Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:22, доклад
Дэниел Белл — американский социальный философ,
социолог и футуролог, основатель теории постиндустриального ( информационного) общества. Родился 10 мая 1919 в Нью-Йорке. По окончании учебы преподавал социологию в Колумбийском (1959-1969), а затем в Гарвардском университете. Первая крупная публикация Белла - книга “Конец идеологии” (1960) - создала ему репутацию одного из ведущих американских теоретиков в области социальных и политических наук.
Для современного капитализма, считает Белл, характерно разобщение этих сфер, утрата прежнего единства экономики и культуры. В этом он видит источник противоречий в западном обществе. "Постиндустриальное общество, - пишет он, - не замещает индустриальное так же, как индустриальное не ликвидирует аграрный сектор экономики. Подобно тому, как на древние фрески в последующие эпохи наносятся все новые и новые изображения, более поздние общественные явления накладываются на предыдущие слои, стирая некоторые черты и наращивая ткань общества как единого целого". Белл приводит многочисленные примеры, подтверждающие, что на смену современному приходит новое, коренным образом отличающееся от него состояние общества. Заслуга Белла, впрочем, состоит не столько в перечислении новых тенденций развития общества, сколько в том, что ему удалось выявить их внутреннюю связь, реальную логику, взаимозависимость, без чего его концепция оставалась бы, как в случае многих других футурологов, лишь разрозненной суммой иллюстраций.
Можно указать
на следующие, по мнению Белла, исходные
специфические измерения и
Белл чутко уловил важные существенные тенденции развития общества в нашу эпоху, связанные преимущественно с процессом превращения науки в непосредственную производительную силу: возрастание роли науки, в особенности теоретического знания, в производстве, превращение научного труда в одну из ведущих сфер человеческой деятельности; качественные изменения в отраслевой и профессиональной структурах общества. Значение постиндустриального общества Белл определил тем, что:
Автор считает так же, что возникновение нового социума ставит под вопрос распределение богатства, власти и статуса, что имеет фундаментальное значение для любого общества. Теперь богатство , власть и статус не являются мерилами класса, а становятся ценностями, к которым стремятся и которые обретают классы. Классы создаются в обществе по основным осям стратификации, а ими в западном обществе являются собственность и знание. Наряду с этим существует политическая система, которая все больше управляет обоими и порождает временные элиты ( в том смысле, что среди их членов не существует преемственности власти через занимаемую должность, подобно преемственности семьи или класса по признаку собственности и дифференциальным преимуществам, вытекающим из принадлежности в меритократии) . Становление постиндустриального общества происходит, утверждает он, точно так же, как в свое время индустриальное, капиталистическое общество вышло из недр аграрного, феодального. Если эмбрионом капитализма было простое товарное производство, то эмбрионом нового общественного строя является наука. В процессе рационализации производства наука "растворяет" капиталистические отношения, как прежде меновая экономика разложила феодальные. Этому процессу соответствует переход от сельского хозяйства к промышленности, а от нее - к услугам. Распределение власти в обществе в конечном счете зависит от значения того или иного фактора производства:
-в аграрном обществе это были феодалы, владевшие землей;
-в индустриальном - буржуа, обладавшие капиталом;
-в постиндустриальном - сословие
ученых и
в аграрном обществе - это армия и церковь;
в индустриальном - корпорация;
в постиндустриальном - "мультиверситет" и академические центры.
Белл в своей книге приводит 5 типов общественных знаний - совокупность субординированных факторов или суждений, представляющих собой аргументированное утверждение или экспериментальный результат, который может быть предан другим людям:
1) практические знания, которые пригодны для использования в работе, решениях и действиях:
- Профессиональные,
- Предпринимательские,
- Знания навыков физического труда,
- Знания в области ведения домашнего хозяйства и др.
2) Интеллектуальные знания
3) Бесполезные и развлекательные знания
4) Духовные знания
5) нежелательные знания, находящиеся в сфере интересов человека.
Когда знание в своей систематической
форме вовлекается в
Таким образом, концепция
постиндустриального общества не есть
законченная картина
Концепция постиндустриального общества наводит на мысль, что существующий общий круг проблем, во многом зависящих от взаимоотношений между наукой и политикой, которые придется решать этим обществам; однако они могут быть решены разными методами и в разных целях. Концепция постиндустриального общества выступает в качестве одного из механизмов, позволяющих сделать более понятными сложные изменения в социальной структуре западных стран.
Основой концепции постиндустриального общества служит оценка нового социума как резко отличающегося от господствующего от господствующего на протяжении последних столетий: отмечаются прежде всего снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры.
Становление концепции постиндустриального общества началось с оценки реальных явлений, кардинально изменяющих лицо западного мира. С момента своего возникновения и по сей день, постиндустриальная теория сохраняет последовательно материалистический характер, черпая новые источники своего развития в конкретных фактах и тенденциях.
Сейчас, когда уже целое поколение тщательно изучило концепцию Белла, разумеется, нетрудно найти в ней недостатки. Однако нельзя не заметить, что книга Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество – настоящий академический подвиг. В 1960-е годы работали и другие социологи, многие из них, заглядывая в будущее, подчеркивали роль технологии и знания. Но никому не удалось представить такой систематической и содержательной концепции и развивающихся коммуникационных технологий, в его новаторской работе выведены принципы, которые сохраняют свою силу и по сей день.