Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:57, реферат
Фундаментальную роль в истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551—479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге “Лунь юй” (Беседы и высказывания), составленной его учениками.
Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора (“сына неба”) уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших.
Конфуций. Фундаментальную роль в истории
этической и политической мысли Китая
сыграло учение Конфуция (551—479 гг. до н. э.). Его взгляды
изложены в книге “Лунь юй” (Беседы и
высказывания), составленной его учениками.
Конфуций развивал патриархально-
Будучи сторонником ненасильственных
методов правления, Конфуций призывал
правителей, чиновников и подданных строить
свои взаимоотношения на началах добродетели. Отвергая насилие, Конфуций
говорил: “Зачем, управляя государством,
убивать людей? Если вы будете стремиться
к добру, то и народ будет добрым. Мораль
благородного мужа подобна ветру; мораль
низкого человека подобна траве. Трава
наклоняется туда, куда дует ветер“.
Политическая этика Конфуция в целом направлена
на достижение внутреннего мира между
верхами и низами общества и стабилизации
правления. Он обращает внимание и на необходимость
преодоления процессов поляризации богатства
и бедности среди населения.
Регулирование политических отношений
посредством норм добродетели в учении
Конфуция резко противопоставляется управлению
на основе законов, “Если, — подчеркивал
он, — руководить народом посредством
законов и поддерживать порядок при помощи
наказаний, народ будет стремиться уклоняться
от наказаний и не будет испытывать стыда.
Если же руководить народом посредством
добродетели и поддерживать порядок при
помощи ритуала, народ будет знать стыд
и он исправится”.
В целом добродетель в трактовке Конфуция
— это обширный комплекс этико-правовых
норм и принципов, в который входят правила
ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы
о людях (шу), почтительного отношения
к родителям (сяо), преданности правителю
(чжун), долга (и) и т. д.
Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью
значения законодательства, хотя, судя
по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную
роль.
Существенную социально-политическую
и регулятивную нагрузку в учении Конфуция
несетпринцип “исправления имен" (чжэ
мин). Цель исправления имен — привести
"имена" (т. е. обозначения социальных,
политических и правовых статусов различных
лиц и групп населения в иерархической
системе общества) в соответствие с реальностью,
обозначить место и ранг каждого в социальной
системе, дать каждому соответствующее
ему имя, чтобы государь был государем,
сановник — сановником, отец — отцом,
сын — сыном, простолюдин — простолюдином,
подданный — подданным.
Во II в. до н. э. конфуцианство было признано
в Китае официальной идеологией и стало
играть роль государственной религии.
Платон был выразителем
интересов афинской рабовладельческой
аристократии. Анализируя социальные
проблемы и противоречия современной
ему афинской рабовладельческой
аристократии, он пришел к выводу о
необходимости социального
Согласно такому подходу, Платон условно разделил свободных эллинов на три сословия (группы): философов, воинов и трудящихся, определил им соответствующие функции.
1. Правящую власть
в государстве Платон вручал
философам, ибо это люди, наделенные
мудростью. Только они,
2. Другая привилегированная
группа общества – воины.
3. Третьим сословием,
обладающим вожделеющим
Идеи Платона являются консервативной социальной утопией. Они нигде и никогда не были реализованы на практике. Прообразом этого идеального общества было Спартанское государство с его жесткой воспитательной системой и египетский кастовый строй, которые и подверглись идеализации афинским мыслителем. Но была в платоновской утопической идее и важная положительная черта: Платон понял обусловленность индивида государством, он четко обозначил: руководителями государства не должны быть дилетанты, нужны только умные и порядочные профессионалы.
идеи Аристотеля
Аристотель – ученик Платона, учитель и воспитатель Александра Македонского. Критиковал взгляды своего учителя (Амикус Плято, сед магис веритас – друг мне Платон, но истина дороже). В своем труде «Политика» Аристотель высказал ряд интересных мыслей о политике, государстве, человеке как гражданине государства. Он пишет, что «человек по природе – общественное животное» и свое назначение находит в самодовлеющем общении. Таким общением может быть семья, община, государство. Вне их человек не может выполнить свое назначение, состояться как гражданин.
Аристотель выделил
три формы государственного устройства,
которые в зависимости от целей
правителей могут быть правильными
и неправильными, переходить одна в
другую. Критерием правильной формы
правления выступает общее
1. Монархия (власть
одного) может переходить в
2. Аристократия (правление избранных) может перейти в олигархию (власть богатых).
3. Полития (широкая демократия), т.е. власть большинства над меньшинством, может выродиться в демократию (власть неимущих), а она – в охлократию, т.е. власть толпы.
Главной целью государства Аристотель считал воспитание граждан в добродетели, т.е. соединении политики и нравственности, которые должны быть принадлежностью всех граждан общества. Но из него он исключал рабов и варваров, которые якобы не достигли необходимого в своем развитии для гражданина уровня.
Цицерон (Марк Туллий Цицерон – 106-43 гг. до н.э.) – оратор, поэт, философ и государственный деятель Рима. Он защищал Республику и высказал ценные мысли о гражданском обществе, взаимоотношениях власти и гражданина. Главная цель государства, считал он, – охрана граждан и их имущества. Государство, публичная власть должны жить и действовать, опираясь только на законы. Они должны охранять согласие и общность интересов граждан. Не удивительно, что римское законодательство периода республики долго было объектом для подражания в Европе.
Таким образом, важнейший вывод античной политической мысли в лице Платона, Аристотеля и Цицерона состоит в том, что возможно построить лучшее общество с помощью человеческих знаний и воли, опираясь на государство. Это нормативно-антологическая парадигма политики, которая трактует политику как философию и этику на практике, т.е. поиск хорошего порядка на основе правильной добродетельной жизни людей.
Италия стала
родиной Европейского Возрождения
и колыбелью передовой
Никколо Макиавелли
первым стал рассматривать государство
как результат деятельности не Бога,
а людей, их разума и воли, т.е. придал
государству светский характер. Он
рассматривал и определял политику
как завоевание и удержание политической
власти. В своей книге «Государь»,
он сформулировал и изложил
Таким образом, Н. Макиавелли
создал концепцию светского
Джон Локк (1632-1704 гг.) – второй крупный представитель английской политической мысли, философ и ученый, идеолог социального компромисса 1688 г. между верхами дворянства и верхами буржуазии, приведшего к установлению конституционной монархии в Англии.
Политическая концепция Локка содержится в работе «Два трактата о государственном правлении», где излагается теория конституционной (парламентской) монархии. Она выступает как обоснование социально-политического строя, утвердившегося в Англии во главе с королем, но ограниченного парламентом и конституцией. Неизбежность такого института государственной власти Локк обосновывает позиции теории естественного права и теории общественного договора. Но в отличие от Гоббса, по Локку, правительству передаются не все, а только часть «естественных прав» (отправление правосудия, внешних отношений и др.) ради эффективной защиты всех остальных прав, в первую очередь, права собственности.
Локк также разработал
и обосновал концепцию о
Исключительно велика роль Локка в разработке теории «естественных прав человека», в обосновании ее важнейших положений – о праве личности на жизнь, свободу и собственность.
Названных двух выдающихся мыслителей дала миру фактически английская буржуазная революция XVII века. Идеи Локка и Гоббса послужили прототипом политического устройства Великобритании, которые сделали ее – владычицу морей – передовой ведущей мировой державой.
Аналогично Великая Французская революция XVIII века стала выражением и свершением идейных наработок целой плеяды мыслителей, просветителей, энциклопедистов, которые имели разные взгляды, но их объединяло убеждение в том, что через просвещение народа, распространение знания можно придти к лучшему будущему. Они создали Энциклопедию, высказали интересные политические мысли.
У истоков французского
просвещения, которое идейно разгромило
феодализм и подготовило