Концепция правосознания И. А. Ильина и ее влияние на развитие правовой теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:39, реферат

Описание

Всегда найдется немало людей, готовых искренне удивиться тому, что в них живет известное мировоззрение, что они имеют свой особый эстетический вкус, что они стоят в известном постоянном отношении к голосу совести, что у них имеется характерное для их души правосознание. А между тем каждый человек, независимо от своего возраста, образования, ума и таланта, живет этими сторонами или функциями души даже и тогда, когда он сам об этом не подозревает.

Содержание

Введение ………………………………………………………стр 3
ГЛАВА 1. Предпосылки здорового правосознания…………стр 5
ГЛАВА 2. Основные аксиомы правосознания………………стр 8
2.1. Закон духовного достоинства………….……………… стр 8
2.2. Закон автономии……………………………………….. стр12
2.3 Закон взаимного признания…………………………...стр18
ГЛАВА 3. Ильин и современность……………………………стр24
Заключение…………………………………………………...стр27
Список литературы………………………………………….стр29

Работа состоит из  1 файл

Мой реферат.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

    Надо  сказать, что такой взгляд на право не согласуется с традициями современной русской религиозной философии. Православный взгляд на обсуждаемый вопрос приближается к следующему. Цель права - ограждение и воспитание нравственности. В идеале право и нравственность совпадают, а в реальности чем больше положений нравственного закона закреплено правовым образом, тем на более высокой ступени стоит народ. В Пятикнижии право и нравственность составляют один закон. В этом же - соединении закона и морали - сила ислама. Что касается христианства, то оно подняло планку нравственного на громадную высоту, фактически - бесконечную: "будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный". Поэтому закрепление всех нравственных заповедей в праве для христианских народов невозможно. Нам лишь указывается направление, по которому должно идти совершенствование права, но при этом всегда должна учитываться производность государственных законов от нравственного закона. Поэтому разделяемый Ильиным западный взгляд на право как на нечто индифферентное нравственности, а лишь как на ограду свободы индивида следует признать неверным. В условиях падшести человеческой природы такой подход фактически защищает право "грешить во все тяжкие" (и попробуйте указать на это - сразу поднимется вопль, что нарушаются "права человека")3.

    Но  для грядущей России рекомендации Ильина могут оказаться весьма полезными. Они будут тем ценнее, чем дальше российская государственность отходит  от своих традиционных ценностных основ, чем больше её стабильность внушает  опасения. Программные установки Ивана Ильина, при кажущейся архаичности, возможно, предвосхищают – не в частностях, а в духе - именно то политическое устройство, которое силою вещей установится в России, если у неё действительно есть будущее.  

    Заключение.

    Учение  о нормальном правосознании столь же необходимо человечеству, сколько учение о теоретической очевидности, о совести, об эстетическом вкусе и об аксиомах религиозного опыта. Предметом такого учения является некоторое объективно верное и безусловно ценное состояние человеческой души, которое в строении своем имеет не только познавательный, но и чувствующий и волевой характер. Это есть не только верно знающее, но и верно чувствующее, и верно желающее душевное состояние; и именно предметная верность и духовная цельность его придают ему ту жизненную мощь и ту безусловную ценность, которые позволяют назвать его здоровым и верным правосознанием. Знание, чувствование и воля обусловлены здесь взаимно: только любовь может породить верное знание и сильную волю; только воля может помочь знанию в его порыве к предмету и к зрелой форме, помочь любви в ее жизненном созидании; только знание может сообщить предметность любви и воле. Патриотизм должен питать мысль ученого юриста и волю гражданина; наука права должна светить гражданину и патриоту, волевое самоутверждение должно вести патриота и ученого. Тогда ученый будет иметь доступ к подлинному правовому и государственному опыту; тогда патриот сделает свое чувство предмета осмысленным и плодотворным; тогда гражданин построит свой волевой акт на ясном разумении и страстном чувстве. Вот почему нормальное правосознание есть объект познания, доступный только предметной философии: здесь - познать значит испытать предмет; испытать предмет значит полюбить его;полюбить значит утвердить в себе волю к нему, и все это вместе значит вступить на путь непосредственного осуществления того, что стало познанным, любимым и желанным.

    Усмотреть наличность, достоинство и компетентность нормального правосознания значит найти путь для разрешения всех основных жизненных затруднений, вытекающих из природы права и создающих немало теоретических споров в юридической науке…

    Ивана Александрович Ильин во многом предвидел  те социальные потрясения, которые  ждали Россию в постсоветский  период. Концепция правосознания  Ильина сейчас может быть истолкована неоднозначно, так как автор был эмигрантом и не всегда понимал всю суть проблем, которые будоражили Россию. К тому же его методология в свете современных философских теорий оставляет место для споров. Но именно этим, на мой взгляд, и хороша философия (наука всех наук) –  она всегда предполагает сомнения и творческие искания. Никогда нельзя быть уверенным, что твоя теория, которая сегодня верна завтра не будет опровергнута. Но в чем можно абсолютно быть уверенным, так это в научной ценности, популярности и практической полезности концепции правосознания Ильина не только для философов и юристов, но и для любого человека, которому не безразлична судьба России.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1) И.А.  Ильин, О сущности правосознания, М., 1993 г.,С.2-5, 7, 11.

2)  И.А. Ильин.  Собр. соч. [Доп. Т.] Мир перед пропастью.  Ч. III. М., 2001. С. 438.

3)  И.А.Ильин.  Я вглядываюсь в жизнь. Книга  раздумий. Собрание сочинений, т.3.

Москва, "Русская  книга", 1994. С. 24-25

4)  И.А.Ильин.  О русском национализме. Сб. Иван Ильин. "О грядущей России".  Избранные статьи из книги "Наши задачи".  Под. ред.Н.П. Полторацкого. Москва, Военное издательство, 1993.

5) Е.Н.Трубецкой.  Энциклопедия права.  Chalidze Publication, New York 1982.

6) И.Н.Смирнов.  Жизненный и творческий путь И.А.Ильина. Предисловие к книге И.А.Ильина "Аксиомы религиозного опыта".  ТОО "РАРОГЪ", 1993., С.59

7) Социальная  философия Ивана Ильина. Материалы  Российской конференции, 9-10 апреля 1993г. Часть 1. Н.П. Полторацкий  "Иван Александрович Ильин". К столетию со дня рождения, 1883-1983. С-Пб,1993.

8) Теория  государства и права. / Курс лекций  под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Юрист, М. 2002 г. С.265.

9) Е.А.  Лукашова, Социалистическое правосознание  и законность, Юридическая литература, М., 1999 г.

10) Евлампиев И. И. "Философские и правовые взгляды И. А. Ильина". М., 2005, С.63. 
 
 

Информация о работе Концепция правосознания И. А. Ильина и ее влияние на развитие правовой теории