огромные расхождения в характере экономического сектора и типах занятости.
Постиндустриальное общество основано на услугах. Поэтому оно и есть игра между людьми. Главное значение имеют уже не мускульная сила и не энергия, а информация. Основным действующим лицом становится профессионал, потому что его образование и опыт позволяют ему отвечать всем требованиям, предъявляемым в постиндустриальном обществе. Если индустриальное общество определяется через количество товаров, обозначающее уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами — здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой, - которые становятся желанными и доступными для каждого.
Слово «услуги» обозначает различные явления, и в переходе от индустриального общества к постиндустриальному имеются несколько различных стадий. Во-первых, само развитие промышленности предполагает необходимую экспансию транспорта и общественных служб как услуг, связанных с движением товаров; требуется также больше энергии, что вызывает рост пусть и не занятой в непосредственном производстве, но все же «синеворотничковой», рабочей силы. На втором этапе в условиях массового потребления благ и роста населения возникает рост сфер распределения ( оптовой и розничной торговли ), финансов, операций с недвижимостью и страхования, традиционных центров «белых воротничков». На третьем этапе, по мере роста национального дохода, обнаруживается, как было указано в теореме К. Энгеля , немецкого статистика второй половины прошлого века, что доля денег, расходуемая на питание, начинает снижаться, а остаток используется сначала на приобретение товаров длительного пользования ( одежды, автомобилей и жилья) , а затем предметов роскоши, на отдых и так далее. Таким образом, с расширением человеческих горизонтов и с появлением новых потребностей и вкусов начинает расширяться третичный сектор, сфера личных услуг: сети ресторанов, отелей, автомобильных мастерских, индустрия путешествий, развлечений и спорта. На этом этапе становится заметным влиянием нового типа сознания. Требования лучшей жизни, которая была обещана обществом, концентрируются вокруг двух сфер, являющихся фундаментальными для этой новой жизни, - здоровья и образования. Устранение болезней и рост числа людей, которые могут прожить все отпущенные им годы на фоне попыток увеличить продолжительность жизни, делают услуги здравоохранения чрезвычайно значимыми в современном обществе; а рост технических потребностей и профессионального мастерства делает образование, и, в частности, доступ к высшему образованию, условием самого вхождения в постиндустриальное общество. Таким образом, мы сталкиваемся с ростом новой интеллигенции, в первую очередь преподавателей. И, наконец, требования дополнительных услуг и неадекватности рынка для удовлетворения потребностей людей в нормальной окружающей среде, равно как в лучшем здравоохранении и образовании, ведут к развитию функций правительства, особенно на местном уровне и уровне штатов, где и должны удовлетворяться подобные нужды.
Постиндустриальное общество, считает автор, является также коммунальным обществом, где социальной единицей выступает скорее отдельное общество, где социальной единицей выступает скорее отдельное общество, нежели индивид, и целью ставится достижение «социального решения», отличного от простой суммы индивидуальных решений, которые в своей совокупности могут привести к кошмару, что хорошо видно на примере личных автомобилей и ужасных последствий их движения. Но кооперация людей гораздо более сложна, чем управление вещами. Участие становится необходимым элементом сообщества, но когда слишком много групп хотят слишком многих вещей и не готовы к переговорам и торгу, результатом становится нарастание конфликтных и неразрешимых ситуаций. Остается выбор между политикой консенсуса или политикой тупика. Информация становится основным ресурсом, а внутри организаций — источником силы. Профессионализм превращается в критерий общественного положения, но при этом сталкивается с популизмом, вызываемым требованиями больших прав и большего участия в делах общества. Если борьба между капиталистами и рабочими в пределах фабрики характеризовала индустриальную систему, то постиндустриальное общество отмечено борьбой между профессионалами и массой как внутри организаций, так и внутри сообщества.
Методологическая основа каждого общества различна, и, что более важно, существуют качественно отличные осевые принципы, вокруг которых сконцентрированы институциональные и организационные атрибуты того или иного социума.
Результатом всего этого становятся резкие отличия характера структурных проблем, с которыми сталкивается общество каждого типа. В индустриальном обществе главной экономической проблемой была проблема капитала: как институционализировать процесс накопления достаточных сбережений и превратить их в инвестиции? Ее решили с помощью фондового рынка, инвестиционных банков, самофинансирования и государственного налогообложения. Ячейкой социальных отношений являлись предприятия или фирма, а основной социальной проблемой- проблема конфликта между работодателем и рабочим. В той мере, в какой инвестиционные процессы приобрели рутинный порядок, а « классовые конфликты» были изолированы таким образом, что вопрос классовой борьбы перестал быть единственным фактором социальной поляризации, прежние проблемы индустриального общества оказались если не « решенными», то, во всяком случае, лишенными остроты.
В постиндустриальном обществе главная проблема состоит в организации науки, а важнейшим институтом выступает университет или научно- исследовательская лаборатория, где проводится эта работа.
В своей книге
"Грядущее постиндустриальное общество"
Белл обосновывал прогноз