Конфуций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:57, реферат

Описание

Фундаментальную роль в истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551—479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге “Лунь юй” (Беседы и высказывания), составленной его учениками.
Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора (“сына неба”) уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 24.01 Кб (Скачать документ)

Конфуций. Фундаментальную роль в истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551—479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге “Лунь юй” (Беседы и высказывания), составленной его учениками. 
Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора (“сына неба”) уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: “темные люди”, “простолюдины“, “низкие”, “младшие” должны подчиняться “благородным мужам“, “лучшим”, “высшим”, “старшим”. Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством. 
Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Отвергая насилие, Конфуций говорил: “Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер“. 
Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Он обращает внимание и на необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди населения. 
Регулирование политических отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов, “Если, — подчеркивал он, — руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится”. 
В целом добродетель в трактовке Конфуция — это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т. д. 
Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью значения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль. 
Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку в учении Конфуция несетпринцип “исправления имен" (чжэ мин). Цель исправления имен — привести "имена" (т. е. обозначения социальных, политических и правовых статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества) в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном, простолюдин — простолюдином, подданный — подданным. 
Во II в. до н. э. конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

 

 

 

 

 

 

 

Платон был выразителем  интересов афинской рабовладельческой  аристократии. Анализируя социальные проблемы и противоречия современной  ему афинской рабовладельческой  аристократии, он пришел к выводу о  необходимости социального переустройства общества, призванного придать ему  необходимую устойчивость, а также  решить задачу воспитания людей, их духовного  совершенствования с помощью  государства. Свои взгляды Платон изложил  в сочинении «Государство». При  этом он исходил из того, что в  человеческой душе преобладает какая-нибудь из трех добродетелей, которая и  формирует качественные свойства человека. Умственное начало порождает мудрость, яростное – мужество, вожделеющее  – благоразумие.

Согласно такому подходу, Платон условно разделил свободных  эллинов на три сословия (группы): философов, воинов и трудящихся, определил  им соответствующие функции.

1. Правящую власть  в государстве Платон вручал  философам, ибо это люди, наделенные  мудростью. Только они, руководствуясь  разумом, могут правильно понять  интересы общества и эффективно  им управлять. Именно к ним  относятся знаменитые слова Платона,  которые многократно повторялись  мыслителями: «Пока в государствах  не будут царствовать философы, до тех пор… государства не  избавятся от зол», – заявлял  он. В целях оградить философов  от пороков и низменных страстей, связанных с обладанием собственностью, моногамной семьей, он предлагал  ликвидировать для них частную  собственность, запретить брак  и семью.

2. Другая привилегированная  группа общества – воины. Обладая  сильной волей и мужеством,  они обязаны были проводить  в жизнь политические решения  философов, охранять их и обеспечивать  порядок в обществе. Но и воины  нуждаются в оградительных мерах.  «У стражей, – писал Платон, – не должно быть ни собственных  домов, ни земли и, вообще, никакого  имущества». Как и философы, они  должны быть обеспечены всем  необходимым за счет государства.

3. Третьим сословием,  обладающим вожделеющим началом  и благоразумием, выступают трудящиеся, т.е. все остальные, способные  к труду свободные граждане. Они  обязаны выполнять все приказы  философов и воинов, владеть собственностью  и осуществлять необходимые хозяйственные  и общественные работы. Но самые  тяжелые работы в «идеальной  республике» Платона должны выполнять  рабы, не считавшиеся гражданами.

Идеи Платона  являются консервативной социальной утопией. Они нигде и никогда не были реализованы на практике. Прообразом этого идеального общества было Спартанское  государство с его жесткой  воспитательной системой и египетский кастовый строй, которые и подверглись  идеализации афинским мыслителем. Но была в платоновской утопической  идее и важная положительная черта: Платон понял обусловленность индивида государством, он четко обозначил: руководителями государства не должны быть дилетанты, нужны только умные и порядочные профессионалы.

 

идеи Аристотеля

Аристотель –  ученик Платона, учитель и воспитатель  Александра Македонского. Критиковал взгляды своего учителя (Амикус Плято, сед магис веритас – друг мне  Платон, но истина дороже). В своем  труде «Политика» Аристотель высказал ряд интересных мыслей о политике, государстве, человеке как гражданине государства. Он пишет, что «человек по природе – общественное животное»  и свое назначение находит в самодовлеющем  общении. Таким общением может быть семья, община, государство. Вне их человек  не может выполнить свое назначение, состояться как гражданин.

Аристотель выделил  три формы государственного устройства, которые в зависимости от целей  правителей могут быть правильными  и неправильными, переходить одна в  другую. Критерием правильной формы  правления выступает общее благо, неправильной – частные цели правителей.

1. Монархия (власть  одного) может переходить в неправильную  форму – тиранию (деспотию).

2. Аристократия (правление  избранных) может перейти в  олигархию (власть богатых).

3. Полития (широкая  демократия), т.е. власть большинства  над меньшинством, может выродиться  в демократию (власть неимущих), а  она – в охлократию, т.е. власть  толпы.

Главной целью государства  Аристотель считал воспитание граждан  в добродетели, т.е. соединении политики и нравственности, которые должны быть принадлежностью всех граждан  общества. Но из него он исключал рабов  и варваров, которые якобы не достигли необходимого в своем развитии для  гражданина уровня.

 

идеи  Цицерона

Цицерон (Марк Туллий Цицерон – 106-43 гг. до н.э.) – оратор, поэт, философ и государственный  деятель Рима. Он защищал Республику и высказал ценные мысли о гражданском  обществе, взаимоотношениях власти и  гражданина. Главная цель государства, считал он, – охрана граждан и  их имущества. Государство, публичная  власть должны жить и действовать, опираясь только на законы. Они должны охранять согласие и общность интересов граждан. Не удивительно, что римское законодательство периода республики долго было объектом для подражания в Европе.

Таким образом, важнейший  вывод античной политической мысли  в лице Платона, Аристотеля и Цицерона состоит в том, что возможно построить  лучшее общество с помощью человеческих знаний и воли, опираясь на государство. Это нормативно-антологическая парадигма  политики, которая трактует политику как философию и этику на практике, т.е. поиск хорошего порядка на основе правильной добродетельной жизни людей.

 

макиавеллизм

Италия стала  родиной Европейского Возрождения  и колыбелью передовой политической мысли не случайно. Именно здесь  раньше других стран развилась и  окрепла рыночная экономика, развернулась борьба за национальное освобождение, становление гражданского общества.

Никколо Макиавелли первым стал рассматривать государство  как результат деятельности не Бога, а людей, их разума и воли, т.е. придал государству светский характер. Он рассматривал и определял политику как завоевание и удержание политической власти. В своей книге «Государь», он сформулировал и изложил различные  способы и методы удержания государственной  власти. Для безопасности нового государства, считал он, лучше всего уничтожить всякое упоминание о старом, особенно в отношении тех, кто мог претендовать на трон, включая физическое устранение возможных противников, в частности, дворян. «Подобная порода людей –  пишет Макиавелли, – решительный  враг всякой гражданственности». Поэтому  он советует просто искоренить дворян. Одновременно он доказывал, что народные массы честнее и умнее государя. Государь, чтобы удержать власть, должен быть, подобно льву и лисице, сильным  и хитрым, скрытно проводить свою политику. При этом надо использовать религию, которая, как социальный институт, совершенно необходима для построения и функционирования государства. Задача властителя – повернуть энергию  религиозного фанатизма на благо  себе и государству, сделать ее созидательной. Для реализации политических интересов, по мнению Макиавелли, пригодны любые  средства, даже самые аморальные, так  как цель оправдывает средства. Этот аргумент получил название «макиавеллизм» и используется для выражения  безнравственной политики.

Таким образом, Н. Макиавелли создал концепцию светского государства, которая легла в основу формирования политики и власти, существования  европейских государств нового времени. Лучшей формой государства он считал республику, но с сильной централизованной властью. Именно в ней могут быть обеспечены порядок и свобода, сочетание  общих и частных интересов  людей.

 

идеи  Джона Локка

Джон Локк (1632-1704 гг.) – второй крупный представитель  английской политической мысли, философ  и ученый, идеолог социального  компромисса 1688 г. между верхами  дворянства и верхами буржуазии, приведшего к установлению конституционной  монархии в Англии.

Политическая концепция  Локка содержится в работе «Два трактата о государственном правлении», где  излагается теория конституционной (парламентской) монархии. Она выступает как обоснование  социально-политического строя, утвердившегося в Англии во главе с королем, но ограниченного парламентом и  конституцией. Неизбежность такого института  государственной власти Локк обосновывает позиции теории естественного права  и теории общественного договора. Но в отличие от Гоббса, по Локку, правительству передаются не все, а  только часть «естественных прав» (отправление правосудия, внешних  отношений и др.) ради эффективной  защиты всех остальных прав, в первую очередь, права собственности.

Локк также разработал и обосновал концепцию о разделении властей на законодательную, исполнительную и федеральную. Под федеральной  он понимал власть, ведающую международными отношениями. Приоритет он отдает парламенту, а не правительству. При этом правительство  само должно подчиняться закону. Народ  остается безусловным сувереном, имеет  право не поддерживать и даже ниспровергать  безответственное правительство.

Исключительно велика роль Локка в разработке теории «естественных  прав человека», в обосновании ее важнейших положений – о праве  личности на жизнь, свободу и собственность.

Названных двух выдающихся мыслителей дала миру фактически английская буржуазная революция XVII века. Идеи Локка  и Гоббса послужили прототипом политического  устройства Великобритании, которые  сделали ее – владычицу морей  – передовой ведущей мировой  державой.

 

идеи  Монтескье

Аналогично Великая  Французская революция XVIII века стала  выражением и свершением идейных  наработок целой плеяды мыслителей, просветителей, энциклопедистов, которые  имели разные взгляды, но их объединяло убеждение в том, что через  просвещение народа, распространение  знания можно придти к лучшему  будущему. Они создали Энциклопедию, высказали интересные политические мысли.

У истоков французского просвещения, которое идейно разгромило феодализм и подготовило революцию 1789 года, стоял Шарль Монтескье (1689-1755 гг.) В своей книге «Персидские  письма» (1724 г.), он дал едкую критику  на французскую абсолютную монархию XVII – начала XVIII веков, ее деспотический  характер режима власти и управления. В других своих сочинениях Монтескье  попытался объяснить происхождение  государства, вскрыть природу законов  и на их основе выдвинуть проект общественных реформ. В главном труде  «О духе законов» он выступил как один из основоположников географического  направления, доказывал, что климат, почва и размер территории обуславливают  нравственный опыт народов, характер законов  и форму правления. Монтескье  выдвинул три основные формы правления: республику, монархию и деспотию. Своим  идеалом он считал конституционную  монархию, но отмечал, что республиканская  форма государства столь же закономерна. К деспотической форме правления  мыслитель относился резко отрицательно.

Информация о работе Конфуций