Конфуций и его учение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:53, реферат

Описание

Конфуцианство — философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун — Цю (Конфуций). Крупнейший ученый своего времени, он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного, ради чего и живет человек.

Содержание

Введение 3
1. Биография Конфуция 5
2. Учение Конфуция 6
2.1. Конфуций о человеке 6
2.2. Конфуций о государстве 10
2.3. Конфуций об обществе 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

реферат Конфуций.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ  РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

        Международный факультет управления

Кафедра социальных наук 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По  дисциплине «Философия»

на  тему «Конфуций и  его учение» 
 
 
 
 
 

      Выполнила

      Студентка гр.№21981

      ________ Н.А.Кривошеина  
 
 

      Проверил 

      доцент, к.и.н.

      ________ И.Е. Максимова

      ______________________ 
 
 
 
 
 

Томск 2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                                            3

1. Биография  Конфуция 5

2. Учение Конфуция 6

      2.1. Конфуций о человеке 6

      2.2. Конфуций о государстве 10 

      2.3. Конфуций об обществе 13

Заключение  16

Список использованной литературы 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Конфуцианство — философское учение, появившееся  в Древнем Китае. Создателем конфуцианства  был Кун — Цю (Конфуций). Крупнейший ученый своего времени, он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного, ради чего и живет человек.

     Как исторический феномен конфуцианство  относится к рубежной эпохе развития человечества, названной К.Ясперсом «Осевым временем», а ныне в специальной литературе чаще именуемый «временем философского прорыва»1.Конфуцианство — одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В ряде публикаций дается «компромиссное» определение конфуцианства одновременно как религии и как этико-политического учения. Конфуций — создатель нравственно-религиозного учения — оставил глубочайший след в развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его общественной жизни — политической, экономической, социальной, моральной, в искусстве и религии. По определению Л.С.Васильева: «Не будучи религией, в полном смысле этого слова, конфуцианство стало большим нежели, чем просто религия. Конфуцианство — это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов, — словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации»2. По своему миропониманию, способу объяснения мира и места человека («цивилизованного», а не «варвара») в этом мире конфуцианство выступает скорее в этико-политическом, чем в религиозном плане.

   Конфуций  основал свою школу в 50 лет. У него было много учеников. Они записали мысли как своего учителя, так  и свои. Так возникло главное конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы и высказывания») — произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник в основном нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно увидеть философское сочинение. Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть еще в детстве, ею он руководствовался всю жизнь. Основная задача Конфуция — гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности — конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» — дао. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Биография Конфуция.

     Судя  по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего чиновника  Шу Лянхэ. Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун). Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.

     Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

     Из  классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела  Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников.  
 
 
 
 
 

     2. Учение Конфуция

         2.1. Конфуций о человеке.

      Высказывая  суждения о существе человеческой природы, Конфуций не случайно обращался к  понятию «Дао». Если он хотел воздействовать на стремление к богатству и знатности только «правильными принципами» или «надлежащими методами», то мог бы использовать иные термины и понятия, в частности «ли» (правила, ритуал) или «фа» (установления, законы). Сам же факт обращения именно в рассматриваемом суждении к понятию «Дао» должен был показать ученикам, что  в отличие от Лао-цзы (автор учения о Дао) он связывает Дао лишь с одной темой – человеком. Сопоставляя человека и Дао, Конфуций подчеркивал, что человек является центральной темой его  учения.

      Конфуций  рассматривал человека в трех измерениях, подразделяя соответственно людей на три категории, обозначаемые терминами «цзюнь-цзы», «жэнь», «сяо жэнь». «Цзюнь-цзы» и «сяо жэнь» - новые понятия, неизвестные ранее широко в древнекитайской философии и этико-политической мысли.

      Цзюнь-цзы («благородный муж») занимает одно из центральных  мест в учении Конфуция, ему отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания представителям двух других категорий. Термин «жэнь» («человек») использовался для обозначения как человека вообще, так и обычных людей. «Сяо жэнь» (дословно «маленький человек», иногда переводится как «низкий человек») – термин далеко не однозначный, несущий в себе как этическую, так и социальную нагрузку.

      Рассмотрим, какими же нравственными качествами Конфуций наделил «благородного мужа». Основными качествами являются справедливость, скромность, правдивость, приветливость, почтительность, искренность, осторожность, умение сдерживать свои желания, отвращение к клеветникам, бездумным. Благородный муж никогда не успокаивается на достигнутом, он постоянно занимается самоусовершенствованием в надежде достичь Дао.

     Из  некоторых суждений можно увидеть  социальный статус цзюнь-цзы: при жизни Конфуций выдвигать людей и предоставлять им административные посты мог только правитель, иногда прислушивавшийся к советам своих ближайших сановников. В последнем разделе «Лунь юя», где говорится о надлежащих методах управления народом и государством, образ цзюнь-цзы уже ассоциируется с правителем царства3.

     Однако  перечень моральных достоинств цзюнь-цзы будет не полным, если не осветить два важнейших понятия учения Конфуция – жэнь и вэнь. Благородный муж, лишенный жэнь и вэнь, уже не цзюнь-цзы: «Учитель сказал: «…Если благородный муж утратил жэнь, то какое право имеет он носить столь высокое имя?»»4.

      Обычно  принято переводить понятие «жэнь» как «человеколюбие», «человечность», «гуманность». Н.И. Конрад считает, что термин «жэнь» следует понимать как «человеческое начало» в человеке. В.С. Колоколов переводил жэнь понятием «благорасположенность»5.

      Иероглиф  «вэнь» встречается уже на иньских  костях (XIV-XII вв. до н.э.), его первоначальное значение – «человек с разрисованным туловищем». Ко времени Конфуция термин «вэнь» постепенно насыщается иным значением – он уже используется для обозначения понятий «литература», «культура». И в этом большая заслуга самого Конфуция; оттолкнувшись от первоначального значения данного термина, он вдохнул в него новую жизнь, связав с письменной традицией народа, его духовной культурой.

      В «Лунь юе» проводится четкая мысль  о том, что вэнь – это то, что  человек приобретает в процессе обучения, и каждый человек должен стремиться овладеть духовной культурой  предков. В то же время Конфуций предостерегал от одностороннего увлечения вэнь. Он осознавал, что человеку, посвятившему все силы изучению вэнь, будет трудно жить среди обычных людей с их «естественными» стремлениями и страстями, он потеряет жизнеспособность.

     Итак, «благородный муж» является носителем  жэнь и вэнь. Большинство исследователей учения Конфуция, как правило, завершают реконструкцию понятия «цзюнь-цзы» указанием на эталонное воплощение этих двух взаимосвязанных понятий. Однако более углубленное изучение текста «Лунь юя» наталкивает на мысль,  что Учитель, создавая образ цзюнь-цзы, не ограничился двумя рассматриваемыми ценностными критериями. У него имелся еще один, который играл не меньшую роль, нежели жэнь и вэнь. Рассказывая о существенном отличии «благородного мужа» от «маленького человека», Конфуций выделил в качестве индикатора приверженность принципу «хэ». Его внедрение в качестве постоянно действующего фактора в создаваемой им модели общества и государства могло послужить надежным гарантом не только их стабильного функционирования, но и последовательного развития. Поскольку основным элементом его учения, определяющим характер взаимоотношений в обществе и государстве, являлась концепция цзюнь-цзы, Конфуций решил сделать принцип «хэ» ценностным критерием формирования «благородного мужа». Став носителем принципа «хэ», «благородный муж» обретал черты, которые не способны были ему дать ни жэнь, ни вэнь: самостоятельность мышления; активность; умение решать проблемы, исходя из признания за противной стороной права на собственное мнение и т.п., то есть все то, что делало образ цзюнь-цзы более полнокровным и превращало в важную часть общей теории управления государством.

     Итак, цзюнь-цзы в учении Конфуция теоретически мог стать каждый житель Поднебесной, но для этого он должен воспитать  в себе и суметь реально воплотить  три ценностных критерия идеальной личности – жэнь, вэнь и хэ.

     В учении Конфуция имеется еще одна модель человека – сяо жэнь (дословно «маленький человек»). Если цзюнь-цзы  наделен всеми лучшими качествами человека, то в образе сяо женя сочетается все отрицательное, что встречается в людях. Помыслы «маленького человека» сосредоточены лишь на самом себе, удовлетворении, причем любыми способами, тех стремлений, которые присущи человеку от природы (например, стремление к знатности и богатству). Поэтому одной из характерных черт, присущих сяо жэням, является ли («выгода»).

     В отличие от цзюнь-цзы, который неустанно  совершенствует свои нравственные качества, сяо жэнь поглощен лишь материальным процветанием. Согласно «Лунь юю»: «Сяо жэнь несдержан, заносчив, легко зазнается, он не способен… жить в согласии с другими людьми»6. К тому же он еще и трусоват.

     Важно отметить тот факт, что Конфуций использует термин «сяо жень» не только как  нравственной категории, но  и в значение социальном: «Учитель сказал: «Благородный человек заботится лишь о соблюдении морали, маленький человек помышляет о земле. Благородный человек заботится о соблюдении (уголовного закона), маленький человек заботится о получении благодеяния»»7.

     В облике сяо жэня заложена еще одна идея – человек должен постоянно  заниматься самоусовершенствованием, как бы нравственно очищаясь от «природных» стремлений. Не обязательно станешь цзюнь-цзя, но каждый должен вступить на путь нравственного и культурного совершенствования, овладеть учением Конфуция и стараться претворять его в жизнь. Иначе остановишься в своем развитии, покатишься назад и превратишься во всеми презираемого сяо женя.

     Третьей категорией, которую выделял Конфуций, является «жэнь» (дословно «человек»). Это именно та масса людей, которая в нравственном и культурном отношении стоит между цзюнь-цзы и сяо женем. Конфуций верил в неограниченные потенции обычного человека. Иногда, чтобы подчеркнуть промежуточное положение обычного, среднего человека, Конфуций вводит в употребление термин «чжун жэнь» (дословно «средний человек»).

     Суждения  Конфуция о человеке и его критерии ценности личности не получили бы такого всеобщего длительного признания  в китайской культуре, если бы они  не олицетворяли саму традицию. Если бы не народился ее носитель, то и данная традиция утратила бы потенцию воспроизводства.

Информация о работе Конфуций и его учение