Конфуций и его учение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:53, реферат

Описание

Конфуцианство — философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун — Цю (Конфуций). Крупнейший ученый своего времени, он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного, ради чего и живет человек.

Содержание

Введение 3
1. Биография Конфуция 5
2. Учение Конфуция 6
2.1. Конфуций о человеке 6
2.2. Конфуций о государстве 10
2.3. Конфуций об обществе 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

реферат Конфуций.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

     Завершая  рассмотрение суждений Конфуция о человеке, можно сказать, что впервые в  истории китайской культуры была создана реальная модель идеальной  личности, оказавшая огромное воздействие  на формирование национального характера и духовной жизни китайской нации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Конфуций о государстве. 

     Согласно  ритуальному мировоззрению, уникальная личность – монарх-медиатор в качестве единственного посредника между  миром людей и сакральными  сферами получает благодать сверху и затем распространяет ее в виде своих персональных благих влияний на все вверенное ему пространство. Именно таким образом, т.е. посредством распространения благих влияний, он устанавливает порядок и гармонию во всей Поднебесной и поддерживает их. Такова была модель государственного устройства, порожденная религиозно-ритуальным мировоззрением задолго до появления Конфуция.  

     В этой модели Конфуцию не нравилась  полная монополизация власти в пределах той кровно-родственной группы, из которой происходила царствующая фамилия. Правильное политическое чутье подсказало ему, что нарушение монополии лучше всего осуществлять удалением от сакральной сферы, что он и провозглашал в своем учении.

     Когда Конфуций стал «отдаляться» от сакральной сферы, вся тяжесть поддержания порядка в традиционной модели государства пала исключительно  на плечи «единственного» и оказалась в полной и прямой зависимости от его человеческих качеств. Модель становится светской, но структура государства не меняется.

     А.С.Мартынов пишет  о том, что, рассуждая на политические темы, Конфуций имел в виду  две модели государства. Первая, которую можно условно назвать моделью Полярной звезды, была унаследована им от политического сознания предшествующей эпохи и в преобразованном с помощью конфуцианской доктрины виде применялась при рассмотрении государственного устройства в аспекте государь – народ или государь – совершенномудрый помощник, включая сюда и деятельность самого Конфуция. Вторая модель, которую можно условно назвать моделью цзюнь-цзы, появилась в результате желания Конфуция придать «совершенному мужу» гораздо большую важность нежели та, на которую могли рассчитывать скромные работники бюрократического аппарата. В результате синтеза благодати и конфуцианской доктрины понимание власти как  сверхъестественного благотворного влияния «единственного» на необозримое множество отходило на второй план, уступая место взаимоотношениям монарха с определенным количеством наделенных властью «совершенных мужей»8.

     Конфуций  высказывал несколько своих пожеланий  об устройстве и принципах руководства  идеальным государством.  Согласно схеме Конфуция, правитель, как глава семьи, возвышается лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности. Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что всё, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип “хэ”. В создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании “ли”, эти Правила выполняли роль закона. Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция заданности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейший ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.

     Людей Конфуций разделил по отношению к  управлению государством на две группы: Управляющие и Управляемые. Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется  первой группе людей. По мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье. Управляющие - отцы народа.

Для управляющих  Конфуций вывел четыре Дао:

1) Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие   себя люди способны проявить  уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.

2) Чувство ответственности.  Правитель должен чувствовать  ответственность за управляемый  им народ. Это качество также  присуще Цзюнь-цзы.

3) Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ, повысить его моральные качества, образованность, а значит,  и обеспечить прогресс всего общества.

4) Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.

Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и  в своей модели ограничивал права  царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к решению различных проблем. Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли. Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства – доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления, и в этом случае неизбежен регресс общества9. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Конфуций об обществе. 

      Конфуций  жил в период внедрения в китайское  общество системы доносов.

Умудренный опытом Конфуций понимал, какую опасность  несло распространение доносительства, тем более на ближайших родственников, фактически ставилась под угрозу вся его концепция личности. Необходимо было выработать и построить идейный каркас, скрепляющий общество на нравственных началах, и добиться того, чтобы общество само отторгало доносительство.

      В учении Конфуция основным термином, фактически заново им введенным, является жэнь. Подавляющее  число исследователей трактуют жэнь как человеколюбие, гуманность. А.М. Карапетьянц в своем текстологическом анализе вариантов употребления термина «жэнь» в «Лунь юе» приходит к следующему выводу: «Ни в одном из своих значений рассматриваемый термин не имеет никакого отношения к гуманности в нашем привычном понимании, т.е. к человеколюбию, признанию первостепенной ценности человеческой личности, заботы о ней; в лучшем случае речь идет о том, что правитель должен уметь ценить человеческий материал, разбираться в нем. Мы бы не применили этот термин нигде, где его применяет Конфуций»10.

      Решающее  слово в трактовке жэнь остается за китайской культурой. А она за прошедшие две тысячи лет выбрала и впитала изначальный смысл – «человеколюбие», «гуманность». Так этот термин звучит и по настоящее время, иного аналога «гуманности» в китайском языке нет.

     В 1989 г. профессор Чжоу Гучэн, почетный советник фонда Конфуция, выступил с новой интерпретацией термина  «жэнь». По его мнению, его изначальный  смысл в понимании Конфуция означал: «Человек должен бить человеком»11.

     Наряду с категорией «жэнь» Конфуций наделил свою модель общества такими понятиями, как «сяо» («сыновняя почтительность»), «ли» («этикет», «ритуал»), «чжи» («ум», «знание»), «и» («справедливость», «долг»), «чжун» («преданность»), «дэ» («добродетель», «одаренность», «мораль»), «чи» («стыд»), «чжун юн» («принцип середины»).

     Конфуций  разрабатывает и пропагандирует понятие «сяо», призванное сыграть  цементирующую роль в устанавливаемых  им нормах поведения людей. Забота о старших, пожилых людях, прежде всего о родителях, проходит красной нитью через все суждения Конфуция об идеальном обществе. Исполнение прижизненных желаний отца, неукоснительное следование его пути в течение длительного времени должно было установить прочную связь между поколениями, связь с традицией, уважение к традициям своей семьи, а через нее – и к культурным традициям всего китайского этноса. Именно в этом главная функциональная значимость понятия «сяо».

     Кроме того, Конфуций поучает, что одной  заботы о содержании  родителей не достаточно, необходимо постоянно  проявлять чувство глубокого уважения и терпеливой любви. Более того, стремясь усилить этико-моральную значимость принципов сыновней почтительности и любви к старшим братьям, он вводит их в проповедуемый им принцип жэнь, составляющий основу всего его учения.

     Концепция «сяо» не была придумана Конфуцием, он взял те нормы поведения, которые  еще сохранялись в некоторых  больших семьях и патронимиях, по-новому осмыслил их, обобщил и распространил  на все общество. Таким образом, он заручился поддержкой мощного в  то время социального слоя фу лао («отцов-старейших»), стоявших во главе общин. «Отцы-старейшие» были заинтересованы в упрочении своей власти над сыновьями – младшими братьями» (цзы ди) – молодым поколением общины. Отныне они получали активную моральную поддержку со стороны Конфуция.

     Итак, взгляды Конфуция об устройстве общества базировались частично на тех нравственных категориях и ценностях, которые  бытовали в китайской общине. Но он внес и много качественно нового – культ грамотности, знаний. Каждый член общества обязан стремиться к знаниям, прежде всего к знанию истории собственной страны.

     Термин  «чжи» («знание») выступает в нескольких значениях: как конкретное, частное  знание; как усвоение закономерности, а не подглядывание; как неотъемлемое качество благородного мужа. Конфуций уделял специальное внимание и всячески поощрял тягу к знаниям не случайно. Он понимал, что знание является неотъемлемым атрибутом здорового общества. Отсюда его подчеркнуто уважительное отношение к профессионалам, людям, достигшим высоких знаний в своей области. Именно Конфуций призывал к уважительности к трудовой этике, которые впоследствии оплодотворили духовную культуру Китая, став характерной чертой нации.

     Все критерии нравственности, разработанные Конфуцием, органически объединились им в общий поведенческий блок, стоящий за термином «ли» («правила», «ритуал», «этикет»). Каждый член общества с рождения и до своей кончины должен был в повседневной жизни руководствоваться этикетом.

     Благодаря «ли» Конфуцию удалось в своем учении органически слить общество с государством. У него общество не могло противостоять государству, т.к. их связывали общие ценности.

     Все названные категории входили  в единый блок понятий, пронизывающих  жэнь,  и направленных на поддержание  нравственного здоровья общества. Этот блок являл собой духовный каркас общества, способный, по замыслу его творца, противостоять таким явлениям, как корысть, эгоизм, жестокость, жажда власти. Отрицательное отношение Конфуция к богатству, осуждение «стремления к выгоде», призывы к «скромности в одежде и питании»12.

     Именно  заботами о судьбах людей проникнуто стремление Конфуция научить людей  рациональному отношению к природе. Конфуций выделил четыре основополагающих принципа взаимоотношений Общества и Природы.

  1. Чтобы стать достойным членом общества, человек обязан постоянно углублять свои познания о природе, быть сведущим не только в повадках зверей и птиц, но и закономерностях роста деревьев и трав. Знание природы расширяет кругозор и обогащает духовный мир личности.
  2. Только Природа способна дать человеку, а, следовательно, и обществу жизненную силу и отдохновение.
  3. Бережное отношение как к животному миру, так и к природным ресурсам. Рачительное использование природных богатств Конфуций возвел в ранг государственной политики.
  4. Регулярное благодарение Природе.
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конфуций и его учение